Роман Любовь земная Глава 6. Девятьсот пятый год

Лариса Чайка Белоцерковец
Вот познакомились мы в лицах.
Пекли в печи мы калачи.
Теперь вернёмся мы в столицу.
Подаст Людмила нам ключи…

Она всегда к теплу стремилась,
Всё юг любила почитать.
Мечта её во сне ей снилась...
И вдруг, приехав отдыхать
В село, попала на равнину,
Где кровь спешит в груди взыграть.
Красивая все ж Украина,
Жемчужной россыпи под стать.

Пшеница с рожью - всем награда.
Земля - прекрасный чернозём.
Сады роскошные за хатой*
И пахнет мятой перед сном.
В Нагольной золото кудряво
В пластах земельных залегло.
Донбасса ярко светит слава,
Гремит в округе за селом.

Любимовка* росла хвалёной.
Тут лучший уголь на земле.
Наш славен антрацит короной,
Теплом согреет люд везде.
Шахтеры   угольною чашей
Гордятся, величью основ
Град Ровеньки наш станет краше,
Став гордой памятью  веков.

   "Любимивка"* - название  железнодорожной станции в городе Ровеньки. Поэтому ранее до войны, город Ровеньки именовался одно время Любимовкой. Ровеньки - теперешний город областного подчинения, расположен в 60 км к юго-западу от областного центра в прошлом г. Ворошиловграда, теперь переименованного в г. Луганск. В городе железнодорожная станция Ровеньки на линии Дебальцево - Зверево. Через южную окраину города протекает река Ровенёк - правый приток реки Нагольной (бассейн Миуса). В 10 км от Ровенёк пролегает автодорога Харьков - Ростов.
    ***   ***   ***   ***   ***
Первое упоминание о слободе Ровенецкой Миусского округа в официальных документах
относится к концу 18 века, когда после уничтожения Запорожской Сечи в 1775 году
Екатерина 2 подарила земли Донецких степей дворянам. Слобода Ровеньки стала центром поместья войскового атамана, генерала от кавалерии Василия Петровича Орлова, который владел богатыми поместьями на Дону.
   В книге "Сборник Области Войска Донского статистического комитета" за 1907 год читаем:
   "...слобода Орлово-Ровенецкая, она же Екатериновка - находится на вершине балки Ровенёк, по обе стороны, на скатах балки. Первоначальное её заселение пришлыми малороссиянами было положено генерал-майором Василием Петровичем Орловым в 1793 году..."
   8 января этого года Василий Петрович женится на Екатерине Иловайской. Венчание состоялось в соборе во имя Воскресения Христова в Черкасске и молодая супруга становиться полноправной женой и хозяйкой Орлово-Ровенецкой слободы.
   Екатерина Дмитриевна оказалась довольно предприимчивой и рачительной хозяйкой: расширяла и без того обширные владения, покупала и продавала крестьян. В Журнале
Войсковой Канцелярии за 1807 год сообщается, что в "1803 году генеральша Орлова купила в Саратовской губернии Сердобского уезда у помещика Голицина село Никольское съ землёю и людьми, состоящими въ оном уезде по последней 5-й ревизии, и часть изъ того же села людей, значущихся въ приложенном при том имянном списке , мужчинъ 55 душ и женщинъ 53 души переселённые сюда..." и "переселила в слободу её Ровенецкую , состоящую в ведомстве Миусского Начальства...". Поселила их на левом берегу речки Ровенёк, назвав улицу Русской. Это были мастеровые люди: печники, портные, скорняки, бондари, гончары, кузнецы. Русские крестьяне-ремесленники породнились с местным населением и до сих пор живут в нашем городе интернациональные семьи, предки тех крепостных: Прониных, Новиковых, Лапиных, Мухиных, Репиных...Ныне эта улица названа в честь украинского поэта Тараса Шевченко и их предки живут здесь и поныне.
   Поместье Орловых было разделено на "белый" и "чёрный" дворы. В "белом" находилась усадьба с роскошным фруктовым садом, выходившим к пруду.
   Господский дом был построен в духе классицизма, украшен колоннами и имел высокое крыльцо. В "чёрном" дворе находились мастерские, конюшни и теплицы, где выращивались экзотические фрукты и овощи для господского двора. По свидетельствам старожилов в поместье выращивали даже ананасы, несмотря та то, что родина этого растения тропические страны.
   Екатерина Дмитриевна, воспитанная в христианской вере, радела не только о делах земных, но и о духовных. 23 мая 1798 года была заложена каменная однопрестольная церковь во имя Святого Николая Чудотворца, которая была освящена 21 августа 1804 года. Храм производил неизгладимое впечатление на прихожан и гостей Ровенецкой слободы своим величием. Его ворота были выкрашены в красный цвет, поэтому и улицу, на которой стоял храм, стали называть Красной. Первым священником был дьякон Василий Бедненков.
   Жители слободы занимались сельским хозяйством - возделывали землю, выращивали скот, разводили овец. В позднейших документах городок, расположенный на землях Войска Донского как и прежде назывался Ровенецкой слободой, которая и стала  центром обширного поместья бригадир-майора от кавалерии графа Василия Петровича Орлова. В 1861 году в ней числилось 392 двора, проживало 2852 человека. В пользовании крестьян находилось 2416 десятин земли. Владения Орловых только в Ровеньках превышали 29 830 десятин земли. Крестьянам же было выделено в среднем по 3,1 десятины на ревизскую душу. За каждый надел нужно было в течение 29 лет вносить ежегодно по 8 рублей выкупной платы. Крестьянам, как правило, доставались худшие земли. Пастбища, выгон, лес, ярмарочная, базарная площади оставались барскими. За пользование ими крестьяне отрабатывали определённое количество дней. Малоземельные крестьяне вынуждены были батрачить, наниматься на сезонные работы. Скудного зароботка часто не хватало на пропитание семьи. Бедняки продавали свои избы и переселялись на более дешёвые земли. Так возникли слободские окраины: Кабарда, Крейдянка, Кривой Ярок. В центре проживали зажиточные семьи.
   В связи с пуском Луганского чугунолитейного завода еще в начале 19 века в окрестностях Ровенецкой слободы проводились исследования недр, во время которых были обнаружены большие залежи угля.
   Открытие шахт в слободе также связано со строительством Екатерининской железной дороги.  В 1887 году в Ровенецкой слободе появилась первая шахта, она была  примитивной и называлась шахта-мышеловка, которая и давала уголь железнодорожному посту Козабелово. Надшахтных сооружений не было. На поверхности устанавливали ворот-барабан, который приводили в движение двое рабочих. При помощи этого механизма опускались в шахту горняки и поднимался на поверхность уголь. Здесь, у шахты уголь ссыпали. Спустя десять лет было уже 4 шахты.
   Реформа 1861 года не принесла улучшений положения крестьянства, но падение крепостного права дало толчок развитию капиталистических отношений в промышленности на селе.
   По сведениям 1868 года Орлово-Ровенецкая слобода Миускго округа Области Войска Донского уже волосной центр. В состав волости входили следующие населенные пункты: Грибовахский, Карпово-Вишневецкий, Номикосово-Казабеловский, Кондрючевский, Должинский, Курячий.
   Суждено было развиться в промышленном отношении  Ровенецкой слободе, так как земля эта содержит не только несметные богатства антрацитовых самых качественных углей, но и металлоносных глиняных пород,из которых изготовляли аспидный шифер. Добывали также  черный мел для изготовления краски и карандашей. До революции в рядом лежащем селе Нагольно-Тарасовка добывалось золото.
   Первая школа в слободе начала работать в 1871 году. Это было двухклассное министерское училище на 120 человек. В 1891 году открылась церковно-приходская школа на 100 детей. В 1882 году при двухклассном училище открывается первая библиотека.
   В первом десятилетии 20 века слобода входила в Таганрогский округ Области Войска Донского и входила в состав Российской империи. Ровенецкая слобода была  известна как большой торговый центр. Ежегодно проводились четыре ярмарки с общим оборотом 300 000 рублей. Работали магазины и лавки, паровая и водяная мельница. В слободе имелись шиферная фабрика, кожевенный и кирпичный заводы, пивоваренный завод, построенный еще в 1906 году.
   Исторические катаклизмы, проходившие в Российской империи, наложили свой революционный отпечаток и на события в Ровенецкой слободе - был разрушен памятник Александру 2. Власть постоянно менялась и лишь в 1920 году в слободе Ровеньки Таганрогского округа Донецкой области была окончательно установлена власть Советов.
   Слобода быстро меняет свой облик: сооружаются новые дома, шоссейные дороги, прокладывается водопровод, электрифицируются улицы.
   С 1920 по 1923 года Ровеньки входят в Шахтинский округ УССР.
   С 1923 по 1929 года  - в Луганский округ Донбасса.
   С 1930 по 1934 года - Ровеньковский район.
   В 1934 году районный центр Ровеньки Луганского округа Донецкой области получают статус города, а с 1937 года входит в состав Ворошиловградской области.
   К началу сороковых годов  здесь действовало 8 крупных шахт, объединенных в трест "Фрунзеуголь". Развитие шахт способствовало росту и развитию города и административных подчинённых ему населенных пунктов.
   Великая отечественная война нарушила мирную жизнь и принесла на землю боль, слёзы и скорбь.
   Свыше семи тысяч добровольцев вступили в 726-й стрелковый полк 395-й Краснознамённой Таманской стрелковой девизии. Как в мирное время, так и в годы лихолетья, шахтёры были всегда первыми, шли туда, где опаснее. На войне они командовали полками и дивизиями, водили в бой танковые бригады и эскадрильи, ходили в разведку, форсировали Днепр и Вислу. Звания Героя Советского Союза удостоены    А. Ф. Бурда, П. В. Беликов, Замула М. Г., Тупикин Г. В., А. А. Мален,
Н. Н. Покачалов, С. И. Титаренко, В. А. Трушин, П. Д. Репин, В. Е. Ярцев. Орденом отечественной войны 2 степени № 3964906 награждён мой отец Ходяков Иван Александрович.
   С оружием в руках 12 тысяч ровенчан отстаивали честь, свободу и независимость в боях против немецко-фашистских захватчиков. Почти каждая семья потеряла кого-то близких или дальних родственников.
   Ровенчане свято чтят и стремятся увековечить имена воинов, не пришедших с полей сражения, патриотов, ставших жертвами фашистского террора: мемориальный музей "Памяти погибших", холм Славы с изображением пятерых молодогвардейцев, расстрелянных в Гремучем лесу, братская могила павших в боях и умерших в госпиталях от ран.
   Величественным памятником стал город, поднятый из руин в живописной долине Донецкого кряжа. Все эти годы город строился и расцветал. Со всех сторон к нему примкнули новые микрорайоны: Черниговский, Киевский, Шахтёрский, им. Гагарина и Молодёжный. Вот такая живая историческая картина получилась о моём любимом городе Ровеньки, где я проживаю с детства, хотя я родилась в горде Новочеркасске Ростовской области. Теперь вновь мы возвращаемся на сто лет назад в наше повествование.

Мы возвращаемся сонливо
Назад в Россию на сто лет…
Девятьсот пятый торопливо
Нам подает былой рассвет.
Людмила – важная особа,
О ней вся пламенная речь.
Она любимица народа.
Судьба ей дарит много встреч:

Влюбленных нагло разогнали.
Беременность всё же спасли.
И нагло Людочке наврали:
Иван* убит - шумок внесли.
Но время шло и сердце билось.
Не верилось в обман тогда.
Во сне Иван всё время снился,
Что жив и ждёт её всегда.

Людмила из дому сбежала,
Увидев новый белый свет.
Она в душе не растерялась
В свои семнадцать дивных лет.
Ивана в городе искала,
Жила у деда своего.
Но от родителей скрывала,
Где спрятано её крыло.

Ей дед на поиск вызвал друга,
Ему за всё он заплатил.
Тот поднял всю тогда округу,
Искали всюду, что есть сил.
Иван сбежал в леса от горя,
Подальше от родимых мест.
В лесу избу построил, боле
Не появлялся в знатный свет.

Боялся, что в тюрьму посадят.
А жизнь вокруг его цвела.
Тесть по головке не погладит
Его за мутные дела.
А чтоб забыться, по неволе
Себя сам в творчестве нашёл.
Как хорошо дышать на воле
И план в головушку пришёл:

Занялся камнями тот крайне
И всюду золото искал.
Геолог был и жил всё в тайне:
Трудился, землю изучал.
Не далеко была деревня,
Повозку с лошадью там взял.
И на повозке сам деревья
К избушке в лес переправлял.

Сушил их, разрезал на доски,
Сам вмиг узоры подбирал,
Резцом он резал все наброски,
Из них скамейку собирал.
Вязал берёзовый сам веник,
Возил скамейки продавать
И получал за это деньги -
Умел собой очаровать.

А чтоб Ивана не узнали -
Простым холопом был в местах,
Все бороду растил с усами,
Ходил в лохмотьях и штанах.
А сам был барином богатым
И с дедом прежде жил в дворце,
Ведь дед же был довольно знатным
И вел дела в большом лице.

Любовь скрутила, как игрушку,
(Не верилось шальным глазам),
Иван уткнувшись сам в подушку
В себе растил любви бальзам.
Все ездил в город на повозке
Среди лесов, среди полей
И для продажи вёз известку,
Чтобы продать её скорей.

Прошло два года мук, короче
Всё надоело быть глупцом,
Людмила снилась каждой ночью,
Женат на ней, живут вдвоём.
И вот однажды на рассвете,
Когда луч солнца свет пробил,
Ивана следопыт* заметил:
На речке рыбу тот удил.

Был рядышком с избушкой светлой,
Свою избушку полюбил,
И выкрасив, как ту конфетку,
Как во дворце, в избушке жил.
Нашёл он кисти на базаре,
Резец по дереву большой
И сразу руки заиграли,
Творили красочный узор.

Иван раскрасил все окошки,
Украсил их своей резьбой
И замок получился броский -
Как в сказке терем расписной.
Людмилин дед подкрался с делом:
Увидел парня с бородой.
Что за чужак живёт так смело?
- Дружочек, кто же ты такой?
К Ивану дед наш обратился -
- Ты что, Иванушка, живой!?

Давно, я вижу, поселился.
Чтоб горечь снять с души своей,
Но ты совсем не изменился,
Лишь борода да дух бодрей.
Тебя я видел на страницах
Газет, журналов наших дней.
Твоё лицо там так искрится...
Ты парень будешь всех модней.

Тебя ждала кругом расправа.
Как ты попал сюда, скажи?
Ведь ищет вся тебя управа
И внучка безо всякой лжи.
Искать бедняжка так устала...
Ты спрятался тут хорошо.
Людмила если бы узнала,
Тебя нашла бы здесь  давно.

Ночей Людмилочка не спала,
Всё думала тебя спасти.
-Погиб - она мне так сказала,
Но всё ж рвалась тебя найти.
Ведь  долго мы тебя искали,
Хотя  понять тебя легко.
Людей мы долго собирали,
Чтобы найти твоё крыло.

А ты попался в сеть случайно.
Ну как же, жизнь ведь хороша...
Когда вот открывая тайну,
Ты ждёшь любовь, едва дыша.
Мне фотографию давала
Твоя невеста, аль жена.
Моя же внученька страдала,
Все плакала, лишилась сна.

Теперь ты, сокол, будешь друг мой.
Забудь про синие пруды.
Мне нравится здесь твёрдый дух твой
И красота твоей избы.
Побрей ты бороду сначала,
Да  поприличней  причешись.
Приедет Люда.
Без скандала ты встреть её
Да обнимись.

Тебя простили все родные.
И ты всех родичей прости.
Все связи рода коренные
Всегда по жизни ты блюди.
Ну вот услышал ты рассказ мой.
Теперь Людмилу поджидай.
Она приедет скоро в срок свой,
Людмилочку мою встречай.
             6.03.2016 г.

Продолжение в следующей главе.

Село* по-русски деревня.
Хата* - по-русски изба.
Следопыт* - дед Людмилы.