Занятие 1. Эпитеты

Александр Аркадьевич Андреянов
Стихи – это не только зарифмованные и ритмичные строки, но и предложения. В поэтических предложениях, как и в прозаических, должны присутствовать не только главные члены предложения (подлежащее и сказуемое), но и второстепенные (определения , дополнения, обстоятельства). Понятие «определение» понимается двояко. Во-первых, как словесная формулировка какого-либо термина, а во-вторых, как второстепенный член предложения.Именно второстепенные члены предложения позволяют всесторонне описать предмет, объект, явление стихотворения. Кроме того, некоторые из второстепенных членов предложения, а именно, эксклюзивные определения и обстоятельства образа действия могут выступать в роли эпитетов, занимающих первую строчку в средствах речевой выразительности.
Эпитеты – это яркие, образные определения (в первом смысле), направленные на усиление выразительности образов лиц, объектов, предметов, явлений, дающие им художественную оценку.  Эпитеты призваны высвечивать в предмете, объекте, явлении существенный признак, или  свойство, сообщать этому признаку дополнительное переносное или символическое значение.
Вспомним классику:
Описывая зимний лиственный лес, А. Пушкин использует удивительный по точности эпитет «прозрачный», т.е. пропускающий свет.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Для того чтобы убедиться в совершенстве первой строки, попытаемся подставить в неё другой какой-то эпитет, близкий к пушкинскому, например «опавший» лес.
Строчка получится, но не пушкинская: «Опавший лес один чернеет»
Из этой фразы не следует, что лес зимний, поскольку и глубокой осенью лес обычно уже без листьев. Значит и в это время лес может чернеть. Вопрос только в том, заметим ли мы его черноту? Ведь и земля, не покрытая ещё снегом, тоже чернеет, и, омытые дождями, деревянные дома также выглядят почерневшими.  Тогда не понятно, почему опавший лес чернеет один?  Местоимение «один» здесь оказывается лишним, приходится заменить его каким-либо словом и изменить строку. Скажем так: «Опавший лес, земля чернеют». Получается описание не зимнего леса, а осени. Это – ещё полбеды. Беда в том, что в этой строке нет очарования пушкинской строки.
В строке А. Пушкина лес чернеет один потому, что это зимний лес, всё вокруг него бело, и под ним вся земля покрыта снегом, и эта белизна видна из-за прозрачности леса, потерявшего свои листья в осеннюю пору.  Вот как много приходится употребить прозаических слов для объяснения гармонии пушкинской строки из четырёх слов, позволяющей зримо представить образ зимнего леса.

Приведем примеры точного употребления эпитетов из сборника стихов молодых поэтов.
Г. Безрукова:
Какие слезы и страданья?
И помешать посмеет кто?
Лечу на первое свиданье
Во взрослом сестрином пальто.   С.17.
В третьей строке эпитет выражен порядковым числительным – первое свидание. В последней строке  сразу два точных эпитета: взрослое и сестрино пальто. Попробуйте поставить вместо взрослого пальто другой ординарный эпитет (хорошее, новое, красивое и т. п.) и четверостишие сразу сделается содержательно бледным. Ведь речь идёт о первом, в жизни лирической героини, свидании. Оно может состояться ещё в юношеском возрасте, когда девушка ещё не вполне взрослая и носит своё подростковое пальто, из которого явно выросла и поэтому чувствует себя неловко.Итак, две причины побуждают героиню лететь на свидание: неординарность события и пальто.
И. Заваржин:
и страшный промысел гармони
у инвалида на груди.   С. 78.
Действительно, вспоминаю своё детство и подтверждаю, что инвалиды Великой Отечественной Войны часто добывали средства для приобретения выпивки игрой на гармони в людных местах. Люди, лишенные ног, сидели на самодельных деревянных тележках, у которых вместо колес стояли стальные подшипники. Таким образом, шальные  глаза пьяно горланящего гармониста находились на одном уровне с глазами маленьких детей и бродячих собак. Картина вызывала настоящий ужас.

Среди словарей русского языка для литературных занятий (http://rifmovnik.ru) имеется и словарь эпитетов, к которому можно обращаться. Однако, как правильно отмечается, эпитеты становятся таковыми в тексте стихотворения, а не в словаре. Таким образом, задача поиска наиболее точного и яркого определения всегда стоит перед автором стихов. По этой причине лучше поупражняться в поиске наиболее подходящих эпитетов.
Эпитеты чаще всего выражаются прилагательными и могут находиться в любом месте стихотворной строки. Для заданий мы выбрали те фрагменты стихотворений, в которых эпитеты, выраженные прилагательными, находятся в конце строк и рифмуются с соответствующей строкой четверостишия.

Задания
В следующих заданиях соблюдая стихотворные размеры строф (дефис означает безударный слог, а черта с наклоном вправо – ударный слог) и, пользуясь словарями рифм и эпитетов, вставьте пропущенные эпитеты (прилагательные) в рифму с соответствующими строками. Решение заданий (в любом количестве) приводите в рецензиях на данную беседу.
 
Задание 1.
Мы ели почки сосен  / -
– казалась сладкою еда.
Мы пили воду из колодцев райских –
казалась мятною вода.

Задание 2.
Сверху сыплет хвоей  / -
И осиновым листом,
Иль встревоженная белка
Чиркнет огненным хвостом.

Задание 3.
Крик утки над гладью протяжный
И крыльев пронзительный свист.
И месяц в том воздухе  /-
Над самой осокой повис.

Задание 4.
Жухнет трава по откосам,
Ягоды брызжут салютом.
Радость – мальчишкам  - / -,
Радость – дроздам длинноклювым.

Задание 5.
Не все ж война!
                Но ветер с дымом  / -
Встревоженному сердцу говорит:
Склонись в раздумье над любым пригорком,
Не ошибешься – здесь солдат зарыт.

Задание 6.
ПОСЛЕДНЕЕ ШКОЛЬНОЕ ЛЕТО
И потому в автобусе  - / - ,
Белеющем от платьев и рубах,
Никто не плакал.
Продолжалось лето.
И не сошли чернила на руках.

Задание 7.
В укромных уголках России
Судьба случайно набредет
На молчаливых, - - / - ,
Отцветших женщин у ворот.

Задание 8.
И неслышно,
Шагом  / -
Через стороны  -/ - ,
Через Новгород и Тихвин
За снегами по России.

Задание 9.
А география как раз
предмет весьма  - / - :
своя Камчатка есть у нас,
и полюса, и пятна,


Задание 10.
А он крутил, он все крутил
свой шарик  - - / - .
Ученье – свет, и он светил
и честно и устало.

Задание 11.
А то, что с дней войны  - /
жил искалечен весь он, –
директор нам сказать пришел
и зеркало завесил.

Задание 12.
Стоит городок  - - / -,
Деревня – на том берегу,
Налево – боры с земляникой,
Направо – ромашки в логу.

Задание 13.
Вдоль темных оврагов, в песчанике  / -,
везде, где пролягут земные пути,
задача – не просто вцепиться и выжить,
задача – так буйно и ярко цвести!

Задание 14.
Еще я люблю и ликую,
Не плачу о сроке  - / .
Зачем же тогда я тоскую,
Увидев, как вы за окном

Осенней пронизаны дрожью,
Роняете лист на жнивьё…

Задание 15.
На полу мои ноги  - / - 
– Вот бы мне в этот сон, в этот бой!
Вдруг все это отец не осилит,
Не вернется оттуда  - / ?!

Задание 16.
Сыновним чувством схваченный в кольцо,
Смотрю, как дождик трудится над пашней.
Какое было у отца лицо
В атаке той последней,  - - / - ?

Задание 17.
Коровий сон зимой  - / - ;
Февраль выветривал тепло.
За тонкою перегородкой
Она вздыхала тяжело.

Задание 18.
Жжет осока.
                В кровь меж пальцев режет,
Что и пальцы уж не развести.
Только мысль о яблоках, да  / - ,
Заставляет к дереву ползти.

Задание 19.
А ребята в округе  - / -,
Им бы только победы трубить!
Но давно перебиты фашисты.
Мне вот поваром хочется быть.

Задание 20.
Полон страсти нынешней и  / - ,
ветхий дом, он дорог оттого,
что труба обыденщины пошлой
ржала за пределами его!

Задание 21.
За городской чертою иней
Съедал последнее тепло.
Окраина в спецовке  / -
Дышала к ночи тяжело.

Задание 22.
Я пригвожден к дорогам  / - ,
Которых вспять не повернешь.
Там молоко сосет кобылье
В табун забравшаяся рожь.

Задание 23.
Хорошо синим вечером  / -
Посидеть в ее теплой избе.
Отдает она людям улыбки,
Оставляя печали себе.

Задание 24.
Остывала земля понемногу,
И ненастной, промозглой порой
Беспокойно шагнул я с порога
И калиткою хлопнул  - / .

Задание 25.
За домом двор тонул в снегу,
Местами грязном и  - / - ,
На белом в сахаре лугу,
Где лето осень променяло.

Задание 26.
И стеблю – сок и кровь тебе дана,
Чтоб жечь в конце цветением  - / - ,
Раздвинуть мир, проклевываясь в красном,
И ртом дышать в зеленом допьяна.

Задание 27.
Тихоня, как гибель пригожа твоя!...
Молчит, закрывается ивой.
Срываются листья, краснея… И я
Когда-нибудь стану  - / - …

Задание 28.
СЛЕД
Размытый или  / - 
– его вписали мы
в историю Чукотки,
в преданья Колымы.

Задание 29.
Они в штыки на камень  / - ,
в упор, насквозь, наверняка!
О, сколько, силы и упорства
в живой упругости ростка!

Задание 30.
Проснешься, от страха сгорая,
И долго сидишь в тишине,
И жжет тебе губы  - / -
Слеза, что приснилась во сне.

Задание 31.
бабка радугу ткала.
Нитки дождика, и травы,
И – полосками – заря.
Все-то видит глаз  - / -,
не положит краску зря.

Задание 32.
Наполняется шумом вселенским
Тихий дождик в сознанье больном.
Он идет над прудом  - - / -,
Где купалась я в детстве  - / .

Задание 33.
Росист и зябок вечер,
И осень холодна.
Плывут по Вятке  / -
Куда-то бакена.

Задание 34.
Под луною  - - / -
В безысходности ночей
Мы проснулись не от крика
Возвратившихся грачей.

Задание 35.
В бурунах и порогах, - / - - ,
Жизнь течет, забытью вопреки,
И тропинка моя родословная
Повторяет изгибы реки.

Задание 36.
Рассохлись узенькие ставенки,
Перекосило косяки,
А я ей все казался  / - -
На берегу большой реки.

Задание 37.
Змеились, круты и  - / - ,
Пылили дороги страны…
Но мир доверялся ребятам,
Родившимся после войны.