Курган

Александр Российцев
Все в мире меняется – люди, их жизнь, даже климат. Одно только неизменно в моей родной деревеньке – огромный курган на берегу Каспли. Время округлило его форму, сделав похожим на макушку какого-то сказочного великана, спящего в земле.
Давным-давно, когда Каспля была судоходной, мелкие суденышки, снующие по ней, из-за дальних излучин замечали его макушку. Этот ориентир означал – скоро Двина, широкая и просторная, с выходом в море. А курган, как суровый пограничник, охранял покой родной земли. Нарушал его спокойствие только летний праздник Купалы. В эту ночь на нем собирались не только деревенские – приходили, приезжали, приплывали из поселка-райцентра, из окрестных деревень: самый высокий купальский костер был у нас.
Задолго до праздника мы, ребята, собирали для него огромные шины от грузовиков, самосвалов, выискивали обломки шифера – именно он придавал особую праздничность костру, лопаясь в огне и разлетаясь искрами настоящего фейерверка.
Поздно вечером, закончив все дела по хозяйству, к кургану сходились взрослые. Степенно, неторопливо устанавливали огромный столб с крестовиной наверху, на которой бубликами висели наши шины, заранее набитые кусками шифера.
И вот он, главный момент праздника: от длинного факела вспыхивало одно колесо, другое, третье; разгораясь в вышине ночного неба, огонь выхватывал из темноты зачарованные лица притихших словно в молитвенном экстазе людей.
…как вдруг резкий, сухой треск рассыпает мириады искр в реку; на склоны кургана летят раскаленные кусочки шифера со светлячками огней. Незабываемое зрелище!..
Понемногу то тут, то там заиграли гармошки, песни эхом разнеслись по реке. В эту ночь древнему великану не уснуть. Утром, убирая остатки праздничного костра, нам чудилась его усталость, старческое недовольство.
Да, дети не дают покоя старикам!..

Нас, мальчишек, всегда занимал вопрос: «А что у него внутри?»  Может, это просто природный холм, каких много на земле, по которой прошел ледник?
Но однажды приятель, живший неподалеку от кургана, позвал к себе: что-то покажу…
На чердаке сарая в пыльных струях света висела кольчуга, настоящая, даже не очень ржавая!
- Откуда?
- Из кургана. Я нору прокопал почти до центра…
Боже, как мне захотелось тоже докопаться до чего-то древнего, родного!
Вскоре я, вооружившись саперной лопаткой,  искал в зарослях ольхи вход в курган. Это была узенькая нора,  пробраться в которую можно было только на четвереньках.
Уткнувшись в темноте в тупик, я активно принялся вгрызаться лопатой в плотную глинистую землю.
И вдруг странный гул из-под земли содрогнул ее, с незакрепленных сводов посыпалась земля, и я поспешно, по-рачьи ретировался. Что это было? Может, отголосок проезжавшего по большаку самосвала, а может… курган не пустил меня дальше?..
Так и стоит он на берегу: таинственный, непознанный, как быль древней земли.

Совсем недавно я узнал, что через курган проложили автомагистраль, срезав его вершину. Все на земле исполосовано дорогами. Стремясь в бесконечные дали, можно, обогнув землю, вернуться в ту же точку. Да вот только кургана в этой точке уж не будет. Никогда.