Эмоцивизм как новая поэзия

Виктор Скорых
Эмоцивизм как новая поэзия

Манифест нового поэтическо-литературного направления, основанного автором 1 декабря 2015 года.

1. Поэзия - это эмоции

Я люблю тебя, как любит звонкий ветер камыши,
Я люблю тебя всей волей, всеми струнами души.
Я люблю тебя, как любят неразгаданные сны:
Больше солнца, больше счастья, больше жизни и весны.
(М. Лохвицкая. Я люблю тебя...)

Когда нас охватывает чувство любви, то море положительных эмоций заполняет наше сердце. Мы ощущаем прилив новых сил, новой энергии, новых чувств, которые помогают нам узнать нечто новое и неповторимое. Это притяжение нового мира эмоций, без чего не может жить ни один человек.

Когда мы видим прекрасный пейзаж, где распускаются благоухающие цветы, шелестят зеленые леса, сверкают на фоне голубого неба золотые лучи солнца, то в нашу душу входит целых мир возвышенных эмоций, делающих нашу жизнь богаче и интереснее.

Когда наше тело охватывает боль от полученных ран или от ударов жестокого мира, то мы испытываем сильные переживания с помощью таких же сильных эмоций. Эмоции страдания и боли тоже важны и необходимы человеку, чтобы лучше узнать окружающий мир и людей, которые так же радуются успеху и переживают собственные неудачи.

В этих переживаниях - сила эмоций, заставляющая нас жить каждым днем, чтобы радоваться новому солнцу, новым впечатлениям, новым людям. Наши эмоции это наша любовь и ненависть, это боль и радость, это счастье и горе. Это все то, что превращает нашу жизнь в поэзию, а поэзию - в жизнь. Это то, что делает саму поэзию самой прекрасным способом выразить свое я, раскрыть свою душу, излить переживания своего сердца.

Эмоции и составляют основу нового литературно-поэтического направления, которое родилось в непрекращающихся попытках найти свое слово, свой язык, свой мир.

Переполняемое различными эмоциями сердце переживает собственные чувства и пытается найти некий путь, ведущий к правильному постижению реального времени и пространства. Несмотря на туманность картины, которое рисует чувственное сознание, охваченное бурей эмоций, все же раз за разом видение мира становится все прозрачней и отчетливей.

В поэтическом постижении мира поэт проходит тот же путь: от полного неведения до создания собственного образа мира. И чем больше его обуревают эмоции, тем быстрее он постигает реальность, шаг за шагом все отчетливее обрисовывая контуры нового мира, как мореплаватель, приближающийся к новым берегам нового континента.    

2. Эмоции и чувства

Благословен день, месяц, час
И миг, когда мой взор те очи встретил
Благословен тот край, и дол тот светел,
Где пленником я стал прекрасных глаз.
(Петрарка. Книга песен. Сонет LXI. Перевод Вяч. Иванова)

Когда Петрарка, поселившись в Авиньоне, 6 апреля 1327 года, в Страстную Пятницу, на службе в церкви впервые увидел Лауру, то это было прежде всего чувство, которое вдохновило знаменитого поэта на создание лучших его сонетов.

В 1348 чума унесла жизнь Лауры. О своей трагической и неразделенной любви поэт написал легендарную «Книгу песен» - «Канцоньере» (1327-1374), состоящую из 2 частей: «На жизнь мадонны Лауры» и «На смерть мадонны Лауры». Только любовь, как одно из совершенных эмоций,  дало поэту силы для сочинения 366 стихов: 317 сонетов, 29 канцон, 9 секстин, 7 баллад и 4 мадригалов, вошедших в «Книгу песен».

Любовь и ненависть, радость и страх, смех и плач - все эти эмоции присущи человеку и их испытывал каждый из нас. Эмоции не зависят от нашей воли, они рождаются свободно, без всякого внешнего проявления разума. Эмоции всегда объективны, так как они направлены на объективные объекты их появления.

Я восхищен красивой природой, панорамой города, звездным небом. Это значит, что объектом эмоций стала сама природа, город или звездное небо, которые не зависят от нас самих, как бы мы к ним не относились.

Чувства противоположны по своей зависимости, хотя имеют схожие признаки возникновения. Я чувствую любовь к девушке, презрение к к плохому человеку, восхищение к своему другу. Это значит, что мои чувства привязаны к строго определенным субъектам: к девушке,  человеку,  другу.

Поэтому чувства всегда субъективны и мы зависим в разной степени от них самих. Если субъекты наших чувств станут для нас другими людьми, то сразу изменится и наше отношение к ним.

Поэт, делающий признание в любви к кому-либо, всегда субъективен и зависим от предмета (или объекта) своего поклонения. Это делает поэзию очень чувственной и притягательной, но очень субъективной и туманной.

Эмоции позволяют представить чувство любви в более объективной картине переживаемых ощущений, очищая эмоции от наслоения разнородных чувств, часто противоречащих самим себе.

3. Эмоции открывают мир

Я полюбил тебя, лишь увидал впервые.
Я помню, шел кругом ничтожный разговор,
Молчала только ты, и речи огневые,
Безмолвные слова мне посылал твой взор.
(К.Д. Бальмонт. Беатриче)

Когда в 1492 году корабли Колумба пересекли воды Атлантики, то перед взором путешественников открылась неизведанная земля. Хотя сам мореплаватель заблуждался по поводу новых берегов, считая их частью Индии, все-таки он, сам того не зная, стал первооткрывателем Америки.

Колумб, открывший новый материк и переживший по этому поводу немало самых сильных эмоций, был сродни поэту, который мечтая о новых мирах и новых образах, сочинил немало поэм и сонетов, увековечивших высокие эмоции, прославлявшие благородные стремления человеческой души.

Поэзия это всегда открытие мира, открытие мира новых чувств и новых мыслей. Это наша душа и наше сердце, переполненное самыми совершенными переживаниями, окрасившую нашу жизнь бесконечной радугой живых красок, с помощью которых художник создает замечательные произведения искусства.

Новая поэзия создается новыми эмоциями, что позволяет увидеть дальше, чем могут нам позволить наши чувства, привязанные к определенному месту и времени.

Разве мог бы гений Пушкина увидеть переживания Моцарта и Сальери, метания Дон-Жуана или сочинить письмо Татьяны к Онегину, живя только в Болдино и любуясь только красотами местной природы и местных барышень? Конечно, нет! Для этого поэту не хватило бы одного ума и воображения.

Поэт, переживший не одну драму любви и душераздирающих эмоций, научившийся выражать собственные и чужие чувства всем понятным языком поэзии, способен вознестись над собственным опытом личных чувств и переживаний и подойти к пониманию высших процессов переживаемого времени и пространства.

4. Эмоции – язык импульсов и символов

В начале было Слово. Ждите Слова.
Откроется оно.
Что совершалось - да свершится снова,
И вы, и Он - одно.
(З. Гиппиус. Любовь)

Впервые Данте встретился с Беатриче в 1274 году, когда ему было 9 лет (ей же было 8). Встреча произошла на майском празднике во Флоренции, в её доме, когда отец Данте взял его с собой в гости. Об этой знаменательной встрече Данте напишет в своём первом произведении - «Новая жизнь» («La Vita nuova»).

Первая встреча и первая любовь Данте стали неким импульсом сильного переживания,  сохранившегося на всю жизнь и ставшего источником для создания такого шедевра, как «Божественная комедия», где Беатриче, а вернее – ее образ, помогает поэту пройти через все испытания, пережитые за грехи в Аду, обновить свою душу в Чистилище, и вознестись после духовного перерождения в Рай.

Сам текст «Божественной комедии» несет в себе целый мир образов-импульсов, который преображает сознание автора и служит некой путеводной звездой в необыкновенном путешествии из подземелья Ада в высшие круги движения небесных сфер. Импульсы должны родиться и в самом сознании читателя, который должен пережить ту же гамму чувств-эмоций, что и сам Данте.

Импульсы многозначны. Они тождественны как эмоциям и чувствам, так и их символьным знакам – словам, изображающим наши переживания.

Как эмоции, импульсы рождаются в самом человеке и исходят от него, превращая чувственные образы в длинный ряд поэтических метафор.

Как слова,  импульсы отображаются поэзией при помощи разного рода выразительных средств поэтического языка и служат для передачи всей гаммы переживаний поэта. Поэтические слова есть не что иное, как знаки-символы, имеющие чисто поэтическое значение. Каждый поэт наделяет свою поэзию собственными знаками-символами, создавая и творя свой поэтический мир, имеющий сложную причинно-зависимую связь с реальным миром.
Импульсы-эмоции и импульсы-символы образуют гармоничное единство эмоционального языка, при помощи которого поэт создает свои произведения, вкладывая в них свой смысл и значение.

5. Эмоции и эмпатия

Страстей порывы утихают,
Страстей мятежные мечты
Передо мной не затмевают
Законов вечной красоты...
(Е. Баратынский. В дни безграничных увлечений...)

Каждую весну просыпается живая природа, даря миру миллионы цветов. Но есть экзотичные растения. В частности, таинственный цветок из Китая - Ютан Полуо, что на санскрите означает «благоприятный цветок с небес». Цветок,  упоминающийся в буддийских писаниях, по мнению ботаников, цветет только раз в 3000 лет. 
Эмоции, как цветы, не рождаются на пустом месте. Им тоже нужна благодатная почва. Выступая в качестве сильнейших переживаний, эмоции могут стать источником появления аналогичных чувств в другом человеке-субъекте.
Способность переживать эмоции другого человека называется в психологии эмпатией, а человек, чувствующий ощущения другого – эмпатом. Можно смело заявить, что все выдающиеся поэты были гениальными эмпатами и имели отличные способности к передаче эмпатии.
Теорию эмпатии, определяемой как постижение эмоционального состояния другого человека сопереживанием, впервые выдвинул немецкий психолог Теодор Липпс (1851–1914).
Теория эмпатии, по Липпсу, состоит в том, что, воспринимая предмет, субъект проецирует на него свои чувства, свое эмоциональное состояние. Таким образом, возникающие эстетические переживания привносятся в произведение искусства самим воспринимающим субъектом. Так, например, при восприятии архитектурных объектов возникает ощущение одухотворенности воспринимаемого.
Конструкции из камня и дерева посредством «одухотворения» обретают смысл и содержание, начинают опознаваться человеком как уникальные, единственные в своем роде.
Это происходит за счет «вчувствования» человека в созерцаемые формы, то есть за счет проекции возвышенных чувств на предмет эстетического восприятия. «Психологическая эстетика» акцентируется на субъективности, на индивидуальных переживаниях личности, непосредственно влияющих на восприятие объекта эстетической оценки.
Для лучшего понимания мира эмоций стоит упомянуть отличительные черты теории эмпатии, представляемые различными современными философскими течениями.

Так, в герменевтике Шпейермахера и Дильтея эмпатия – это непосредственное проникновение во внутренний мир другого человека.
В феноменологии Гуссерля эмпатия - момент конституирования «другого Я», чувствование себя другим.

6. Эмоции и эмотивизм

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:
Многие души могучие славных героев низринул
В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным
Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля)…
(Гомер. Илиада (пер. Н.И. Гнедича). Песнь I)

Язык поэзии во многом созвучен языку древних мифов и сказаний. В любой религии мира можно найти элементы поэзии, где в силах природы олицетворялись человеческие эмоции.
Эмоциональный язык издревле знаком человеку, который наделял своих богов не только схожим обличьем, но и чувствами.

В создании особого «эмотивного» языка есть несомненная заслуга английского теоретика искусства прошлого века Айвора Ричардса (1893–1979), чьи работу легли в основу эстетики для созданного в начале прошлого века философского направления "Эмотивизм".

В рамках своей теории поэтического творчества А. Ричардс разработал оригинальную концепцию «эмотивного» языка. Его он противопоставил научному, обозначаемого, по иронии судьбы,  в теории Ричардса как «символический». Язык науки одномерен и однозначен. Его идеалом являются чёткие формулировки, типа: «Дважды два – четыре», где символ понимается А. Ричардсом просто в качестве математического «знака».
В противовес научному эмотивный язык не обладает точностью выражения. Его цель – «не сделать утверждение, а возбудить определённое чувство» («Принципы литературной критики» (1924), с. 149).

Эмотивный язык и эмотивные слова являются генераторами эмоций. Читатель поэтических произведений не должен задаваться вопросом, насколько они «правдивы». Такой язык не достаточно точно копирует реальность, но в этом и есть специфика эмотивного языка, являющегося основой поэзии.

Эмоции являются не только языком поэтов, но и главным способом познания мира.
«Эстетическим удовольствием, – пишет по этому поводу А. Ричардс, – следует считать не случайные чувства, вызываемые произведением искусства, а тот вид знания, которое мы через него получаем» (Ричардс. «Наука и поэзия» (1926), с. 5).

При этом, однако, А. Ричардс подчёркивал «автономность», замкнутость произведения искусства и литературы,  его значительную «самодостаточность». Эти два фундаментальные положения английского литературоведа – о литературе как «виде знания» и «замкнутости» художественного произведения стали основой для появления одной из самых влиятельных литературоведческих школ ХХ века – «новой критики», расцвет которой начался с конца 30-х годов.

Значительное влияние А. Ричардс оказал также на развитие семантической и символической критики. До сих пор представители семантической критики используют концепцию литературы, разработанную А. Ричардсом.

Мысль о том, что искусство вызывает у нас эмоции, отличающиеся от реальных, высказал еще в эпоху античности Аристотель, полагавший: «На что нам неприятно смотреть в действительности, на то мы с удовольствием смотрим в самых точных изображениях, например, на облики гнуснейших животных или на трупы» (Аристотель. Поэтика //Аристотель. Соч. в 4-х т. Т. 4. / Аристотель. - М., 1983. - С. 648).

В качестве искусства Ричардс определял поэзию как «организацию» и в подтверждении этого утверждал о том, что основой человеческой деятельности является, согласно высказыванию Ф. Ницше, «упорядочение» окружающего хаоса. Таким примером может служить ритм и рифмы в поэзии, что соответствует биению сердца и пульс. Под влиянием именно этих идей А. Ричардс смог разработать свою широко известную теорию эмотивного и научного языка.

7. Эмоции и чувства движут миром

Моя страна! Ты доказала
И мне и всем, что дух твой жив,
Когда, почуяв в теле жало,
Ты заметалась, застонала,
Вся — исступленье, вся — порыв!
(В. Брюсов. К моей стране)

Человек не может оставаться бесстрастным очевидцем эпохальных событий. Войны, революции, освободительная борьба народных масс никогда не оставляли равнодушными отзывчивые человеческие сердца.

Лозунг Великой французской революции «Свобода, равенство и братство» вошел в историю человечества не только как основополагающий проект демократического переустройства мира, но и как важный личностный акт человека, выраженный на новом языке эмоций – на языке эмоций свободного человека.

Высокие эмоции, основанные на чувствах долга и ответственности за судьбы мира и человечества, должны питать не только поэзию современности и будущего, но и стать ярким знаменем нового поэтического языка и поэтического направления XXI века – эмоцивизма.

P.S. В одном размышлении о смысле жизни, размещенном в интернете, прочитал оригинальную мысль. С точки зрения поэта обычный человек — калека, потому что у него почти атрофирован важнейший орган. Орган эмоционального познания мира.

Виктор Скорых
23 февраля 2016 г.