Как развивать маленького человека?

Мама Мира
 Как и все современные родители, я частенько заглядываю в социальные сети. Мне очень удобно там не только следить за жизнью собственных детей, но и общаться с моими подопечными (не люблю слово клиенты за его холодность и казенность).

 И вот не так давно увидела опрос на стене у одной замечательной мамочки: ""А какие качества и характеристики вы бы хотели взращивать в своих детях? а?" И дальше родители понеслись рассказывать и про навыки скорочтения, и про человеколюбие и открытость миру, и про незаменимую логику, даже про МОЗГ)))

 Словом - каша-малаша из мнений родителей разных полов и возрастов. 
Внесу немного профессионального мнения. Все-таки с точки зрения такой уважаемой и профессионально изучаемой мной науки - психологии, а так же еще более точной - нейрофизиологии, родителям нужно знать и понимать следующие вещи:


 Мозг ребенка развивается постепенно, так же как и психоэмоциональная сфера. Первым развивается правое полушарие, которое отвечает (внимание!) за эмоции, речь, воображение, способность сочувствовать и сопереживать. Его основное формирование происходит в первые 3 года жизни. Поэтому в это время самое важное - научить ребенка чувствовать, переживать и понимать свои эмоции, выражать именно то, что он чувствует, а не то, чего ждут другие и не объяснять эти чувства логически.


 Главная задача родителей в этот период - формирование эмоциональной сферы ребенка. Он учится видеть красоту, понимать ее. Учится ценить отношения и чувства других. Он становится человеком, начиная чувствовать, понимать, видеть, говорить, вливаться в социум. Это отнюдь не логический процесс.

  В случае, если родители в этом возрасте делают акцент на развитии логики, запоминании информации, превращая жизнь малыша в постоянный урок "умники и умницы", стимулируя преимущественно левое - логическое полушарие, правополушарные функции не развиваются в должной мере и угасают. В итоге мы рискуем воспитать логиков, которым чуждо все человеческое. Которые не понимают, что другому может быть больно. Не знают, как любить, не умеют чувствовать и понимать то, что чувствуют. И хорошо, если родители вовремя опоминаются и корректируют это упущение в детстве или подростковом возрасте. Но так везет не всем. И мы с вами часто видим этих "мертворожденных" субъектов, к сожалению. 

  А вот после 3 лет начинает развиваться левое полушарие и тут самое время для начала логических игр, заданий, изучений, получений навыков. 

 То есть, я хочу, чтобы вы поняли, что всё чувственное восприятие и эмоциональное реагирование родители должны вложить в ребенка до 3х лет. И это главное на том этапе. Туда же входит и восприятие цветов, их оттенков, запахов, вкусов, речь, эмоциональные проявления, восприятия, тактильные ощущения, слуховые и эстетические. Именно тогда нужно читать детям сказки, много говорить о любви к ним, обнимать и целовать, жалеть, давать плакать, когда больно. А самое главное - понимать ребенка!!! 

И тут основная "нагрузка" ложиться на маму. Потому, что главная мамина функция по всей жизни ребенка, это не обучение, не воспитание, не кормление-лечение-одевание, а адекватное эмоциональное сопровождение ребенка. Мама ни при каких обстоятельствах не должна на себя брать функции образователя. Запомните это.

 А вот в три года можно начать помогать левому полушарию раскрыть свой потенциал. Вот тут вступает в права любимая папами логика. И самое время для пап взять на себя функцию обучения детей. Мама при этом продолжает адекватно сопровождать ребенка, не забывайте. Но папа тут может уже развернуться и начать учить! Развивать логику, тренирую все известные ему виды логического восприятия и решений, давая навыки, знания и учить их применять. Главная папина функция в жизни ребенка с точки зрения его развития - развитие этой самой логики. Но при это не значит, разумеется, что он превращается в бездушного ментора. Нет. Ведь он Папа. Он не жесткий, он учит ребенка в процессе игры, заинтересовывая, эмоционально окрашивая, иллюстрируя, понимая. Но учит. 

 А вот теперь , дорогие мои, учите ребенка тому, чему вы считаете необходимым, но никогда не забывайте, что МАМА НЕ ДОЛЖНА БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ, А ПАПА - БЕЗДУШНЫМ МЕНТОРОМ.

 И еще. Главная ваша задача - дать возможность ребенку вырасти СОБОЙ, а не тем, кем бы вы хотели его видеть.


Всегда рядом.
Ваша Мама Мира
Катя Матвеева.

Ноябрь 2014 года.