Введение в практикум по выразительности речи

Александр Аркадьевич Андреянов
  Поэтическая речь – это образная речь, которая отражает идеи и чувства в слове. В обыденной жизни и во многих видах профессиональной деятельности мы используем бытовую и профессиональную речь, оперирующую в большей степени понятиями, чем образами. Говоря всю жизнь обыденным или профессиональным языком, сложно в одночасье перейти к языку возвышенному. Овладеть элементами поэтического языка можно в процессе специальных занятий.

 По этой причине мы решили организовать практикум по выразительности поэтической речи. Практикум адресован любителям стихосложения, желающим совершенствовать поэтическую речь. В рамках занятий практикума мы  предполагаем, во-первых, рассмотреть разнообразные тропы и фигуры, а во-вторых, предложить для самостоятельного решения серии заданий, направленных как на освоение необходимых знаний, так и на формирование умений, определяющих поэтическое мастерство наших собеседников.
 
Для стихотворных иллюстраций и заданий мы будем использовать, как и в Практикуме по технике стихосложения, стихи из Сборника стихотворений молодых поэтов «Голоса на рассвете», выпущенного Издательством «Детская литература» в 1981  году, указывая страницу на которой напечатан использованный нами фрагмент стихотворения, а также и другие источники. Сборник включает 212 стихотворений 85 молодых поэтов, пишущих на русском языке  в разных уголках страны.

  Наши первые задания показывают, какие умения мы будем совершенствовать в процессе занятий. Задания могут быть актуальными для всех любителей стихосложения, при условии, что задания они будут выполнять  самостоятельно, не просматривая решения в уже опубликованных рецензиях. Все варианты решения предлагаемых заданий мы изложим при подведении итогов выполнения заданий введения.

  В некоторых стихах, упомянутого выше сборника, имеются очевидные изъяны. Задача наших собеседников – отредактировать представленные фрагменты стихов и опубликовать свои варианты в рецензиях на данное введение.

  Задание 1. В. Верстаков:
      
  Ну что, живу. Места – других не хуже.
  Наверно, речки только нету уже.                С. 38.
 
  Отредактируйте вторую строку, поменяв наверно на наверное, а нету – на нет.

  Задание 2. В. Верстаков:

  Без шуток если – дело не простое
  построить коммунизм, дорог не строя.
  Бог даст – увидим лет через полста,
  на что потянут здешние места.                С. 39.

  Через 35 лет после издания сборника о коммунизме речи нет, а проблема дорог актуальна. Кроме того, коммунисты были безбожниками и упоминание о Боге после слов о коммунизме как-то неуместно. Осовременьте стихотворение, заменив во второй строке упоминание о построении коммунизма, другим доводом в пользу строительства дорог.
 
  Задание 3. В. Дворянсков:

  Давно прошла война,
  Но и сейчас, поныне,
  У нашего окна
  Пылится куст полыни.                С. 54.

  Не смущает ли вас вторая строка? Если смущает, напишите, что вас в ней не устраивает, и как вы предлагаете её изменить.

  Задание 4. О. Ермолаева:
  Я знаю, что и молодость ушла,
  И пуст мой дом, и нечем мне гордиться –
  Лишь только разве тем, что ученицей
  Небойкой состою у ремесла.                С. 69.

  Проанализируйте смысловую нагрузку первых трех слов третьей строки. Найдите более выразительную редакцию этой строки.

  Задание 5. Н. Краснова:

  А потом вздыхает удивленно:
  – Чтой-то стали ноженьки слабы.
  Мы с тобою, бабушка Алена,
  Обязательно пойдем по грибы!                С. 120.

  Используя материал Творческой Мастерской Ликбез о способах записи в стихах прямой речи и диалога (http://www.stihi.ru/2015/08/31/1967),  установите, правильно ли пунктуационно обозначена прямая речь бабушки Алены? А если автор хотел подать диалог автора с бабушкой, то как нужно было его оформить?

 
 
                14.02.16