В зеркале волшебном

Вячеслав Харитонов 2
Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!
                А.С.Пушкин.

   В наш прагматичный век  с его рыночной экономикой и девальвацией всего, что идёт от души, от чувства, детской искренности и непосредственности, особенно приятно наблюдать пусть ещё и робкие, но вселяющие надежду на будущее ростки сказки, этого полузабытого жанра, и не где-нибудь в столицах и шумных мегаполисах, а в провинции. В частности - в городе Сызрани, издавна богатом литературными традициями. Не говоря уже об И.И.Дмитриеве с его баснями и А.Н.Толстом с его Буратино, достаточно широкую известность получили произведения для детей, вышедшие из-под пера нынешних наших писательниц Н.И.Подлесовой и Г.М.Цыплёнковой. А совсем недавно ярко раскрылся талант сызранской сказочницы Е.И.Панфиловой, выпустившей в конце 2005 года книгу "Зеркальный лабиринт".
   Всемирно известный писатель Альберто Моравиа как-то сказал: "Чтобы сказка была действительно сказкой, а не просто вымыслом, нужны два элемента, казалось бы, начисто исключающие друг друга:  необычность сюжета и наличие морали. Сказке нужна определённая экстравагантность, даже абсурдность - и в то же время она должна подчиняться законам художественной логики". Всем этим требованиям, на мой взгляд, вполне отвечают сказки Е.И.Панфиловой.
   В авторской сказке её создатель, как правило,  в той или иной степени отходит от веками выработанных традиций сказки народной - будь то привычные зачины ("Жили-были..." или "В некотором царстве, в некотором государстве..."), постоянные формулы и эпитеты ("Ни в сказке сказать, ни пером описать...", "добрый молодец", "ясный сокол" и т.п.), троекратные повторы какого-либо действия или всем известные концовки ("Я там был, мёд-пиво пил..."). Да и присказка у Панфиловой одна на всю книгу и является, скорее всего, прологом, а не присказкой в её классическом виде ("Из-за леса с крутых гор едет дедушка Егор. Сам - на кобылке, жена - на коровке, дети - на телятках, внуки - на щенятках. Съехали - развели костёр, кушают кашку, слушают сказку").
   В то же время главный элемент сказки, а именно - сочетание вымысла, невероятной фантастики и действительности в "Зеркальном лабиринте", вне всяких сомнений, присутствует. Ощутима и познавательно-воспитательная сторона, о которой метко сказано народом:"Сказка - ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок".
   Первые пять сказок адресованы автором внучке, выступающей главным действующим лицом, вокруг которого вращаются остальные герои её фантазий. А они одновременно и по-домашнему привычны, и волшебны. Это новые тапочки, подаренные Сонечке мамой и украшенные "пышными бантами из розовой атласной ленты", и старая тапочка, живущая вместе с маленьким паучком под шкафом, сшитые бабушкой из лоскутков герои мультика мышата Митя и Мотя, а также комнатная собачка Тяпа. Это новая кукла Верочка и старая тряпичная Маня, преображающаяся  в любимую куклу Сонечки после того, как они с бабушкой подлатали её, раненную ведьминым каблуком, и сшили для неё новое платье. Это волшебное зеркальце, способное творить добро и зло в зависимости от того, в чьих руках оно находится. Если в ведьминых, то может запереть Сонечку в картине. А если в Сонечкиных, то вместе с волшебным заклинанием, подсказанным ей старой тапочкой:

    Волшебное стекло, луч тонкий отрази,
    Лихое колдовство бессильем порази! -
 
обезоружить злую чародейку.
   Действие этих сказок чаще всего происходит в пределах квартиры, даже детской спальни с её старым шкафом. Или прикроватным ковриком на полу. В отличие от ковра-самолёта, он не летает, зато воплощает собой "волшебную голубизну" неба (в одноименной сказке) и прекрасную землю с её деревьями и птицами. А летать девочке вполне можно и в волшебной старой тапочке.
   От сказки к сказке автор повествует о борьбе добра со злом, которое воплощает собой ведьма, пакостное и склочное существо, преображающееся в зависимости от обстоятельств то в тень, то в струйку дыма, то в ворону. Но, побеждённая и утратившая колдовскую силу, она превращается в обычную, хотя и завистливо-сварливую женщину.
   Постепенно и ненавязчиво бабушка-сказочница внушает внучке нравственные начала. Сонечка узнаёт, например, о том, что радость от подарка - малая радость, а вот за другого - особая (сказка "Какую радость не отнять"). Нельзя, если ты и и не в настроении, обижать даже куклу ("Лучше не обижать"). Быть аккуратной, избегать капризов, уметь постоять за себя учит сказка "Скажи ведьме "нет!"- ведь "не выносят ведьмы прямого и смелого взгляда".
   В отличие от "Сказок для Сонечки" вторая часть книги рассчитана на более взрослых ребят. В ней шире география и познавательно-воспитательный элемент, другие героини и персонажи. Например, в главной волшебной сказке отец и мать Наташи спорят о духовной цельности человека. Действие начинается на загородной даче, а продолжается в её окрестностях - в лесу, у родника, ручья и даже в пещёре, куда попадает, заблудившись, девочка. Здесь она вспоминает о Зазеркалье Алисы и о Минотавре, о которых она узнала из книжек и из рассказов родителей. Пройдя испытание зеркальным лабиринтом, героиня начинает понимать, что быть цельным человеком - это держать слово, не вымещать досаду на других, помогать попавшим в беду и "поступать так, как велит душа".
   В сказке "Оля - принцесса дриад" действие привязано к конкретным городам Мурому и Москве, просматриваются автобиографические нотки. Это - реальность. Но есть и волшебство: нимфы деревьев - дриады и духи природы - эльфы. Подобное заимствование из западноевропейского фольклора также расширяет детские познания. Сказка учит бережному отношению к природе, ведь нимфы черёмухи и сирени выглядят неряшливо (у одной расплетена косичка, у другой волосы торчат во все стороны, как солома) из-за того, что им больше всего достаётся от мальчишек, обрывающих их цветы и ветки. Здесь же проводится мысль о пользе труда как лекарства от всех болезней.
   В сказке "Кто в тереме живёт" речь идёт о конкретном детсаде "Теремок", его персонале и обитателях. В их числе не только взрослые и дети, но и шумный дух Пол (полтергейст), добрый - Милки и домовой со странным именем Один Такой, оставшийся было без жилья, но обретший его в "Теремке". В сказке затрагиваются темы детской послушности, дисциплины.
   Сказка "Вспоминай о нас!", хотя, может быть, и отдалённо, но в чём-то перекликается со сказами Бажова. Так, действие происходит в окрестностях рабочего посёлка с его горно-обогатительной фабрикой. Да и герои (Рыжана - дочь Светлогоры и Солнца, Норина - королева подземного царства, повелитель ночи Ночевласт и их сын Самоцвет) невольно ассоциируются с бажовскими.
   Всё это, несомненно, интересно юному читателю, страдающему от засилья "импортных" героев, пропагандирующих западный образ жизни, чуждых русской  национальной традиции. Подтверждение тому - сосед сказочницы Вовка, в конце книги сочиняющий вместе с нею собственную сказку. Да и сама она в своеобразном эпилоге "И на прощание..." уверена в том, что в их доме сказки никогда не кончатся.