В счастливом свете доброты

Вячеслав Харитонов 2
Надежда Подлесова. "Сахарная девочка":
Рассказы и сказки для детей.-
Самарское отделение Литературного фонда России;
Сызранская городская организация Союза писателей России.- 56 с. 

   Передо мной очередная, одиннадцатая по счёту книжка нашей землячки, лауреата Всероссийской литературной премии имени Дмитриева Н.И.Подлесовой "Сахарная девочка", вышедшая под редакцией О.А.Портнягина и В.Н.Трошина. Изданная на средства управления культуры, информации и рекламы администрации города Сызранским полиграфобъединением, она, бесспорно, принесёт радость не только юным читателям, но и их родителям, бабушкам и дедушкам, на себе ощущающим острый дефицит сказок и рассказов для детей. Книга напечатана на прекрасной мелованной бумаге и профессионально оформлена художником С.В.Гусевым. Жаль только, что тираж маловат - всего лишь 1000 экземпляров, тогда как, скажем, первый сборник Надежды Ивановны "Дед Мороз и сосулька", вышедший в 1972 году в Куйбышеве, насчитывал 150000(!) экземпляров.
   Новая книжка Н.Подлесовой открывается сказками (их 12), а завершается рассказами (их вдвое меньше). Но и те, и другие объединяют замечательный талант писательницы, пристально вглядывающейся в мир ребёнка, счастливое знание всех изгибов детской психологии и умение опоэтизировать самые, казалось бы, заурядные вещи - будь то обкатанный морским прибоем Камешек ("Еромка") или же привычные спутники каждого первоклашки: Счётные Палочки, Карандаши, Точилка, Ученическая Ручка, Бумажка-Промокашка, Резинка и Букварь ("В ранце"). Поистине андерсоновская традиция.
   Героями сказок Подлесовой выступают также столь любимые детворой Дед Мороз и Снеговик, животные и птицы. Например, Заяц, Медвежонок, Щенок, Кошка и Мышка, Воробей и Петушишка и т.д., а также сами дети, от лица которых нередко и ведётся повествование, их игрушки. Разумеется, приём очеловечивания вещей в детской литературе не нов. Однако у Н.И.Подлесовой это не только и не столько художественный приём, но порой и способ, позволяющий скупыми средствами передать глубокую мысль. Так, в сказке "Еромка" воплощена идея патриотизма, любви к Родине. Унесённый с пляжа Девочкой и её Отцом-Художником, Камешек тоскует по Морю, по ласковому его шёпоту, о чём красноречиво свидетельствует бесхитростная песенка Еромки:
 
     У меня случилось горе:
     Я живу вдали от Моря.
     Нарисованная Чайка
     Не летает, не кричит,
     Нарисованное Море
     Всё молчит,
               молчит,
                молчит...

   Что это, как не, выражаясь взрослым языком, ностальгия?!.
   Наряду с воспитательным в сказках Подлесовой, как правило, присутствует и игровой аспект. Как, например, родилось имя того же Камешка? Девочка прочитала слово "море" наоборот и прибавила к нему соответствующие суффикс и окончание. Получилось - Еромка. Игрой в словообразование рождено и самое длинное имя беспризорного Щенка, которого приютили новосёлы многоэтажки. Оно составлено из кличек всех окрестных собак, о чём и переживают последние, считая, что тот обокрал их. Сюжеты произведений Подлесовой предельно просты. В сказке "Лаёшка" это поочерёдный приход в гости к Щенку Холодка с Ветерком, Снежка и Мороза, пока не заглянуло в конуру Солнышко, возвестившее о наступлении весны. Здесь на переднем плане познавательный момент о смене времён года. Проста, доступна пониманию и образная система в произведениях Н.Подлесовой. Взять хотя бы сказку "Сахарная девочка".Её героиня Юля-Капризуля страстно любит сладости, отвергая всё остальное съестное. В итоге её пальчики превращаются в карамельки, щёки - в пряники, а нос - в мармеладку. Выручает доктор Потешкин, утверждающий:

     - Я лечу не порошками,
     А весёлыми стишками.

   А стишки эти и впрямь весёлые, построенные по образцу детских считалочек:
 
     Куроси-муроси,
     Кара-бала,
     Чтобы я сахарной
     Впредь не была,

     Кирики-мурики,
     Трам-та-ра-рам,
     Буду я кашу
     Есть по утрам.

   Медицинская тема близка Подлесовой. Ведь она - врач по образованию, прошла санинструктором войну и работала в здравоохранении вплоть до выхода на пенсию.
   На медицинскую тему написан и самый большой в книжке рассказ "Цветы для профессора Петрова". Сюжет его, судя по всему, взят из самой жизни. Во всяком случае, такое впечатление создаётся при его прочтении. Повествование ведётся от лица мальчика Сани, только что вселившегося в новый дом и знакомящегося с другими его обитателями. И, что характерно для ребёнка, первым в поле его зрения попадает не кто-нибудь, а рыжий кот, которого он от души приветствует как своего соседа. Потом следуют знакомства с актёром и девочкой Таней. Поначалу всё складывается благополучно. Новые знакомые даже отмечают день рождения Сани.
   Но позже Танину мать кладут в больницу, где ей предстоит серьёзная операция на сердце. Девочка встречается Сане с куклой, у которой перебинтована грудь. Ничего не подозревающий мальчик неосторожно советует Тане выбрать для игрушки другую болезнь, ведь из-за операций на сердце, о чём он знает от папы-хирурга, многие умирают. Далее по ходу повествования Саня узнаёт о том, что отцу предстоит оперировать Танину маму и что он рассчитывает на помощь профессора Петрова, которому хорошо удаются подобные операции. И он спешит успокоить девочку. Интересна развязка рассказа: Таня несёт в больницу цветы Саниному папе и профессору, но оказывается, что отец мальчика операцию провёл один по методике Петрова, у которого когда-то учился.
   Можно ещё много говорить о произведениях Надежды Ивановны, вошедших в её новую книгу. Но мне кажется, что это излишне, поскольку каждое из них говорит само за себя: образовывает, воспитывает,  развлекает нашу детвору и одухотворено искренней добротой и беззаветной любовью писательницы к детям, к их не всегда до конца понятному для взрослых светлому и многообразному миру.
 
                Вячеслав Харитонов.

   Литературный альманах "Русское эхо". Тринадцатый-четырнадцатый выпуски. 2003