Размышления о книге стихов О.Портнягина "День рождения"
Новая книга - всегда событие. А для сызранского поэта Олега Портнягина выход в свет его первой поэтической книжки - двойной праздник, ведь он совпал с юбилеем автора, которому исполнилось 40 лет. Кстати, и новый сборник по счастливому совпадению назван "День рождения". Олег Портнягин - не новичок в поэзии. Его лучшие стихи публиковались в коллективных сборниках, в областных и городских газетах, а некоторые, переведённые на язык братской страны, даже в Болгарии.
Надо сказать, что лично я не обманулся в своих ожиданиях, прочитав сборник "День рождения", несмотря на то, что большинство из опубликованных в нём стихов знал по совместным выступлениям с Олегом перед читателями. С удовлетворением, например, отметил, что в книжку вошло всё лучшее из написанного им. Более того, в ней оказались и стихи совершенно мне незнакомые. Это отрадно. Значит, поэт не стоит на месте, постоянно работает над новыми произведениями, ищет свежие темы, неустанно оттачивает своё мастерство.
Как и следовало ожидать, значительная часть лирики Портнягина несёт на себе печать автобиографичности. Подтверждение тому и открывающее сборник стихотворение "Речка Кия", и рассеянные по нему стихи "Игра", "Проводы", "Спасатели" и многие другие. В том числе и давшее название сборнику стихотворение "День рождения":
Вот паспорт, метрики. Всё точно.
Рожденья дни, я к ним привык.
В семидесятых - сын и дочка.
А сам - в конце сороковых.
Что ж, наверное, так и должно быть, что именно в первой книжке, как правило, в ярких поэтических образах аккумулируется вся предшествующая дебюту жизнь поэта. Вот и для Олега Портнягина "память выбрала навек" и эту "изранившуюся о скалы" речку Кию, и "лесопильный детства город - Мариинск", и многое другое. Нужно было самому изрядно поносить "голубые флотские погоны", испытать тяжкие уроки шагистики на плацу, да и других прелестей службы, чтобы родились, например, такие строки:
Как по шляпкам гвоздей
Лупит солнце по бескозыркам.
Стали робы светлей -
Это соль проступила по спинам.
Или же опуститься водолазом в морские пучины, чтобы увидеть:
Как в стакане воды газированной
Пузырьки на поверхность летят...
Моря Белого вольные волны
Сверху - метров на сто шестьдесят.
Постепенно темнеющих метров,
Где Нептун принахмурил чело.
Вот и темы по большей части поэт затрагивает привычные и близкие ему. Одна из ведущих - тема Родины. Она звучит во многих его стихах. Сравнивая, например, упоминавшуюся речку Кию, что "меньше воложки любой", с незримо присутствующей в стихотворении Волгой ("я к другой реке припал"), поэт восклицает:
Не могу - такая жалость! -
Возвратиться. Ты прости.
Только тем и утешаюсь,
Что вы обе на Руси.
Но, пожалуй, наиболее обострённо чувство Родины звучит в заключающем сборник стихотворении "Хочу в Москву", где автор испытывает неистребимое желание, хоть не надолго:
Мелькнуть кровинкой
В сердце государства,
Чтобы вдали пульсировать сильней.
Разрабатывает поэт и тему малой родины, которой с недавних пор стало для него Поволжье:
Но вот уедем к морю Чёрному
Иль за хребты Уральских гор.
И всё вздыхаем там о чём-то мы.
Не о тебе ль, Муранский бор?
Однако Сибирь, где Олег родился и закончил университет, всё же постоянно даёт о себе знать, продолжает манить и волновать поэта, о чём красноречиво говорит простое перечисление названий стихов или же географических названий, повсеместно вкрапленных в них. Это такие стихотворения, как "Летим на БАМ", "В ночь ушли мои поезда" и другие. Встречами с Сибирью навеяны и многие стихи на экологическую тему: "За соболем", "По следу", "Ёлки", "Лоси", "Чароит". В них остро звучит мысль о ранимости природы и об ответственности человека перед ней:
Ещё секунда - выстрел грянет,
В осколки тишину дробя.
А человек всё тянет, тянет...
Как будто целится в себя.
Ещё одна из важных тем - тема войны. Она звучит в стихах "Проводы", "Игра", "Хлеб" и в упоминавшемся уже "Дне рождения". И неудивительно, ведь, как заявляет поэт:
Ещё одно у нас рожденье,
С какого года не считай:
Девятое, тот день весенний.
Год - сорок пятый.
Месяц - май.
У редкого поэта нет стихотворения о фронтовике-инвалиде. Есть оно и у Портнягина. Называется "Под дождём". В нём дан психологический портрет человека, потерявшего обе ноги, пробирающегося городом в коляске "на четырёх колёсиках", мокрого и забрызганного грязью по плечи.
Горько, понимающе переглянулись мы.
Он усмехнулся и промолчал.
Как характерны и присущи и эта усмешка, и это молчание человеку, для которого война никогда не кончится, а тротуар, словно стена, куда не так-то просто подняться герою, несмотря на все его медали и ордена.
Задумывается поэт и о корнях нашей нравственности. Сам человек городской, находит их в деревне:
В деревне древние законы:
Знаком ты или не знаком,
С тобою здесь, как со знакомым,
Тебя уважив и закон,
Здоровается каждый встечный -
От пацана до старика.
Здороваются так сердечно,
Что ты смущаешься слегка...
или среди простых людей. Характерно в этом отношении стихотворение о хлебосольной бабе Ане, живущей:
Пока ей это нужно -
Встречать да угощать,
Пока могилу мужа
Есть силы навещать.
В других стихах ("Мать", "Тихо над руинами") звучит неподдельная боль за то, что всё чаще рвутся эти нравственные корни, скудеют, обезлюдивают сёла, нарушается связь поколений. Трудно это, например, осознавать матери, у которой:
На стройку далёкую дети
Порхнули один за другим,-
но, тем не менее, философски заключающей:
Пусть сами решают,
Как жить им сейчас и потом.
Жаль только - до срока ветшает
Хороший родительский дом.
Затрагивает поэт и многие другие темы. Думаю, читатель сам определит их, познакомившись со сборником, в котором чётко просматриваются "на ладони века линии судьбы" поэта.
Мне же хочется в заключение остановиться на характерных чертах поэзии Олега Портнягина. Форма и слог его стихов, как правило, безукоризненно отточены, в них нет ничего лишнего. Поэт не утомляет читателя излишней образностью, хотя большинство его стихов круто замешаны, а ритм из подстать упругой походке хорошо тренированного человека:
Портальных кранов тугие фермы,
Насколько можно, напряжены.
С них пот солёный течёт, наверно,
Как у грузчика со спины.
Присуща его стихам и доверительная интонация, наиболее заметная в любовной лирике:
Давай поговорим. Но помолчим сначала.
Подумаем про то, о чём сказать и как.
Давай поговорим. Но так, чтоб полегчало,-
Друг друга не коря в обидных пустяках.
Другие стихи в меру ироничны, что вообще характерно для мироощущения современного человека. Это стихотворения "Европа - Азия", "Чароит", "Болезнь". Есть у поэта и стихи-раздумья, и стихи, написанные по-принципу "Остановись, мгновенье!" Есть, разумеется, и стихи неравноценные. Но и в тех, и в других заметен пристальный взгляд человека небезразличного, любящего жизнь, активно в неё вторгающегося, постоянно старающегося сопоставлять отдельные её проявления и делать для себя, а следовательно и для читателя, какие-то открытия. А это и есть признак настоящей поэзии как средства познания окружающего мира.
Сызрань.1988 год.