Параллельные судьбы - Шевченко и Лермонтов

Ольга Сафронова Таганрог
               «Когда-то в детстве, я была ещё совсем мала –
                мне папа подарил «Кобзарь»: на добрые дела!...»

Папа растил меня украинкой. Мама родилась в Ярославской области и дома разговаривали на русском, но почти каждое воскресенье, папа приносил домой книгу на украинском языке: Жюль Верн, Беляев, Майн Рид, Рэй Бредбери,  многие другие авторы приключенческой мировой литературы впервые заговорили со мной на языке Шевченко, а «Кобзарь» был читан-перечитан и во многом выучен наизусть – просто так, для себя, так же как и книга-биография «Тарасові шляхи» О. Иваненко. Но это пока предыстория...
А история началась уже в Таганроге, в 2014 году, во время памятных мероприятий в честь 200-летия двух великих поэтов: Тараса Григорьевича Шевченко и Михаила Юрьевича Лермонтова. И это было первым откровением – Лермонтова мы привыкли видеть на портретах молодым офицером, а образ Шевченко привычен по портрету кисти Крамского, где поэт уже не молод. И внезапно пришло осознание: а ведь они – ровесники, люди одного времени.
А вторым откровением стала лекция «Лермонтовский Санкт-Петербург», которую прочли в нашей библиотеке им. А.П. Чехова представители библиотеки им. М.Ю. Лермонтова г. Санкт-Петербурга. Звучали имена людей, в кругу которых проходила жизнь Михаила Лермонтова: Жуковский, Брюллов, братья Вильегорские, - и в какой-то момент я поняла, что те же самые люди боролись за освобождение молодого Шевченко из крепостной зависимости. Прозвучала фамилия Энгельгардт (в доме Энгельгардта устраивали маскарады, на которых неоднократно бывал Лермонтов), а фамилия помещика, чьим крепостным был молодой Шевченко – тоже была Энгельгардт! Заинтересовавшись этими совпадениями, я принялась перечитывать биографии обоих поэтов – оказалось, что Шевченко и Лермонтов прожили одновременно в Санкт-Петербурге около 8 лет: с 1832 по 1840 гг. (за вычетом первой ссылки Лермонтова в 1837-1838 гг.). Мало того, при всей разнице происхождения и общественного положения в том, как складывалась от рождения жизнь поэтов, как ни странно, много общего.
Оба рано лишились матери ( Шевченко – в возрасте 9-ти лет, Лермонтов – в возрасте 6-ти лет), а затем и попечения отца (у Шевченко отец женился повторно и мальчика воспитывала некоторое время старшая сестра, отец Лермонтова был отстранён от воспитания сына бабушкой). И один из самых важных периодов становления личности: возраст 11-15 лет, - оба провели вне семьи. Миша Лермонтов в1826-1829 гг. – обучается в университетском благородном пансионе, где, по свидетельствам биографов он довольно одинок и много читает. У Тараса в эти же годы – свои «университеты». После смерти отца - тяжёлая кочевая жизнь беспризорного ребёнка: сначала прислуживал у дьячка-учителя, затем по окрестным сёлам у дьячков-маляров («богомазов», то есть художников-иконописцев), одно время пас овец, затем служил у местного священника. И все это время он учится, где и как может: в школе дьячка-учителя выучился грамоте, а у маляров познакомился с элементарными приёмами рисования. На шестнадцатом году жизни, в 1829 году, Шевченко попал в число прислуги помещика Энгельгардта сначала в роли поварёнка, затем слуги-«казачка».
С сентября 1830 года Михаил Лермонтов – студент Московского университета сначала на «нравственно-политическом отделении», потом на «словесном». И в то же самое время (ещё одно совпадение!) - с середины 1830 г. во время пребывание в Вильне, Энгельгардт отдает Шевченко в обучение преподавателю Виленского университета портретисту Яну Рустему. Обучение продлилось недолго – происходит переезд, и судьбы поэтов сходятся в одном городе – столичном Санкт-Петербурге. Лермонтов поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, Шевченко - отдан в обучение к «разных живописных дел цеховому мастеру» Василию Ширяеву. (Энгельгардт, намеревался сделать из своего крепостного домашнего живописца).
Нет никаких упоминаний о знакомстве и встречах двух поэтов, но как знать, быть может, когда юнкер Лермонтов являлся на бал-маскарад в дом Энгельгардтов, не сидел ли в это время где-то в уголке Шевченко со своей неизменной «захалявной книжечкой», а среди средств, собираемых для выкупа молодого талантливого художника и поэта из крепостной зависимости может быть была и сумма, внесенная корнетом лейб-гвардии Гусарского полка Лермонтовым? У истории свои тайны...
Но вернёмся к тому, что нам известно. В 1838 году, когда Лермонтов возвращается из первой ссылки, Шевченко получает долгожданную свободу, поступает в Академию художеств, где становится учеником и товарищем Брюллова. И как тут не вспомнить, что оба поэта, были ещё и прекрасными художниками, авторами как графических, так и живописных работ, в том числе и собственных автопортретов.
В 1840 году вышло единственное прижизненное издание стихотворений Лермонтова, в которое вошли около 28 стихотворений. И в том же 1840 году вышел под названием «Кобзарь» небольшой сборник стихотворений Шевченко. Казалось бы: вот-вот пути двух поэтов пересекутся в Санкт-Петербургских гостиных у общих друзей, но... 18 февраля 1840 г. происходит дуэль Лермонтова с сыном французского посла де Баранта, он снова сослан на Кавказ, в армейский полк, там 15 июля 1841 года его жизнь трагически оборвётся на дуэли с Мартыновым. Шевченко тоже будет сослан, но это произойдёт позже. 30 мая 1847 года Решением Третьего отделения, утверждённого собственноручно Императором, года по рекрутской повинности он будет определён на военную службу рядовым в Отдельный Оренбургский корпус, размещавшийся в Оренбургском крае (территория современных Оренбургской области России и Мангистауской области Казахстана), «под строжайшее наблюдение начальства» с запретом писать и рисовать и возвратится в Санкт-Петербург только в 1858 году, благодаря настойчивым ходатайствам за него вице-президента Академии художеств графа Ф.П. Толстого и его супруги графини А.И. Толстой.
А вот если бы... Если бы не было той дуэли с Мартыновым... И Лермонтов вернулся из ссылки, вышел в отставку... и где-нибудь на Университетской набережной пути двух поэтов и художников пересеклись. Отставной офицер Лермонтов и академик по гравированию Шевченко, многое могли бы порассказать друг другу, прогуливаясь вдоль Невы - это кажется таким естественным.
Даже после смерти их судьбы странно похожи – оба не сразу обрели вечный покой. Тело Лермонтова покоилось в пятигорской земле 250 дней, после чего с Высочайшего позволения, 27 марта 1842 года слуги бабушки поэта увезли прах Лермонтова в семейный склеп села Тарханы. Шевченко скончался 10 марта 1861 года, похоронен был сначала на Смоленском православном кладбище Санкт-Петербурга, а через 58 дней гроб с прахом Т. Г. Шевченко, в соответствии с его Завещанием, был перевезен на Украину и похоронен на Чернечьей горе возле Канева.
Такие вот разные и вместе с тем похожие судьбы поэтов, неразрывно связанные и с русской и украинской литературой и с историей России и Украины. Потому что нет у наших народов отдельной истории и отдельной культуры, и будущего отдельного, я уверена, тоже нет.

            Иллюстрация - два автопортрета: Шевченко(1842), Лермонтов(1837)