Заметки о конце истории

Игорь Ерошенко
Ерошенко И.П., Ерошенко Т.И.
ЗАМЕТКИ О КОНЦЕ ИСТОРИИ
 

ПОШЁЛ СОТЫЙ ГОД ВЕЛИКОГО ОКТЯБРЯ
     Пошёл сотый год Великой Октябрьской социалистической революции. Дата оказалась во временоой близости от двухтысячелетия начала утверждения идей христианства. Сам сюжет формирования христианства (основания христианской церкви, т.е. в той или иной степени христианского социума)  согласно текстам Нового Завета охватывает более трети века. А реально на духовное завоевание христиантством территории Римской империи и вытеснение язычества уходят уже века. Христианство стало кодом развития Запада и стран, и народов так или иначе включённых в сферу его влияния. Аналоги  главного сюжета Нового Завета в большей или меньшей степени приближения к нему сопровождают всю двухтысячелетнюю историю человечества ( мы рассматриваем историю христианства как историю циклов нравственно-морального возвышения и нравственно-морального же падения частей человечества: и отдельных личностей и социумов разной величины) ... 

  Вот и история власти большевиков - повторение в каком-то отношении сюжета Нового Завета. Большевики явились как коллективный Мессия и были преданы коллективным же Иудой. И как Иуда обнаружился и проявил себя среди ближайших учеников Христа - апостолов, так и коллективный Иуда зародился и сформировался среди самих же большевиков в лице партхозноменклатуры (или просто номенклатуры) как особой социальной группы. Партхозноменклатура в массе своей трансформировалась в новую русскую "буржуазию" (присвоившую себе незаконно значительную часть общенародной собственности) и новую русскую служивую "аристократию" (ещё в советский период, превратившую государственную службу в источник своего благополучия, а в современной России уже в источник и обогащения).  И теперь "осиротевший" народ, не кричавший, правда, поголовно распни, но и не вставшиший стеной против глумления над памятью о коллективном Мессии как на Украине, так и в России застыл в ожидании нового Мессии или Мессий.
 
    Но Мессии нет. Есть политик в России, поведение которого в сознании народных масс как бы соединяет в себе и деятельность  "гражданина из  Кариота" и деятельность  Прокуратора.
   Иногда народу кажется, что он ("Прокуратор") всё-таки помилует "Мессию". Ведь как никак он был и одним  из его учеников (дома у него даже хранится красная книжечка как память об этом периоде его жизни.).  Народу кажется, что он (Главный Политик страны)  однажды очнётся.  И спасёт или Мессию или хотя бы память о нём как Носителе "истины"...
   
     Увы! Какие - то силы, явно стоящие над ним (Главным Политиком России) не дают ему сделать этого.
 
ПРАЗДНИК ЕДИНСТВА ОБЛАПОШЕННЫХ И ОБЛАПАШИВАЮЩИХ
    

     О том, что сравнительно узкий круг лиц, используя всякого рода мошеннические и шулерские приёмы завладел в России (и не только в 90-е годы) большей частью общенародного достояния всем известно. Это в определённой степени признаёт и власть. 
      Народ, наверно, бы это простил, если бы новоявленные владельцы основных средств производства показали себя действительно рачительными хозяевами.
      Но увы! Этого они и не показали. "Невидимая" рука рынка, создав у нас когорту скороспелых миллиардеров (долларовых), нуворишей, не только не подняла экономику России на невиданную ранее высоту, а сбросила в ряд экономик средне и малоразвитых государств. Вместе с тем, освободившись от государственной длани (госконтроля) она "невидимая" пустилась во все тяжкие и воссоздала одну из самых коррупционных в мире экономик. Но даже и это не самое печальное. Самое трагичное - это изменение в целом нравственно-моральной атмосферы  в российском социуме. 
    Ирина Антонова, Президент ГМИИ им. Пушкина, рассуждает:  "Мне несимпатичны богатые не из-за того, что у них так много денег. Нет, мне претит их убеждённость в том, что им закон не писан...".  (См.: АиФ №44, 2016г. С.9).
     И их (богатых) "золотые" детки наглядно подтверждают своим "скромным" поведением это (дела по мажорам). Каждый день мы также узнаём о "стахановцах" в области взяткобрательства и взяткодательства.
     Жёсткость и жестокость стиля жизни в буржуазном обществе, эгоистичность и безответственность захватывают и подрастающее поколение. Каждый день СМИ сообщают нам о проявленииях невиданной жестокости со стороны юных и малолетних граждан "новой" России.
Так, что с праздником!


 
О ЧЁМ МЫ ТОСКУЕМ?

"Знаете, меня всегда поражает, что больше всего Советскую власть ругают те, кто от неё больше всего получил. Кому было теплее и уютнее всего в советской шинели, кто вырос в ней, тот яростнее других пинает её ногами, скачет на ней и плюёт на неё. В этом смысле позиция Райкина, отпрыска знаменитой советской актёрской семьи, вызывает двойное изумление: кто бы ты был, если бы не Советская власть? Я вижу это повсеместно. Я вижу политиков, депутатов Государственной Думы, министров в прошлом и иногда действующих, которые считают за честь прогуляться по прошлому, вытереть ноги о Советский Союз, противопоставить себя ему. Всегда шакалу легко выражать себя на фоне павшего льва".
 
 Сёмин К.В.     Чего боятся «райкины»?
http://zavtra.ru/word_of_day/prizrak_2016-10-25

     На протяжении всего девятнадцатого веке несмотря на то, что Россия помогла ряду европейских народов избавиться от наполеоновского гнёта, несмотря на то, что помогала и помогла грекам и южным славянам обрести свободу от османского ига, общественным сознанием прогрессивной Европы (либералов, различных мелкобуржуазных революционеров, коммунистов, эволюционировавшихся в социал-демократов) рассматривалась как сила реакционная. Дело в том, что  самодержавная Россия принимала активное участие в подавлении на европейском континенте революционных и национально-освободительных движений, которые волнами прокатывались по нему. Свершение социалистической революции в России, по мнению американского журналиста Джона Рида, "потрясло мир". И перевернуло ориентиры. 99 лет назад народы бывшей царской России приступили к реализации программы, которая, являсь продолжением христианской программы, открывала и перед страной и перед миром новые горизонты развития человека и человечества. Реализция этой программы как и реализация христианского проекта в целом проходила не без трагических ошибок и драматических ситуаций, но она в целом шла примерно до начала 80-х годов...
      "Коммунистический эксперемент" и самоотверженная борьба советского народа с фашизмом и агрессивным империализмом одновремнно  усилили страх перед Россией (Советским Союзом) у буржуазных и полуфеодальных властителей Европы и Мира и вызвали к жизни новый факт: сочуственное созерцание  прогрессивных сил  мира за социальными опытами, которые происходили в России (Советском Союзе).
     Как только всем стало очевидно, что "коммунистический" эксперемент в России "закончился", сочувствие более или менее прогрессившых сил растаяло, но ненависть правителей и властителей не исчезла. Наоборот она впитала в себя ещё и все оттенки злорадства.
     Мы тоскуем не о Советском Союзе. Мы тоскуем о том, "будущем", которое у него могло бы быть, не променяй мы его (вероятное будущее)  на "чечевичную похлёбку". Мы разрушили своими руками социальное социалистическое государства , закрепив власть за лавочниками и пройдохами, возмечтавшими вдруг стать партнёрами этих самых злорадствующих и сильных мира сего.
    Кажется, что лишив себя славного будущего, Россия лишила его и весь мир. И теперь её пытаются побольней ударить за это.


                                       КАК ОТКРЫТЬ ДОРОГУ В БУДУЩЕЕ?
                          "...Поэтому сегодня острейшим стал ещё более серьёзный вопрос: "Как возможен человек?"... "
Виктор Лекторский.  Вопросы философии. 2016. №9, С. 35. 
       
         Окончание истории как бы закрывает проблему человека. Не нужно никакого социального прогресса.  Человека  можно "исправляеть" в нужном направлении с помощью научных технологий... 
        Сегодня Россия переживает безвременье. И нам, пребывающим внутри неё, представляется, что и весь мир переживает то же самое. Может это нам представляется, а, может, так оно и есть (мы, во всяком случае, склонны, к точке зрения, что "так оно и есть"). 
       В то же время фактом является создание и накопление всё более совершеннствующихся  способов "исправления" и способов истребления людей и материальных условий и средств их существования (материальной культуры).... 
     Нравственное же состояние человечества в целом и его разрозненных или взаимодействующих частей на сегодня таково, что оно  не может служить гарантией от свершения человечеством коллективного самоубийства или коллективного самоистребления. Итак, человечество подготовило все условия для самоуничтожения  так и не разгадав проблемы: Кто есть человек?".
     Ещё в ХХ веке была осознанна вероятность конца человеческой истории. Теперь эта вероятность включена в повседневность. Октябрьская революция задавала новые параметры развития человека и человечества. Но, позволив переродившейся партномеклатуре (функционерам) досрочно завершить этот эксперимент, народы России как бы закрыли себе коллективно и путь в будущее... 
     Возможно, что новое открытие будущего ( а оно, мы в это верим, рано или поздно, но вновь произойдёт)  может быть осуществлено уже только индивидуально в борьбе, разумеется, но преимущественно со своими собственными пороками и, поэтому без ужасов гражданской войны. Геннетическая память народа не должна допустить этого (гражданской войны). Вот, когда возникает необходимость вспомнить все этические учения  о моральном самосовершенствовании.

МЕНЬШИНСТВО И БОЛЬШИНСТВО
Распространённое понимание "демократии" сводится к тому, что это такой общественный строй, при котором в социальной жизни реализуется воля большинства народа как наиболее активной части социума. В народ включают обычно основных производителей материальных и духовных богатств. Реально же на практике "волю народа" осуществляют так называемые "функционеры".  В современных западных демократиях функционеры, как правило, умело имитируют выполнение "воли народа". 
     А в годы существования Советского Союза "функционеры" (партийные и государственные) свои групповые интересы и свою групповую волю научились не сразу, конечно, но в конце концов всё-таки научились выдавать за народные. Затем эта социальная группа достаточно бысто разделилась  на две неравные части:  небольшую, сказочно быстро разбогатевшую группу олигархов (миллиардеров) и более многочисленную социальную группу профессионалных нахлебников у честных и порядочных граждан России, т.е. многочисленное чиновничество, превратившее свою чиновничью деятельность в источник доходов. В регионах  же как правило чиновники открыли дорогу себе любимым и своим близким путь к превращению в олигархов местного масштаба.
     Вся проблема только в том, что эта немногочисленная по историческим меркам группа в угоду своим куркульным интересам сумела "остановить историю" - вернула первую социалистическую страну в систему частнособственнических отношений, т.е. остановила  эксперимент, мирового масштаба.
     И внешне это было подано  как реализация чаяний народа. Народ ведь, по большому счёту, не протестовал. Но, кажется, начинает ...    

КТО ВЕРНЁТ НАМ ИСТОРИЮ?
(Заметки об окончании Истории)
     Согласно марксистско-ленинскому учению рабочий класс может победить только в том случае, если на его сторону перейдёт передовая часть буржуазной интеллигенции, становящаяся в процессе перехода его (рабочего класса) своеобразным духовным вождём, и вообще,  если он (рабочий класс) обзаведётся своей интеллигенций, как любой класс пребывающий у власти. Развитие средств производства и социально-культурные преобразования в Советском Союзе привели к тому, что к профессиональной деятельности интеллигенции ("к интеллигентскому труду") были привлечены миллионы выходцев из крестьян и рабочих и их детей (на начало 80-х годов прошлого века они составляли почти одну треть всего населния Советского Союза, включаемые в большинстве своём в социальную категорию служащие).
    Называть такую социальную группу прослойкой было как-то не совсем корректно.  Вопрос только в том, смогли ли они (выходцы и из рабоче-крестьянской массы и из самой интеллигенции стать настоящей рабочей (пролетарской) интеллигенцией по идеологии и психологии? Речь идёт не о единицах, не об отдельных индивидах, а о массах. Как мы теперь можем констатировать, советская интеллигенция в массе своей пролетарской (социалистической) так и не стала. Соответственно не смогла она стать в своей массе и духовным вождём трудящихся Советского Союза, тяготясь практики коллективизма и идей социального равенства.  Причина кроется прежде всего в двойственности Октябрьской революции в России 1917 года. У этого факта есть объективные и субъективные причины (См.: "Двойное дно Октябрьской революции в России 1 - 4" http://www.proza.ru/2016/02/21/1958 ; http://www.proza.ru/2016/02/27/2160  и др.).
     Известно, что российской интеллигенцией особенно в период "золотого" и отчасти "серебряного веков" средствами литературы, театра,  живописи, музыки была создана  в российском обществе особая атмосфера повышенных нравственных требований. Эта была почти героическая попытка относительного небольшого слоя интеллигенции из числа дворян ( Радищев и декабристы, Герцен), разночинцев (Белинский, Добролюбов,  Чернышевский) и только что зарождающегося рабочего класса (Горький) настроить и народ, и власти на осознание необходимости, даже неотвратимости социальных преобразований и повышения нравственности и морали в обществе. Власть попыталась ответить на этот вызов целой серией реформ 60-70-х г.г.  Однако, их оказалось недостаточно.  Буря грянула. Не столько работы  российских последователей Карла Маркса (Плеханова, Ленина, Богданова и др.), но прежде всего творчество русских литераторов, художников, композиторов подготовило идеологию русской революции (вспомним, что Лев Толстой был назван Владимиром Лениным "зеркалом русской революции") подготовило и провозгласило её..
    Мы это к тому, что русской творческой интеллигенции ХIХ-го и начала ХХ-го в.в. принадлежит выдающаяся роль в подготовке духовной атмосферы, в обстановке которой грянула в России революция и гражданская война, хотя многие из них её реально и не хотели, а другие испугались, когда она развернулась. Мы это к тому ещё говорим, что интеллигенция подготовив духовно революцию, сама же её и потушила духовно, закрыв путь в историю, что мы выше и отметили. Обеспечив, духовно ликвидацию Советской власти, интеллигенция в массе своей ничего не выиграла кроме издевательских зарплат и усиления над собой издевательской же власти чиновников.
    Только осознав, что случилось, вновь прокрутив в своей памяти, в своём сознании сотворённое, интеллигенция, во всяком случае, её наиболее честная и дальновидная часть, может вернуть себе звание духовного лидера народа. И тогда она, став автором нового "проекта" (как и прежде нравственно-морального в своей сути проекта) в России, учтя трагический опыт прошлого, превращая потенциал  гражданской войны в непрерывный диалог, может начать вновь возвращение России к  Истории. Сегодня созданы технические возможности отказа от вооружённой борьбы и во внутригосударственном (гражданском), и в межгосударственном (международном противостоянии). Технические возможности созданы и существуют, но моральные, как и две тысячи лет назад пребывают внутри сознания, человека.
   Две тысячи лет назад Иисус Христос провозгласил Духовную революцию, духовное преображение человека, которые тогда опирались, только на авторитет религии. Теперь к религии интеллигенция могла бы прибавить и опыт истории, и авторитет науки. Честная интеллигенция могла бы вернуть России субъектность в Мировой духовной революции и, следовательно, открыть вновь ей путь в историю.         


ДВОЙНОЕ ДНО ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В РОССИИ

Сейчас наша политическая элита спешно ищет объединяющую большинство социальных слоёв российского общества идею.  Мы выражаем сомнение в том, что   в России можно построить нормальное здоровое общество, выбросив на свалку идею Социальной Справедливости, концентрированным выражением опыта утверждения которой как раз и служат понятия «коммунизм» и «социализм». Впрочем, учтя сложный исторический опыт можно и весь предшествующий опыт борьбы за демократию и права человека, и опыт борьбы успешной и неуспешной за социализм и коммунизм обозначить понятием «реальный гуманизм».  Между этими понятиями есть теоретические и идеологические различия. Но их разведение не входит в нашу задачу. Вокруг этих понятий поломано и ещё будет поломано немало копий. Мы здесь будем использовать их не как идеологические клише, а как инструменты этического конструирования социальной реальности. Случайно ли после первой мировой войны, выступившей зверской формой раздела мира, единственной европейской страной, ориентирующейся на «социальную справедливость» явилась Россия? Нет! Не случайно.  Признано, что в XIX и в начале XX веков в России российской интеллигенцией был создан особый «мир излишней нравственности», нашедший наиболее яркое своё воплощение в специфике русской культуре, т.е. культуре Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Чехова, П. Чайковского, М. Мусоргского, А. Блока, И. Бунина, А. Куприна и многих многих др. пронизанной обострённым чувством социальной справедливости.  Этот «мир» гармонировал с российской традицией ориентации на «правду»[См.: Н.Е. Покровский. Новые горизонты или историческая западня? //Социол. исслед.1994.№11 ].
          Первые десятилетия существования Советской России (Советского Союза) прогрессивные люди на Западе и в мире сочувствовали и помогали молодому государству. Одним из первых и ярких выражений этого сочувствия явилась книга Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир». В Советскую Россию с проявлениями  своей симпатии грандиозному делу приезжали Герберт Уэллс, Ромен Роллан. Они не были коммунистами, но они чувствовали нравственную правду молодого государства. Почему советская разведка была одной из лучших в мире? Потому, что с ней сотрудничали не из корысти, а по идейным, нравственным соображениям. Антифашисты в Советской России видели наиболее последовательного противника фашизма…
    Мы не можем не процитировать ряда высказываний выдающихся представителей планеты о мировом значении опыта Октябрьской революции в России и рождённого ею опыта строительства общества в интересах народа.
Анатоль Франс: «Если в Европе есть друзья справедливости, они должны почтительно склониться перед этой Революцией, которая впервые в истории человечества попыталась учредить народную власть, действующую в интересах народа».
Джавахарлал Неру: «Советская революция намного продвинула вперед человеческое общество и зажгла яркое пламя, которое невозможно потушить. Она заложила фундамент той новой цивилизации, к которой может двигаться мир».
Томас Манн: «Я хочу, чтобы никто не сомневался в моем чувстве уважения к историческому событию моего времени – Русской революции. В своей стране она покончила с давно ставшими нетерпимыми анахроническими порядками, подняла духовный уровень народа, 90 процентов которого были неграмотными, создала несравнимо более человеческие условия жизни для народных масс. Она является величайшей революцией после политической революции 1789 года, и, подобно ей, оставит своей след в жизни человечества».
Бернард Шоу: «Здесь, в России, я действительно, убедился, что коммунизм может вынести человечество из его теперешнего кризиса и спасет от анархии и разрушения».
Рабиндранат Тагор: «В наши дни лозунги русской революции стали лозунгами всего мира».
Теодор Драйзер: «Я пришел к выводу, что Россия по всей вероятности превратится в одну из самых мощных экономических сил, какие когда-либо существовали в мировой истории».
Герберт Уэллс: «Я считаю Октябрьскую революцию одним из величайших событий истории. Она коренным образом изменила идеологию всего мира…»  Цитируем по  Варданяну Богдасаряну 

     Граждане России! Будем же достойны нравственно-морального величия Великой Октябрьской социалистической революции! Встретим её столетнюю годовщину хотя бы покаянием в том, что позволили отобрать у нас её завоевания, её морально-нравственный авторитет, дававший нам право гордиться этим событием, а не стыдиться его!      
 P. S.  03.07.2017.  Мы полагаем две основные причины падения Советского Союза – отсутствие опыта (опыт Парижской Коммуны был слишком краток) и игнорирование социально-протестного потенциала, содержащегося в мировых религиях.
     Новые формы социальной жизни всегда продвигаются, преодолевая гигантское сопротивление.  Советская Россия (Советский Союз) не получили де факто ни одного дня передышки. Новая власть не могла дать трудящимся длительной мирной передышки, возможности  нормально удовлетворять самые  необходимые материальные потребности. По сравнению со среднеевропейским уровень удовлетворения материальных потребностей в России (Союзе) постоянно отставал (полосами, чередуясь с настоящим голоданием). В этих условиях произошло истощение пассионарного потенциала трудящихся России (Советского Союза). 
     Просто отделив религию от государства,  постоянно ведя антирелигиозную пропаганду,  большевики упустили шанс соединить предшествующий многовековой опыт классовой борьбы, проходивший,  как правило, если не считать  Великой  французской революции, с использованием идей, заимствованных из священных текстов.  Религиозная компонента – не только традиция крестьянских восстаний, но и первых настоящих буржуазных революций (Нидерландская и Английская),  которые включали в себя широкое использование религиозных мотивов.
     Слияние аскезы революционеров и аскезы православия работало бы на идеологическое укрепление новых форм социальной жизни. Две эти аскезы объединяет  этика коммунитаризма. Cм.: [Давыдов О.Б. Очевидность блага: этика коммунитаризма // Вопросы философии. 2017. № 4.].