Становление личности через веру

Вячеслав Харитонов 2
   Жанр книги Людмилы Мамоновой "Ангел Златые Власы", как определила она сама, - это роман-судьба. Точнее, пожалуй, не скажешь. Значительное место в повествовании занимает автобиографический фактор, что придаёт произведению и событиям, описываемым в нём, особую достоверность. Тема и идея романа подсказаны автору самой жизнью. Это становление личности через испытания, продиктованные судьбой, и путь к вере. На этом и строются его композиция и все коллизии во взаимоотношениях героев. Образ главной героини Ангелины является как бы центром притяжения, вокруг которого и развёртываются все описываемые в книге события. У неё "говорящее" имя, обращающее на себя внимание окружающих.
   Характер Ангелины, как впрочем и характеры других действующих лиц, дан в развитии. Проходя через все испытания и преграды, расставленные судьбой на её пути, она не только не утрачивает кристальной нравственной чистоты, но и ещё больше укрепляется в своей вере в конечное торжество добра и справедливости. И даже измена любимого и нелёгкая работа на стройке не ослабляют, а только закаляют её.
   В противовес главной героине даётся образ Марины. Привыкшая брать от жизни всё - увести любимого человека у лучшей подруги, пожертвовать собственным ребёнком ради карьеры, бросив того на произвол судьбы, - любительница лёгкой жизни в итоге остаётся ни с чем. И раскаяние к ней приходит слишком поздно, когда усыновлённый и воспитанный Ангелиной её сын Михаил (и имя-то которому дала не родная мать, а её сердобольная подруга) уже становится священнослужителем.
   Семейное окружение Ангелины мало чем отличается от многих и многих, типичных для нашей страны семей. Мать - труженица, на плечи которой ложится основной груз семейных бытовых тягот. Отец же - наоборот - не против проехаться на горбу собственной жёнушки или же в пьяном виде учинить скандал. Ясно, что лучшие черты характера - трудолюбие и женское терпение - дочь переняла у матери. Многое она взяла и у её подруги Тамары, образ которой не лишён налёта таинственности и вполне земной преданности вере в Господа и его вероучение.
   Видное место в романе занимает образ журналиста Михаила, избалованного вниманием окружающих. Современный молодой человек с раскрепощёнными взглядами, он не прочь приударить за любой смазливой девочкой. Но его показная лёгкость и непутёвость, как волна о риф в океане, разбивается о целомудренность Ангелины. Он поначалу удивлён и сравнивает её с известной иконой, а потом влюблён. Но в силу привычки и под влиянием чар красавицы Марины он не может устоять перед соблазном и предаёт истинную любовь, не отличив её от банального увлечения. Но, предав однажды, Михаил глубоко в этом раскаивается. И автор в конце романа удостаивает его прощения, как со стороны любимой Ангелины, так и собственного тёзки - родного сына. Как это всё-таки по-христиански!
   Таким образом, наряду с любовной линией в романе ненавязчиво, но неуклонно проводится линия духовности и веры, что особенно ценно в наш меркантильный век, когда в угоду личному благополучию подрываются многие моральные устои и ценности.
   Наряду с основными героями автор бегло даёт образы и судьбы героев второстепенных. Например, полусумасшедшей попутчицы в поезде Изабелы Львовны, а на стройке - геодезиста Тамары или же каменщика Анатолия. И это вполне оправданно, ведь они должны не заслонять, а только оттенять образ главной героини.
   Воспитанный на произведениях критического реализма и соцреализма читатель без особого труда заметит, что и автор романа "Ангел Златые Власы" не чурается выше названных методов, но помимо этого вносит в повествование элемент фантазии, что, впрочем, характерно для современной литературы, когда ему предоставляется право самому дозировать меру того или иного, добиваясь определённого баланса между ними для подкрепления главной идеи произведения.
   Яркий пример реалистической подачи - сцена с приехавшими в сад за дармовыми яблоками интернатским воспитанником Минькой и водителем, с трудом верящим в подобную "халяву". Или же поведение разношёрстной толпы, едущей на заработки. Да и всё, что касается стройки.
   Фантазийный элемент присутствует в сценах благополучного полёта и приземления маленькой Лины с лестницы, ведущей в мансарду, или же появления в самые критические моменты почти домашнего для каждого верующего россиянина святого Николая Угодника. Он спасает Лину, когда та проваливается под лёд, переходя речку. А потом и её приёмного сына Михаила, названного ею в честь любимого, когда тот высоко в горах теряет ориентировку и попадает в своего рода заколдованный круг. Стоит ли удивляться после этого тому, что спасённый самим Николаем Угодником молодой человек выбирает в последующем путь служения Богу.
   Роман написан добротным литературным языком без обычной для нашего времени сухости либо склонности угодить читателю, следуя его порой не слишком притязательным запросам на "клубничку", скандал и тому подобные выверты, царящие в послеперестроечном чтиве. И это достойно уважения. Автор использует речевые характеристики. Благодаря этому читатель не спутает, например, двух Михаилов. В одном по речевым оборотам и богатому словарному запасу раскрепощённого балагура и сердцееда легко узнаём журналиста, а в другом - сначала только нащупывающего свой путь и своё место в жизни юношу, а позже - служителя культа, не поступающегося церковной, священной для него лексикой в пользу бытовой даже во время исповедания собственной, бросившей его матери. В этом, пожалуй, кульминация романа, концовка которого выдержана в духе мелодрамы. Знающего себе цену читателя, возможно, больше бы задела за живое трагедия, постижение истины через катарсис. Но тогда бы на корню была подкошена идея торжества над злом, истинно христианская традиция всепрощения и обязательной победы правды над кривдой.
   Повествование щедро пересыпано лирическими отступлениями, принадлежащими перу человека, не равнодушного ко всему, что творится в мире. Словом, немало полезного может почерпнуть из этой книги и взрослый читатель, и, тем более, представитель подрастающего поколения, путём проб и ошибок ищущий свою линию жизни.

   Предисловие к книге Людмилы Мамоновой "Ангел Златые Власы".2009 год.