Рецензия

Вячеслав Харитонов 2
на рукопись книги рассказов для детей
Натальи Бондаренко "Артёмкины истории".

   В.Г.Белинский, рассуждая в своё время о литературе для детей, писал:"Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание великое дело, им решается участь человека". В то же время великий критик выдвигал в качестве основополагающих требований не искажать действительность и избегать сентенций, поскольку "нравоучений не любят и взрослые, а дети просто ненавидят, как всё сухое и мёртвое". Классик напутствовал литераторов, вставших на путь детской литературы:"...пишите для детей, но только так, чтобы вашу книгу с удовольствием прочитал и взрослый".
   И, на мой взгляд, в эту довольно строгую программу вполне укладывается творчество бесспорно талантливого автора "Артёмкиных историй" Натальи Бондаренко. Главный герой их Артёмка и ребята из его окружения показаны в широком спектре всевозможных жизненных ситуаций, что позволяет автору высвечивать те или иные чёрточки их характеров.
   Рассказы написаны занимательно, добротным и доступным для понимания ребёнка языком. Повествование идёт от первого лица, т.е. от лица самого Артёмки, что подчёркивает их достоверность. Истории и ситуации, в которые попадают герои Натальи Бондаренко, как правило, забавны и поучительны. Они лишены лобовой менторской морали и назойливых сентенций. Доверяя своему читателю, автор предоставляет ему право самостоятельно поразмышлять над поступками своих героев и сделать соответствующие выводы.
   Артёмка живёт пусть и в небольшом городе, но в довольно благополучной и по современным понятиям "продвинутой" семье. Родители, люди интеллигентные и чуткие к детским запросам, хотя и не потакают во всём своему ребёнку, всё же предоставляют ему широкие возможности для развития его интересов.
   Дитя своего времени, Артёмка накоротке с компьютером, позволяющим заглядывать в виртуальный мир, знаком с интернетом, что однако не мешает ему оставаться живым, а порой и проказливым, любознательным  мальчишкой, трепетно относящимся к родным, друзьям и всем окружающим, а особенно - к "братьям нашим меньшим".
   Духовный мир ребёнка показан в развитии от рождения и до школы. Что же касается места действия описываемых событий, то они происходят как в семейной обстановке, так и в детском саду или школьном классе, в городе или в деревне, где живут в ладу с окружающей природой и в кругу непритязательных сельских забот дедушка с бабушкой Артёмки. А порой они выплёскиваются и на простор раздольной Волги с её стихией (рассказ "Настоящие путешественники") и красотами ("Лучшая экспедиция на свете") и даже на побережье Балтийского или Чёрного моря (заключительный рассказ). Из таких рассказов, словно из россыпи цветных камешков, слагается целостная мозаика, в которой проступают черты растущей личности ребёнка. И, судя по всему, в её развитии благотворно сказываются гены, переданные в наследство Артёмке дотошным и любознательным прадедом Савелием из рассказа "Что же замышляла ужиха?" Не потому ль так любопытен и наблюдателен и правнук? Правда, его любопытство сочетается с детским нетерпением, что нередко приводит к разного рода казусам и разочарованиям. Так в рассказе "Кукушечка" в подаренном Артёмке "теремке" оказывается не настоящая, а механическая кукушка, не идущая ни в какое сравнение с живой, обитающей где-то в лесу.
   Любознательности Артёмки способствуют и окружающие. Так в рассказе "Карта мира" его отец и сестрёнка Алька азартно "играют в карту", т.е. загадывают друг другу и разгадывают самые большие или самые маленькие города, реки и т.д. Да и в большинстве других рассказов довольно ощутим познавательный момент, столь необходимый в детской литературе. А, как известно, дети лучше познают мир через игру. Взять хотя бы рассказ "Кладоискатели". Взрослый читатель, возможно, сочтёт его во многом надуманным, но для юного важнее порой не реальность, а полёт воображения, фантазии. И как тут может в общем-то вполне рассудительный и знающий цену прожектам и авантюрам своего друга Вадика Артём устоять перед бурей и натиском его фантазий о якобы зарытом на соседской даче дяди Васи кладе?!. И он оставляет компьютерную игру о пиратах и сокровищах, видя своего друга с чёрной повязкой на глазу. Это ведь тоже игра! Пусть она и оборачивается очередным крахом для "генератора идей", получившего изрядный синяк от случайного удара о черенок лопаты, и запоздалым пониманием того, что он попросту спутал слухи о "серебряном окладе иконы" с "серебряным кладом" дяди Васи.
   Можно порадоваться за Артёмку, трепетно и неординарно относящемуся к своей сестрёнке. Мы довольно живо представляем её из его рассказов о ней. С юмором изображает он, например, Алинку вместе с её закадычной подругой Инкой в рассказе "Модницы". Но, как ни осуждает их за обезьнничанье, слепое следование моде и наивное соперничество в этом, сам невольно поддаётся их влиянию и размалёвывает своё лицо мазутом. Ведь это тоже игра. С юмором изображены и одноклассники в рассказах "Транспортир", "Как мы репетировали", "Яблоко"...
   В серии рассказов о животных проявляется тяга мальчика ко всему живому, что неудивительно, ведь его мать - биолог. Преданно относится он и к друзьям ( рассказы "Дружба", "Мопед", "Санька", "Аслан").
   Можно ещё много рассуждать об "Артёмкиных историях" и их авторе, но лучше самому юному, да и взрослому читателю с головой окунуться в пёстрый и интересный мир отрока и подростка и поразмыслить вместе с ним над его - да и только ли его - проблемами и заботами, а автору от души пожелать дальнейших творческих успехов и поисков в благородном стремлении "сеять умное, доброе, вечное".