Экспертный обзор. Ирина Андронати. Январь-2016

Большой Литературный Клуб
Оценка стихов – крайне личностное и заведомо небеспристрастное дело. Это относится ко всей литературе, но к поэзии – особенно.

Моя версия.

Есть две мерки: стихи – не стихи (не литература), и моё – не моё. Есть и какие-то объективные вещи – типа сложности, оригинальности и проч., но это для литературоведов. В поэзии для меня важен еще третий параметр: цепляет – не цепляет. Это не оценка, это объективная реальность, данная нам в ощущениях. Бессмысленно предъявлять претензии к чужому вкусу и чужим пристрастиям. Они просто есть. К примеру, детские стихи Самойлова цепляют меня куда сильнее и значат для меня куда больше, чем поздний Бродский. Надо ли мне себя перевоспитывать? Не буду.

Итак, стихи или не стихи, моё или не моё, цепляет или не цепляет. Иногда в целой поэме цепляет только одна строка. А иногда вроде и нет ничего особенного, но всё, что мельком видишь и слышишь, глядя на строчки, сплетается в нечто целое, цельное, чего не было бы, если бы не стихи. Тем не менее, по возможности, постараюсь выразить ощущения словами.
 
То, что меня зацепило и, на мой взгляд, стихи, выношу вперед.

ЕЛЕНА БОРОДИНА 13 «Колесо»
http://www.stihi.ru/2016/01/03/3113 отборочный тур для резидентов БЛК

Блеск! Отдельная жемчужинка – «некованые блохи дорожали». Вот та самая деталька, которая одновременно добавляет объём, правдоподобность, реальность. И прекрасный финал со вздыхающим мужиком. Спасибо!


ЮРИЙ ОКТЯБРЁВ «Ракурс»
http://www.stihi.ru/2016/01/08/10049 отборочный тур для резидентов БЛК

Хорошо. Первая строфа воспринимается как вроде бы необязательная, но неожиданный поворот во второй действует как ледяная вода в лицо – плеснул, проснулся и оторопел от ужаса и его обыденности. И хорошее разрешение в финале, со счастьем жить, пусть даже и оставшемся только на портрете. Спасибо.


МИХАЛИНА ДИКОВИЧ «Зимородок»
http://www.stihi.ru/2015/05/14/1928 отборочный тур для резидентов БЛК

Увидела автора. Стихи. Жизнь.


ВЛАД МАЛЕНКО «Дом»
http://www.stihi.ru/2013/07/18/3859 номинатор Валерий Поланд

Спасибо. Хорошее цельное доброе стихотворение с печальным финалом, который автор мягко подготовил, но всё равно становится грустно. Всё на месте, нет затянутостей и повторов, много хороших деталек, превращенных в игру слов. Еще раз спасибо.
 

VALERI "Калинов куст"
http://www.stihi.ru/2012/01/12/5898 номинатор альманах «Буквица»

Стихи. Мне не вполне созвучно, но в то же время чувствуется, как это важно для автора, поэтому трудно анализировать


АЛЕКСЕЙ ГРИГОРЬЕВ «последний автобус»
http://www.stihi.ru/2015/03/24/8212 номинатор «Термитник поэзии»

Стихи. Музыка. Чувство. И чувство потери. Со-чувствую.


САБИНА ЛЕНИНА «искра»
http://www.stihi.ru/2015/10/05/4188 номинатор «Термитник поэзии»

Стихи. Плотный, ощутимый набросок реальности и неожиданное разрешение. Дважды неожиданное: из-за появления ангела и из-за слов, которые он произносит. Спасибо.


Остальное - по порядку прочтения.


ГРИГОРИЙ ГОРНОВ «Там, где проходит жизнь Христа»
http://www.stihi.ru/2016/01/14/5870 квота ГР за редактирование отборочного тура

Странное впечатление от стихотворения. Кажется, что написано от мозгов, с задачей – подобрать необычные рифмы. При этом рифмы не органичны, новый образ не возникает. В основном возникает недоумение: что можно уронить из уст, кроме слюны? Какие сачки отклоняются от ладони? Что за паук заснеженный? И что там с лопатками? Если разгадывать ребус, получается ангел. А вот стих – никак не получается.


ЕЛЕНА АНИРУСС «Боялась, мир сошел с ума»
http://www.stihi.ru/2015/09/19/2365 квота ГР за редактирование отборочного тура

Совершенно непостижимая и неуклюжая строфа
«А у земли -  погас очаг,
Лютует радостная  взвесь,
Всё  повернуть стараясь так,
Что лишь ничто на свете есть.»
Зато что-то зацепило в последней строке:
«Сквозь время, боль и темноту».
Но в целом – напоминает подражание, а не свое.


ВИКТОР ФИШКИН «Не забуду»
http://www.stihi.ru/2011/01/06/4731 номинатор Юлия Долгановских

Рифма смысл не образует. Музыки не слышу. Последние две строки написаны уже много раз и совершенно никакого отношения к предыдущим не имеют. Набор слов с новаторской рифмой твоё-ё-моё, ага.


ИВАН ЛИВИЦКИЙ «эгоманьяк»
http://www.stihi.ru/2015/09/03/4973  номинатор Сергей Беленко

Интересная вещь, но, как мне кажется, автор немножко не вытянул. Первые строки напомнают Бродского, но затем возникает особая личностная интонация, и мне уже интересно узнать про человека у телефона перед зеркалом, я его вижу, чувствую, я прихожую вижу… И вдруг бац – и меня обламывают проходным морализаторством. А жаль!


АННА ГЕДЫМИН «Грохот. Крики...»
http://www.stihi.ru/2016/01/18/9032 номинатор альманах «45-я параллель»

Это – мимо меня. Сказать нечего.


ОЛЕГ ТУПИЦКИЙ «Что я хочу найти в ночном окне...»
http://www.stihi.ru/2010/05/16/6514 номинатор альманах «45-я параллель»

Если автор очень юн, тогда не страшно. Если наоборот – то страшновато за него. Но вряд ли он добивался такого эффекта. Не мое.


АЛЕКСАНДРА ИНИНА «Зимнее»
http://www.stihi.ru/2014/12/18/3843 отборочный тур для резидентов БЛК

Очень хорошие образы: раскадровка в окно, проезжающий мимо мир, светофор, перебирающий бабочек, белый дождь. И они складываются в цельную картинку, и в цельный образ автора. Спасибо. На будущее хочется пожелать бОльшего уважения к технике. Если рифма светофор-скоро еще как-то воспринимается, то на «меня мир – и устал и» я реально зависла, пытаясь понять, где опечатка. Ну и запятые крайне желательно ставить по местам.


ОЛЬГА ДОМРАЧЕВА «воды твоей реки»
http://www.stihi.ru/2016/01/01/1257 отборочный тур для резидентов БЛК

Никогда не видела чертополоха с синей головой. Возможно, от этого и всё остальное воспринимается как придуманный набор слов, имитирующий наговор. А магии нет.


АЛЬБЕРТ ЭМ «Лёнька»
http://www.stihi.ru/2010/06/17/63 отборочный тур для резидентов БЛК

Вот только в стихах еще попаданцев не было. И пусть не будет.


ЛАНА СТЕПАНОВА «Голос»
http://www.stihi.ru/2015/10/07/137 отборочный тур для резидентов БЛК

За исключением слова «Тахикардично» не зацепило. И где вы видели тряское болото?


ЖЕНЯ КАЗАЗИДИ «Мы жили и ждали»
http://www.stihi.ru/2014/11/10/8382 отборочный тур для резидентов БЛК

Ни фига не понятно, но чем-то вставляет :) Значит, стихи. Но – не запоминается.


АЛЕНА ВОЛЯ «У него»
http://www.stihi.ru/2013/10/24/8178 номинатор Инга Сташевска

Привет Бродскому. Длинный такой, вдумчивый привет. Автора не нашла.


ЮРИЙ КОЛОБОВ «душевное»
http://www.stihi.ru/2013/12/22/2936 отборочный тур

Эпатаж никак не гарантирует, что строчки, написанные в рифму, станут стихами. И конечно, вложенная в уста дьявола фраза «Смелей! Спеши все нормы нарушать!..» - эт-то посильнее «Фауста» Гёте.


НАТАША ЛЫЖИНА «Треугольники, квадраты»
http://www.stihi.ru/2016/01/07/5548 отборочный тур

Вот когда особенно хочется, чтобы, кроме музыки, в стихах был еще и смысл. Потому что стихи - есть. А про что они – не знаю.


ВИКТОР ПЕТРОВ 8 (МИХАИЛ ДЫНКИН) «Марина»
http://www.stihi.ru/2015/11/27/5260 отборочный тур

Наверное, это стихи. Вот это – уж точно:
«И полдень, заполняющий каюту,
уйдёт на дно, в последнюю минуту
метнув окурок в красный бок буйка».
Но я, видимо, слишком сложно отношусь к Марине, так что воспринимаю как наигранное.


ВЛАДИМИР ВАССЕРМАНН «Ладушка»
http://www.stihi.ru/2011/08/26/8590 отборочный тур

Очень симпатичные стихи, необычные, ясные, добрые. Вот только в строфе с улыбкой, полосами, колодцем и прочим – запутка. Прочесть вслух у меня так и не получилось. А смысл отыскался только с четвёртого прочтения. Это перебор.


МИХАИЛ МИНАИЧЕВ «Дорога из солёных помидоров»
http://www.stihi.ru/2015/10/26/7497 квота ГР за редактирование отборочного тура

Симпатично, но слегка затянуто. При первом чтении читается с улыбкой, при втором – надоедает. Жалко.


ЕВГЕНИЯ ДЖЕН БАРАНОВА «память»
http://www.stihi.ru/2016/01/10/6972 номинатор Валерий Поланд

Начало хорошее. До Уленшпигеля с книгами. Потом идет отсылка, понятная автору, но решительно не понятная мне: «антагонист увенчанный ковбойкой». И автор меня как читателя потерял. Строчку «и не занять товарищей у ленца» я вообще не понимаю, а вымершее сердце уже воспринимается как красивость и неточность.


СЕРГЕЙ ПАГЫН «Росой студёной, птичьим молоком»
http://www.stihi.ru/2015/02/10/5334 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

Очень себялюбивое что-то. Ну просто очень.


МАРГАРИТА КРЫМСКАЯ «Соната»
http://www.stihi.ru/2013/06/02/9578 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

Не моё. Не цепляет


МАРИАННА БОРОВКОВА «На Гоголевском»
http://www.stihi.ru/2015/10/10/7359 квота ГР за редактирование отборочного тура

Очень хорошее начало, за исключением каламбура нежный-снежный. Мало того, что скобки утяжеляют строку, так еще и с «с» читается очень коряво. А вот последняя строфа прикручена насильно и выглядит чужеродной. И человек там – не тот, что в начале, на шарф менявший нимб, и терпение теряет, только потому что рифма нужна, и Бульварное кольцо на палец – тоже не из той картинки, которую рисовали в начале. Жаль.


МАКСИМ СЕДУНОВ "Стамбул III"
http://www.stihi.ru/2013/11/17/9388 номинатор Анна Гердмар

Вот вроде всё хорошо, а чего-то не хватает. Пожалуй, Стамбула и не хватает. Вещности. Собачьи серёжки – хорошо, но этого мало. А абстрактно – не цепляет. И очень смущает это «Стамбул-3». Типа, сериал.


СЕРГЕЙ КОНСТАНТИНОФФ "Украина"
http://www.stihi.ru/2015/03/08/5804 номинатор Анна Гердмар

Наверное, стихи. Но вот это - «Что, сынку, помогли твои ляхи?» - всё ломает. Ударение: сЫнку. Строка разваливается, вместе с ней строфа, и соответственно, стих. И «уста» - очень неловкое слово для Андрия.


ИВАН ГРОЗНЫЙ «Иордань»
http://www.stihi.ru/2010/01/26/8452 квота ГР за редактирование отборочного тура

 «Будут связи с реалом прерваны» – Начали про юродивых, закончили компутеркой. Эпохально, да.


ВИКТОРИЯ КАЧУР "дежавю"
http://www.stihi.ru/2016/01/05/10009 номинатор альманах «Буквица»

Шутка с подвывертом.


ИВАН ЗЕЛЕНЦОВ "Чайка"
http://www.stihi.ru/2015/12/28/6857 номинатор «Решетория»

Обычно на злобу дня стихи получаются плохие.


ИЗ БУРГОСА «Вершины»
http://www.stihi.ru/2015/11/20/6751 номинатор Олег Бабинов

Не мое.


ALEX GROZOUBINSKI «Опять Пьеро»
http://www.stihi.ru/2015/12/17/4249 номинатор Инга Сташевска

Я не понимаю, зачем это написано. Кроме желания уязвить, ничего не вижу. Строка «Его поклонницы воспитывают внучек» по размеру не лезет.


--------------------------
Примечание ГР БЛК: стихотворения лонг-листа рассматривалась без указания авторов, полные ссылки на них были восстановлены при публикации экспертного обзора.