Ценность любви

Анна Бахаева
6 июля 2012 года в Калуге установили памятник Петру и Февронии Муромским в сквере, прилегающему к церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Спустя время стали раздаваться недовольные свершившимся фактом голоса, которые не говорили прямо о личном неприятии христианских ценностей, на которое они имеют полное, охраняемое Конституцией, право. Но очень лукавым образом принялись искать изъяны в самих личностях святых супругов: и детей у них не было, и день памяти приходится на Петров пост, когда по церковным канонам венчание не совершается, и многие- многие другие, весьма слабо аргументированные словесные выпады, которые тонут во всё растущем почитании благоверных князей.
Мы, поколение неофитов,  любим думать и рассуждать
стандартными образами. Православная семья: он священник или, на худой конец, алтарник, она — хрупкое голубоглазое создание с русой косой до пят, детишек — мал мала меньше. Православная одежда - чёрное, серое, свободное, в мелкий цветочек или клетку и обязательно «в пол». Православное кино: отчитки бесноватых + купола + свечи. Православная музыка: Светлана Копылова (лично против неё ничего не имею, хотя, мне ближе Людмила Кононова) и многое- многое другое. Я даже слышала о православной бытовой химии (чтобы не Проктер энд Гембл). И вдруг — на тебе — святые Пётр и Феврония: ну ни в какие привычные стандарты не вписываются! Феврония — та ещё тихоня — женила на себе Петра силком, ни одного ребёнка ему не родила, а после смерти, будучи монахиней, вообще улеглась с Петром-монахом в один гроб. В общем, князья-то — неформалы! Что делать будем? Разбираться!
Если бы проводили предварительный опрос населения относительно виновников в честь предстоящих торжеств, посвященных Дню Семьи, Любви и Верности, я бы, возможно, проголосовала за князей Дмитрия Донского и Евдокию Московскую или святых Михаила Тверского и Анну Кашинскую. Они пронесли свою любовь через великие испытания на фоне исторических трагедий: монголо-татарского ига, набегов, пожаров — и сохранили её не только друг для друга, но и для народаи для Бога. Они родили много детей и, наконец, дни памяти, по крайней мере, благоверных княгинь, «непостные». Почему проголосовала бы с оговоркой
«возможно»? Потому, что во всей древнерусской литературе и русской агиографии нет, пожалуй, более поэтично возвышенного жития, нет более романтичного повествования, чем эта повесть о любви простой крестьянки Февронии и родовитого князя Петра! Чего стоит только их праведная кончина в один день и в одну минуту! А романтики отношений нашей молодёжи как раз катастрофически и не хватает. Вместо трогательного первого прикосновения к руке любимой, «долгого взгляда короткой встречи» — до тошноты откровенная физиология. Как в американских фильмах: сначала — постель, а после вопрос: «Кстати, как тебя зовут?» И потом, ну вчитайтесь вы в название праздника: День Семьи, Любви и Верности. Не День многодетности мы празднуем (хотя я была бы «за», вместе с супругом воспитываем шестерых детей), не День свадеб, сыгранных по расчёту, и даже не День облапошенного мудрой женой мужа. Почему бы не порадоваться тому факту, что государство осознало опасность сползания в бездну небытия и старательно «из мировых глушизн» извлекает на свет Божий такие немодные нынче понятия семьи, любви и верности. Согласитесь, возрождение этих «атавизмов» — задача стратегической важности наряду с «оборонкой».
Второе. Попробуйте сказать какой-нибудь убелённой сединами супружеской чете, в любви и согласии прожившей не один десяток лет, но по каким-то причинам не имевшей детей, что у них неполноценная семья. Ведь серьёзно обидите людей. Цель и смысл христианского брака никогда не сводились исключительно к многодетности. Говорю об этом не понаслышке: много лет назад помогала своему юному супругу писать дипломную работу по теме «Христианский брак», прочитала несколько книг, касающихся этой тематики, но более всего запомнилось высказывание священника Глеба Каледы: «Цель христианского брака — совместное возрастание в святости». У отца Глеба дети были. Шестеро. Супруг получил «четвёрку» за то, что в своей дипломной работе не привёл примеры благочестивых супружеских пар (экзаменаторы — и монашествующие и семейные — принялись перечислять: Иоаким и Анна, Захария и Елисавета, Пётр и Феврония).
Третье. А почему бы девушке немного и не повыбирать, не пораскинуть умом, взвесив все «за» и «против». Если, конечно, девушка собирается не сходить замуж, а всё-таки выйти? Говорят, святая Феврония, обладая целостным мудрованием, как драгоценным подарком от Бога, предвидела, в отличие от князя Петра, их предназначенность друг другу от века. И ничего, что между ними не «пробежала искра», из которой, к сожалению, очень часто «возгорается пламя». Речь-то идёт не о страсти,а о любви. Потому-то девица Феврония и была столь настойчива, зная, что она создана именно для Петра, а тот — для неё.
Четвёртое, и как бы не связанное с размышлениями по поводу нового государственного праздника — Дня Семьи, Любви и Верности. В своих размышлениях хочу опереться на небольшой опыт, который приобрела, работая в школе. Общаясь со своими коллегами, всё больше убеждаюсь во мнении, что многим не нравятся не столько те идеи и шаги (какими бы благими они ни были), что делает Церковь, а сам тот факт, что эти шаги смеет делать она, Православная Церковь: от всех бы стерпели, только не от неё! Доходит до смешного. Случай первый. Курсы по повышению квалификации учителей. Преподаватель из Калуги читает лекцию на постороннюю от Церкви тему, ни к чему не призывая слушающих. Вдруг — реплика из класса: Основы православной культуры — это хорошо, но католичество лучше: там на службах хотя бы сидеть можно». Случай второй. Место — то же, действующие лица — те же. Смотрим привезённый из Калуги презентацию, посвящённую святыням области. И вновь возглас не по теме: «Плохо поступают те священники, которые не крестят детей «сходу». У людей столы накрыты, салаты киснут, а они артачатся, беседы какие-то назначают». Это что? Аллергия? Или,простите, слабоумие? Или провал в генетической памяти?
Пятое. С чего вы взяли, будто у Петра и Февронии не было детей? Да, «Повесть...» об этом факте умалчивает. Но только потому, что наличие или отсутствие детей не играет главенствующей роли в истории их любви и верности друг другу даже до смерти. Некоторые историки убеждены, что детей было трое, некоторые — что была одна дочь, принявшая впоследствии монашество в одном из рязанских монастырей. Вспомните русские сказки. В конце практически каждой из оных повторяется одна и та же фраза: «И жили они долго и счастливо». И всё. О детях ничего не говорится. Да, житие святых князей, описанное в «Повести…» вовсе не сказка, хотя в большом объёме и содержит фольклорные мотивы: хлебные крошки за рукавом Февронии напоминают кости за тем же рукавом сказочной Василисы Премудрой: у первой они превратились в ладан, у второй – в белых лебедей. Или же загадки и отгадки, коими Феврония поражала князя, — точь-в-точь мудрость сказочной дочки бедняка из белорусского фольклора. А завистливые бояре с ещё более завистливыми толстыми жёнушками — портрет многочисленных завистниц и сплетниц из русских сказок, у которых кости, презрев все сказочные законы, не превращались в лебедей или, на худой конец, в кур, а всё больше старались угодить кому-либо в глаз. И, наконец, сказочная героиня — мудрая жена (прямо-таки калька со святой Февронии), гонимая злющими боярами, в качестве самого дорогого перед уходом из княжеского терема выбравшая своего мужа). Но самым «сказочным» из всего перечисленного является, пожалуй, фраза «и умерли в один день». В каком ещё житии святых супругов вы найдёте подобную концовку? Ну вот — написала и содрогнулась. Царственные страстотерпцы: жизни супругов оборвались в один день вместе с жизнями их пятерых детей. Такая концовка сказку совсем не напоминает, а вот послужить примером и семьи, и любви, и верности, а также многодетности царская чета вполне может.
И, наверное, последнее. Россия до сих пор отмечает Праздник весны и труда (в прошлом — День солидарности трудящихся), нисколько не смущаясь тем, что «трудящиеся» в этот день отдыхают и солидарны лишь в одном: дружно выезжают на природу и услаждают себя выпивкой с шашлычком. А ведь первое мая иной раз выпадает на Страстную седмицу. Я не про то, чтобы украсть у народа праздник, пусть отдыхает. Это я к тому, что некоторых благочестиво настроенных доброхотов День Семьи смущает своим совпа- дением с Петровым постом и ещё обилием пар, стремящихся заключить свой брак 8
июля. «Вы за кого ратуете?» — спросят меня.- Православные христиане не будут играть свадьбу в этот день, подождут четыре дня, а неправославным глубоко «фиолетово», что пост ещё не подошёл к своему логическому завершению" Меня, признаюсь, радует, что молодожёны будут приходить к памятнику святых супругов, надеясь прожить жизнь, как они. Может быть, вы хотели сказать что-то другое и побоялись? А может, не хватает аргументов? Как у тех учителей, прочно сидящих на католических стасидиях и боящихся с них подняться, потому что под ногами — пустота?