Слова без музыки тускнеют

Вячеслав Харитонов 2
   Сборник стихов и песен "По белу свету" - вторая книжка нашего земляка, сызранского поэта и барда Сергея Кирюхина, дебютировавшего в 1999 году в поэтической кассете "На разные голоса" тоненьким сборником "Осенние аккорды", в который вошло чуть больше двух десятков его стихов и песен. На этот раз автор отобрал для публикации 51 произведение. Налицо, казалось бы, как количественный, так и творческий рост. Однако нельзя не отметить того факта, что в новую книжку вошла значительная доля уже публиковавшихся в "Осенних аккордах" стихов и песен, правда, с некоторыми доработками. Не включи их Сергей в этот сборник, он в значительной степени обеднел бы.
   Сборник "По белу свету" (изданный тиражом 1000 экземпляров) чётко разделяется на две примерно равные части. В первой из них - стихи, а во второй - песни. Хотя и те, и другие автор с одинаковым успехом мог бы сопроводить соответствующей мелодией под аккомпанемент гитары. Оно и понятно: бард остаётся бардом. Да и слово, подкреплённое аккордами, становится как бы весомее, получает ту или иную лирическую окраску, продиктованную мелодией. Но убери музыкальное сопровождение - и оно тут же тускнеет, становится будничнее и незаметнее. Поэтому творцу настоящих стихов куда как труднее, нежели создателю песенного текста, ведь ему необходимо изобретать новые образы, подбирать единственно правильные слова, определения, сравнения и метафоры. Не говоря уж о свежей мысли, без чего нет и не может быть настоящей поэзии.
   К сожалению, арсенал поэтических средств Сергея Кирюхина сравнительно небогат. Он чаще всего использует привычные, порою кочующие из стихотворения в стихотворение и из песни в песню метафоры и сравнения, не усложняя свои произведения редкими поэтическими тропами и тонкими ассоциативными связями. Да и его лексика чаще всего не идёт далее обыденно-разговорной, а порой он намеренно прибегает и к откровенно грубоватой, что, кстати говоря, не расходится с тематикой его произведений, в которых, наряду с грушинско-туристическими, звучат и мотивы политические. Наиболее явственно - в "Стране дураков", "Подлодке" или же в стихах "Я приехал в Ростов-на-Дону", "Не убирайте памятников Ленину" и "Возвращение", посвящённое его другу, поэту Вячеславу Суспицыну:
 
     Его загнали за флажки,
     Но он ушёл - в края родные.
     Тебе такие мужики
     Неужто не нужны, Россия?

   Да и другим произведениям С.Кирюхина присуща раскрепощённость как в манере изложения, так и в мнениях автора, что в общем-то характерно для представителей авторской песни, когда и паренёк из подворотни не робеет перед академиком, как это нередко бывало на Грушинском фестивале. А ныне, как тонко подмечает Кирюхин, и фестиваль постепенно превращается в шоу и:

     ...если делать выбор,
     По правде - не по лжи:
     Ни Галич бы, ни Визбор
     К Гитаре б не прошли.
 
   Сила Кирюхина в его авторских песнях. Особенно удачны такие из них, как "Мне Волга снится по ночам", "А на Волге вода кипит", "Монолог лётчика Чеченской войны" и особенно - "Ну вот и окончился день", ставшей хрестоматийной. Стихи же ему пока удаются меньше. Они, образно говоря, ещё подростково угловаты и не достигли классической гармонии. Мало в них поэтических находок и житейской мудрости, подкреплённой яркими образами. А романтический настрой достигается чаще всего за счёт использования экзотически звучащих географических назаний: Чимган, Заравшан, Богишамол и т.д., а также непременных костров, закатов и туманов - постоянных спутников грушинско-туристического репертуара.
   Словом, автору книги "По белу свету", выпущенной, как и первая, сызранским полиграфобъединением, предстоит ещё большая работа по совершенствованию мастерства стихотворца. Хочется верить, что процесс этот не затянется и Сергей Кирюхин в конце концов достигнет подлинной гармонии мысли, формы и поэтического образа как в своих песнях, так и в стихах.
 
            Газета "Литературная Сызрань" за февраль 2001 года.