Сквозь призму жизни и собственного опыта

Вячеслав Харитонов 2
   Со школьной скамьи известно, что луч солнца, проходя через призму, распадается на цвета радуги. Нечто подобное происходит и в поэзии. Поэт пристально всматривается в окружающий мир и через призму своего жизненного опыта преображает свои впечатления и настроения в яркие и хорошо запоминающиеся художественные образы, понятные и доступные каждому, но высвечивающие те или иные стороны нашей действительности, на которые до этого он почему-то не обращал внимания, хотя внутренне, возможно, и имел ощущение их важности и значимости для себя и других.
   В этом смысле название второй книги стихов сызранской поэтессы Надежды Чвановой "Сквозь призму жизни" лишний раз подтверждает эту истину.
   Уже в первой книге стихов "На крыльях судьбы", вышедшей в 2006 году в Самарском книжном издательстве, Надежда Чванова обнаруживает упомянутый выше пристальный взгляд, который останавливается то на трагических событиях прошлого нашей страны (стихи "Любовь и фронт", "Родные очи", "О войне мы знаем понаслышке"), то акцентирует его на анализе причин "Добра и зла", "Нищеты и праздности" (стихи с такими названиями также вошли в книгу). Но приоритет, как любая женщина, отдаёт всё-таки вечным темам любви, семейного благополучия и человеческих взаимоотношений, родной природы.
   Верной себе она остаётся и в новой книге. Однако в ней уже чувствуется некая раскрепощённость души автора, возросшая мастеровитость в лучшем понимании этого слова и расширение спектра тем. Вероятно это и предопределило общее построение книги, разбивку её содержания на три главы. В первую "Коль память людская жива" включены стихи о войне, о проблемах нашего дня и философски окрашенные воспоминания о собственном прошлом и прошлом своей семьи, наметилась и космическая тема вечности, ощущения себя малой частичкой великой Вселенной и бессмертия души:
 
     Какая хрупкость бытия
     При вечности Вселенной!
     Мы смертны: он, и ты, и я,
     И лишь она одна  - нетленна.

   Сюда же органически примыкает и духовная тема, тема православия:

     В душе моей к Храму стезя пролегла
     К святым и возвышенным ликам.
     От светлых их взоров рассеялась мгла,
     Растаяв пред чудом великим.

   В главе "В помыслах о прекрасном" говорится о природе, поэзии, музыке, танце. В ней автор касается не только собственной поэтической "кухни", но и довольно тонко выражает и своё отношение к Тютчеву, Цветаевой, Пастернаку. Да и в первой книге её отношение к классику вылилось в стихотворение "Есенинский мотив".
   Заключительная глава "И светлели дали" целиком и полностью - про любовь:

     Тихую, счастливую, шальную
     И неразделённую порой,
     Но всегда такую дорогую -
     Ведь могла пройти и стороной.

   Если же говорить о радужной палитре автора в целом, то нельзя не отметить характерной черты её нрава. Человек, влюблённый в жизнь, истинный романтик и оптимист, она, несмотря на трагические ноты отдельных её произведений, всегда стремится отыскать (и находит!) светлые тона и созвучия с окружающим миром. Так, вслед за стихотворением, посвящённым памяти утонувшей сестрёнки Леночки:

     Стынет обрыв, молчалив, у реки.
     Только с тобой мы навек далеки, -

как бы в продолжение его, светло и по-своему оптимистично звучат строки из другого стихотворения "Уходят вёсны и уходят люди", а именно:

     Вновь грянут вёсны, пусть уже другие,
     Детишки новые на свет родятся.
     Пронзительно вдруг в ком-то повторятся
     Черты непостижимо дорогие.

   Как же всё-таки это созвучно с мироощущением нашего народа, столько бед и испытаний вынесшего на своей памяти за тысячелетия непростой своей истории, но твёрдо сохранившего незыблемую веру в лучшее будущее!

       Предисловие к книге Надежды Чвановой "Сквозь призму жизни".2008 год.