Подарок для белокурой Жильберты

Ирина Воропаева
По мотивам новеллы Ги де Мопассана «Мощи». 
Новелла впервые была напечатана в «Жиль Блас» 17 октября 1882 года под псевдонимом Мофриньёз,
затем вошла в сборник «Мадмуазель Фифи».

Под рёбрами готического Кёльна
(Как будто бы чудовище уснуло
И навсегда с тех пор застыло в камне),
Покоится блаженная Урсула,
Аттилы чем-то вызвавшая гнев,
А с нею вместе много сотен дев.

Бродил я раз под сводами собора
(Сраженного дракона в гулком чреве,               
Исторгшего от мощного удара
Витражные огни), - в мечтах о деве,
О белокурой, нежной, как цветок, -
Я и на миг забыть её не мог.

Влюблённый в несравненную девицу,
Я называл её своим кумиром,
Но как пришло мне в голову - признаться,
Сам не пойму - особым сувениром
Привлечь её к себе ещё сильней,
Ей привезя из Кёльна часть мощей?

Когда б не веры истой фанатичность,
Чем был известен белокурый ангел,
Додумался бы вряд ли я, конечно,
Сфабриковать из косточки бараньей
Останки, освятившие собор
(Ведь мне-то был смешон весь этот вздор).

Давно, в своём средневековом детстве,
Наивной верой жили наши предки,
Невежества во тьме, в духовном рабстве,
И были чудеса тогда не редки –
Церковники творили их, шутя.
Увы, моя любовь была дитя.

С благоговейным чувством взяв безделку
(Я благородный вид придал подарку),
О, как она благодарила пылко,
Как обнимала, целовала жарко!
Жаль, догадалась о подлоге всё ж,
И расплатился я сполна за ложь.

Теперь и сам я вижу – шутка эта
Пожалуй, получилась неудачной.
Прости меня, прелестная Жильберта,
Ведь всё из-за любви, и не иначе,
А разве ж что-то есть любви святей?
Красавица, молю тебя, - взрослей.
29.01.2016

***

Новелла Ги де Мопассана «Мощи», читать:
http://ocr.krossw.ru/html/mopassan/mopassan-moshi-ls_1.htm

***
         В качестве приложения несколько слов о достопримечательностях Кёльна:
                Святая Урсула и Одиннадцать тысяч девственниц.

Когда заходит речь о Кёльне, перед глазами сразу же встает огромный готический собор – главный символ этого города. Иногда возникает иллюзия (особенно при взгляде со стороны), что весь Кёльн – это и есть этот собор. Однако в Кёльне имеются и другие особенные места, не менее интересные и самобытные. Одно из них – церковь Святой Урсулы.

Святая Урсула – британская принцесса, покровительница города Кёльна. По легенде была убита здесь (поражена стрелой) вождем гуннов, осаждавшим город (называют Этцела или же самого Аттилу), причем погибла она вместе со своими спутницами, с которыми совершала паломничество в Рим, - этих спутниц было ровно одиннадцать тысяч, все благородные благонравные девицы.

Набожных христиан никогда не смущала особенная многочисленность свиты Урсулы. Однако тут явно что-то не так.

Согласно сохранившимся старинным документам, принцессу из Британии, вероятно, звали не Урсула, а Пинноса, и спутников у нее было не более 11 (причем перечисляются имена некоторых из них). Число 11 в отношении этой дамы знаковое и  повторяется в разных вариациях (11 дев, 11 кораблей), но откуда оно взялось – доподлинно неизвестно. Что же касается 11000 дев, то они появились в результате ошибки: исследователи отмечают, что в некоторых рукописях содержалась аббревиатура XI M.V. (то есть XI Martyres Virgines - 11 девственниц и мучеников), но раскрыта она была как XI milia virginum - 11 тысяч женщин (дев).  К аббревиатурам прибегали, чтобы сократить время, необходимое для переписки книги (до печатного станка тогда было еще далеко), а также сэкономить чернила и пергамент. Как видим, экономия не всегда приносит хорошие плоды. Гунны к гибели всех этих девственниц не причастны вообще; мученичество, если имело место, произошло не ранее VI века. Имя Урсула применительно к святой появилось после X века. 

Первая церковь для мощей принцессы и ее спутниц была построена на окраине города, между 866 и 911 годами, на месте римского храма, и при ней был учрежден женский монастырь. Реликвии, хранившиеся в церкви в 11 раках, стоявших в 11 капеллах, стали главной святыней Кёльна. 

В начале XII-того века в связи с расширением городской территории рядом с церковью обнаружили забытое старинное кладбище еще римских времен. Обилие останков было воспринято как подтверждение легенды об 11000  дев. На кладбище нашли плиту, на которой значилось имя Урсула. Может быть, наличие здесь захоронения некоей Урсулы сыграло свою роль в переименовании принцессы. 

Монастырь урсулинок при церкви Святой Урсулы разбогател, торгуя вновь обретенными реликвиями. Сформировалась традиция особых реликвариев для мощей одиннадцати тысяч девственниц – крошечную  частичку косточки помешали внутрь женского керамического бюста.

Тысячи человеческих костей, выбранных некогда из кладбищенской земли, хранятся и ныне в Золотой камере церкви Урсулы, это одно из  самых больших хранилищ костей в Европе.

Много раз перестроенная и достроенная, ц-вь Урсулы дошла до наших дней в варианте XVII века, что не такая уж и древность, но главной достопримечательностью Кёльна все равно является не она.

В 1164 году архиепископ Райнальд фон Дассель привёз из Милана в Кёльн мощи Трёх царей (Святых Волхвов), для которых в 1248 году был заложен великолепный грандиозный Кёльнский собор, затмивший церковь Урсулы. Это сооружение, помимо всего прочего, чем оно знаменито, стало примером самого длительного долгостроя: по сути, собор не окончен и по сей день, та или иная часть гигантского здания всегда в строительных лесах.

Герб Кёльна объединил все реликвии города вместе – наверху на красном щите изображены три золотые короны, ниже 11 символических слез Урсулы и ее спутниц (по начертанию похожие на запятые).

Когда говорят о легендарной небесной покровительнице Кёльна, непременно всплывает тема одного выдающегося художественного произведения времен позднего Средневековья, вдохновленного ее историей. Это рака Святой Урсулы из Брюгге, расписанная в 1479 году для Госпиталя св. Иоанна нидерландским художником по имени Ханс Мемлинг. В настоящее время экспонируется там же, в Брюгге, в Музее Мемлинга.

Рака представляет собой деревянную модель готического храма, украшенную картинами на сюжеты из Жития святой, выполненных в технике миниатюры (некоторые детали можно разглядеть лишь под увеличительным стеклом). Все события прелестных сценок происходят под открытым небом - художник изобразил и парусные лодки у причалов, и городские дома, и пеструю толпу на берегу.   
***

Церковь Святой Урсулы, фотоальбом.
http://www.abroadmag.ru/blog/Deutschland/5772.html