Выход в свет новой книги - всегда праздник как для самого автора, так и для его почитателей. И это неудивительно, ведь такому событию предшествуют годы упорной работы писателя, в ходе которых постепенно меняется его мироощущение, что связано с возрастом и духовным ростом личности, шлифуется мастерство.
Появившийся недавно на прилавках книжных магазинов новый сборник стхов Анатолия Ульянова "Рожь зацвела" - третий по счёту. Его первая поэтическая книжка "Стрижи" вышла в свет в 1964 году, вторая - "Перед рассветом" - в 1975 году.
Уже первым своим сборником наш земляк заявил о себе как о поэте одарённом и эмоциональном. Вспомним хотя бы стихотворение "Стрижи", давшее название первой книге. Оно отличается яркостью, динамичностью, что вообще характерно для поэзии Ульянова:
Обрыв рыжеват и отвесен.
У ног его волны ржавы.
Он из десятков отверстий
Стреляет в меня стрижами.
Свежие рифмы, великолепная аллитерация: "стреляет... стрижами". Кстати говоря, этот динамичный, взрывной образ трансформируется во времени. Его отголоски звучат и в других стихах. То это "трассирующая листва", то "акация взрывная". Да и сами стрижи появляются в целом ряде стихотворений, служат для поэта своеобразным символом детства, радости жизни.
В своей первой книге автор ставит цель - ярко и правильно отразить действительность, о чём говорят строки из стихотворения "Сумерки":
Всё так предельно искренне, что мне
Необходимо быть предельно искренним.
И поэту это удаётся. В сборнике "Стрижи" всё реально: и Вовка-коробейник, играющий на баяне для взрослых на полевом стане, и степная станция Рябина,где:
...Если осень, если ливни,
Если вечер, словно рельсы длинный,
Двадцать километров до кино,
По столам грохочет домино.
Во второй книге "Перед рассветом" поэт стремится уже к более углублённому анализу действительности. Её философское осмысление начинается с характерных в этом отношении стихотворений "Антиода телевизору" и "Акселерация".
Когда слова любимых плещут болью,
Когда друзья приходят к нам с тоской,
Себя на том мы ловим, что невольно
В глаза их смотрим, словно в кинескоп, -
говорит он в первом стихотворении, размышляя о "чуде века" и одновременно "горе века"- телевизоре.
Сборник "Перед рассветом" характерен утончённостью лирики (стихотворения "У поезда "Харьков - Новосибирск", "На улице", "Солнцестояние" и другие).
В новом сборнике "Рожь зацвела" тенденция к углублённости анализа бытия, философичности, наметившаяся в первых книгах, ещё более усиливается. Хотя и здесь Анатолий Ульянов не утрачивает прежней динамичности и эмоциональности. Шире становится тематика. Гражданственность и лирика переплетаются. Вот как, например, вроде бы скупо, но в то же время точно передаёт автор любовь к родному краю:
Нарежем пшеничного хлеба,
Янтарное выпьем вино
За это вот синее небо,
За то, что над Волгой оно.
Автор ищет и находит свой путь, говоря его же словами, "Как в сложной мозаике всяких примет дорогу свою журавли примечают".
Весь сборник пронизан обострённым чувством времени. Образ его предстаёт то памятью о войне ("Упал солдат, упал в траву", "Легенда о ледяных возчиках"), то дыханием современности. Поэт сознательно сгущает время:
... Сгустится в сердце время, запылает.
И мы тогда пылаем вместе с ним.
Может быть, не всё удалось автору в равной степени, но, мне кажется, сызранский читатель, хорошо знакомый с творчеством нашего земляка, испытает удовольствие от встречи с его новой книгой.
Газета "Красный Октябрь".19 июня 1981 года.