В Самарском книжном издательстве вышел в свет сборник стихов "От любви и печали" Олега Портнягина. Это вторая книга поэта, недано принятого в Союз писателей России. Интересно, что вышла она ровно через 10 лет после первого сборника с символичным названием "День рождения". Этот период стал временем творческого мужания нашего земляка, в ходе которого неуклонно креп его голос, обострялось поэтическое видение мира и ширился круг затрагиваемых тем.
И если в основу первого сборника легли темы детства ("Речка Кия", "Игра", "В двенадцать лет" и т.д.), родной природы ("Радуга", "Муранский бор", "Черёмуха", "Родник"), странствий ("В поезде", "Европа-Азия", "В дорогу"), подкреплённые стихами очень выигрышного сибирского цикла ("Летим на БАМ", "Чароит", "По следу", "За соболем"), то в новой книге, объединяющей не только тонкую лирику, но и страстную публицистику, включая и военную, автор живёт уже не столько воспоминаниями, сколько реальными болями и заботами нашего времени. Ведь его кредо:
... И не стремиться на стремнину,
А самому стремниной быть.
В поле зрения поэта попадают всё новые и новые герои, портреты которых выписаны хотя и скупыми красками, но живо и убедительно. Это и задумавшийся "майор в переполненном трамвае"; и "училка", из-за насмешек "над её крепдешиновой блузкой" поменявшая школу на барахолку; и капитан милиции, которого в штатском узнаёт "окрестная шпана"; и молоденькая парикмахерша с причёской-хвостиком, перетянутым "тугой резинкою аптечной"; и библиотекарша, сама чем-то похожая на "библиографическую редкость". С поразительной достоверностью выхвачены из потока жизни "соплюхи", "местные красавицы", с тоской глядящие с перрона приволжской станции вслед поездам, которые, как им кажется, убегают в соблазнительный мир кабаков, дискотек и долларов. Не пополнят ли они пресловутую "группу риска" - искренне тревожится за их судьбу поэт. А "бывшие Ваньки да Маньки, сельский забывшие дух"? Насколько болезненно проходит этот процесс, не понимают толком и сами его участники, которые:
... с мужиками в обнимку -
Теми, что в город не рвут,
Пляшут порой на поминках,
Горько на свадьбах ревут.
И ещё одна актуальная тема - тема отчуждения и разобщённости людей ("Встреча", "Брат", "Мужик"). О каждом из этих стихотворений стоило бы поговорить отдельно, но остановлюсь только на последнем:
... Там пьют "Распутин" под икорку,
"Наполеон" пьют под лимон,
А тут заплесневелой коркой
Занюхивают самогон.
Им друг до друга нету дела -
Правителям и мужикам.
И загоняет в ствол умело
Мужик безжалостный жакан.
Но... не подумайте, что он идёт на смертоубийство. В том-то и дело, что он по-мужицки долготерпелив:
И хоть косится на столицу -
Уходит в лес. На кабана.
О творческом прогрессе автора говорят и пейзажные его стихи. Вот пейзаж-раздумье:
Апрельским днём ломаю вербу,
Смотрю с подтаявшей земли,
Как вышили крестом по небу
Свой путь на север журавли.
Пейзаж-действие:
Вот она - Волга в тумане,
Где, выбиваясь из сил,
Связку плотов на кукане
Тянет усталый буксир...
Или же пейзаж, очеловеченный работой:
Свет, мой свет... Индевеющий пыл -
По упругим рябиновым веткам.
Поле пашнею, словно вельветом,
Тракторист от морозов прикрыл.
Не претендуя на всеохватность анализа, с полной уверенностью скажу, что и юноша, и убелённый сединами ветеран найдут в этой книге для себя что-то заветное и созвучное своей душе и настроениям. Так что читайте, но осмысленно, не торопясь, ибо, как афористично подметил автор:
За чудом в очередь давиться -
Лишь время попусту терять.
И если будем лишь дивиться,
То кто же будет удивлять?
Газета "Волжские вести". 1997 год.