Созвездия СССР. Е. И. Зеленко

Астра 5
 К.И.Зеленко,лётчица,совершившая
первый единственный в мире среди женщин
в истории авиации таран вражеского самолета.

В Галактике Солнца
Средь крупных планет,
Планета"Катюша"
Несёт тёплый свет.

Будь благодарен,
Читатель ты мой,
Катюше обязан
Своей ты судьбой.

За то,что родился,
Что ешь и пьешь,
За ценный подарок
-В Свободе живёшь.

Война Рода нить
Не прервала.
Семью твою
Смерть обошла.
---------------
24
Двадцать четыре года,
Молодость как цветы.
На советские земли
Фашисты с войной пришли.

"Синенький скромный платочек",
-пела Катюша всегда,
Музыкой-рокот мотора,
В небо взлетала она.

В задании все как обычно.
По вражеской технике-цель.
Отбомбить методично,
Чтоб было им больше потерь.

Танки,склады,цистерны,
По огням батарей,
По фашистской скверне,
За слёзы матерей.

Ты на разведку в Сушке
За день тот в третий раз.
При возвращеньи засада
И в бой,в который раз.

Семь"ME-109"-на Сушку одну.
Один сбит,он весь в дыму.
В воздушном таране на смерть иду.
Второй горит уже в лесу.

В казацких могилах
Где скифский курган,
Ярким огнём полыхая,
Погибла Катюша от ран.

И сердцем в Свободу влюбленным,
К захватчикам местью горя,
В воздушном таране,на смерть,
Погибла Катюша не зря.

За Украину и СССР
Пошла на воздушный таран.
В мире одна ты такая,
Старший лейтенант.

На месте гибели Кати
Памятный обелиск.
Комсомолка.К.И.Зеленко.
Красивой девушки лик.

В городе Курске
Памятник стоит.
О любви к Родине
Нам он говорит.

Орден Красного Знамени,
Орден Ленина дан,
Герой Советского Союза
К двадцати четырем годам.

Ты рождена как птица для полёта.
Ты летчица-высокий класс.
Ты в памяти народа вечно.
В планете свет несешь для нас.

Раз в семнадцать месяцев
Свой ясный тёплый свет,
Дарит нам "Катюша"
Средь солнечных планет.
----------------------------------
http://geroykursk.narod.ru/index/0-84
персональный сайт Е.И.Зеленко.

Зеленко Екатерина Ивановна родилась в ноябре 1916 г. в селе Корощин Ровенской области. [Место рождения К. Зеленко указано по документам, хранящимся в Центральном архиве Министерства обороны РФ. Но имеется другая вер­сия: по воспоминаниям одной из сестер К. Зеленко, она родилась в г. Кур­ске.]

 Их семья вскоре переехала в Курск. Здесь учи­лась в средней школе № 3, в 1932-1933 гг. — в техникуме при Воронежском авиазаводе, одновременно занималась в аэроклубе. В Советской Армии с 1934 г., окончила Оренбургское военное летное училище. Участвовала в войне с Финляндией. В Великой Отечествен­ной войне — с июня по сентябрь 1941 г. Награждена орде­нами Ленина, Красного Знамени. Звание Героя Советско­го Союза присвоено посмертно 05.05.1990 г. Погибла в бою 12.09.1941 г.

        Памятник в небе

 Любовь к авиации зародилась у Кати рано, лежала в основе ее летного мастерства. Вот какую характеристику дал ей командир 19-й легкой бомбардировочной авиабри­гады Герой Советского Союза Николай Каманин: «...воле­вые качества развиты хорошо. Энергична. Решительна. Личная огневая подготовка хорошая. Передавать свои знания подчиненным может... Летает на самолетах: У-2, Р-1, Р-5, Р-10 УТ-1, УТ-2, ББ-1. Достойна внеочередного присвоения звания старшего лейтенанта».

 С первых дней Великой Отечественной войны Е. Зелен­ко — в боях. Менее чем за три месяца войны она соверши­ла свыше сорока боевых вылетов в разведку и для нанесе­ния бомбовых ударов по врагу. Первый ее боевой вылет состоялся 5 июля 1941 года. Капитан в отставке, участник этой боевой операции Степан Монченко рассказывал: «Нам предстояло нанести внезапно мощный удар по стан­ции Бобруйск, где по данным разведки противник сосре­доточил на путях большое количество боевой техники. Бомбы с наших самолетов на врага посыпались как горох. Но не успели отбомбиться, как нас атаковали 16 «мессе­ров». Завязался жестокий бой, в нем участвовала и Катя Зеленко. Ее самолет получил шестнадцать пробоин».

 Командование 135-го бомбардировочного авиаполка поручило пилоту Зеленко выполнение ответственных за­даний. Полк получил приказ нанести удар по танковой колонне, следовавшей из Бобруйска по шоссе к Рогачеву. На бомбежку заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Зеленко повела два звена самолетов. В результа­те удара на шоссе создалась пробка, горели танки, автома­шины. В радиограмме, полученной из штаба фронта в полк, объявлялась благодарность летному составу, принимавшему участие в нанесении этого удара.

 Собираясь в полет, Катя была настроена оптимистичес­ки, никогда не унывала, заряжая летчиков своей неиссяка­емой бодростью. 12 сентября 1941 года в первой половине дня Зеленко совершила два боевых вылета, второй был неудачным, ее самолет был серьезно поврежден.

 Катя немного отдохнула, как понадобилось срочно вылететь на разведку. «Свободных» летчиков не оказалось, почти все они в тот момент были в воздухе, бомбили вражеские позиции и колонны. Зеленко побежала к штабу. Там был заместитель командира полка капитан А. Пуш­кин. Он ей разрешил вылет на его самолете в паре с коман­диром звена.

 Через считанные минуты обе машины стартовали и взяли курс на город Ромны, где наши войска вели упорные бои с превосходящими силами противника. И тут случи­лось непредвиденное. В ходе полета наши два самолета оказались разъединенными семью «мессерами». Коман­дир авиаэскадрильи Лебедев, преследуемый двумя истре­бителями врага, на своем поврежденном самолете вынуж­ден был оставить Зеленко, и она вступила в поединок с пятью «мессерами». Над селом Анастасьевка на сумщине разгорелся неравный бой. Отважная советская летчица, искусно маневрируя, не только уходила из-под обстрела врага, но и сама атаковала. В один из заходов она прошила пулеметной очередью кабину фашистского самолета, и машина, задымив, беспорядочно пошла к земле. Крик радости вырвался у жителей Анастасьевки, наблюдавших бой в воздухе.

 Два «мессера», ушедшие преследовать Лебедева, присо­единились к остальным. В это время по приказу Зеленко покидает машину летчик-наблюдатель Николай Павлык. У нее уже израсходованы боеприпасы, но она и не думала выходить из боя. На вооружении у Кати оставался единст­венный прием — таран, который в ходе схваток в воздухе уже в первый день войны применили четырнадцать совет­ских летчиков.

 Маневренность нашего самолета снижалась в результа­те полученных повреждений. Но, выбрав удачный момент, Катя Зеленко своей машиной врезалась в хвостовое опере­ние проносившегося рядом немецкого самолета. Судьба «мессера» была решена. Неуправляемый, он пошел к зем­ле.

 После тарана самолет Кати Зеленко стал резко терять высоту...

 К упавшему самолету подбежали жители села. Они увидела изуродованное тело летчика, выброшенное из самолета при ударе его о землю. В левом кармане гимнас­терки они обнаружили залитый кровью с внешней сторо­ны обложки комсомольский билет №7468250 на имя Екатерины Ивановны Зеленко. Ее завернули в уцелевший парашют и похоронили в селе Анастасьевка.

 В одном из писем с фронта к старшей сестре Софье Катя писала: «Сонечка, а если случится что, так особенно не отчаивайся. Война не бывает без жертв. Только не забывайте меня, не забывайте свою Катю».

 Подвиг Кати Зеленко увековечен. По инициативе инже­нера-астронома Крымской астрофизической обсервато­рии Т. Смирновой открытая ею одна из малых планет названа «Катюшей», крупнотоннажный сухогруз «Катя Зеленко» построен корабелами Ленинграда. Небольшое скромное фото летчицы разошлось по всей стране, Ми­нистерство связи СССР в 1984 году выпустило в обраще­ние массовым тиражом почтовый конверт с изображени­ем на нем летчицы старшего лейтенанта Е. И. Зеленко. Ее имя присвоено одной из улиц Курска, рядом с нею уста­новлен памятник отважной летчице. На доме № 23 по улице М. Горького, где прошло ее детство, установлена мемориальная доска.

П. Рожин.
======================================================
Где, в какой стране мог родиться такой прием атаки, как таран, — писал прославленный ас, трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин. — Только у нас, в среде летчиков, которые безгранично преданы своей Родине, которые ставили ее выше всего, пpeвышe собственной жизни…
.
В годы Великой Отечественной войны, таранные удары по врагу нанесли более ПЯТИСОТ(!) летчиков. Тараны были проведены не только на истребителях, но и на штурмовиках и бомбардировщиках. Более половины наших летчиков после тарана вражеских самолетов сумели спасти свои боевые машины. По два тарана в годы войны совершили 25 летчиков. Были летчики, совершившие и три тарана, это заместитель командира эскадрильи старший лейтенант А. С. Хлобыстов и старший лейтенант Б. И. Ковзан.

Изучая историю воздушных таранов, совершенных 22 июня 1941 года, невозможно обойти еще одну деталь. Все летчики, принявшие решение идти на таран, были либо комсомольцами, либо коммунистами, либо кандидатами в партию. Пусть каждый сделает выводы сам.
..."