В. Серову. Связь времен

Протоиерей Артемий Владимиров
Исполнилось сто пятьдесят лет со дня рождения русского живописца Валентина Александровича Серова, прожившего чуть более 45 лет и оставившего после себя драгоценное наследие - портреты, которые сделали имя художника воистину бессмертным.

Замечателен интерес к юбилейной выставке В.А. Серова всех сословий современного российского общества. Такого ажиотажа в отношении классических произведений искусства столица не видела давно.

Ни крещенские морозы, ни часовые стояния у стен галереи не убавили у москвичей желания увидеть великие полотна.

Наш народ, несомненно, устал от абстракций и бесформенных цветовых пятен постмодернизма, сегодня люди тянутся к работам настоящих мастеров, приобщаясь, благодаря им, тайне подлинного творчества.

С детских лет я часто бывал в доме прямых потомков В.А.Серова, живших на Большой Молчановке в квартире художника. Мне особенно врезалась в память огромная картина "Похищение Европы", висевшая в гостиной. Мальчиком, я подолгу рассматривал прекрасную Европу, примостившуюся на спине широкогрудого быка - Зевса, который влечет ее куда-то, в неведомую даль...

Выставка серовских шедевров произвела на меня глубочайшее впечатление. С полотен на зрителя смотрят ЖИВЫЕ ЛЮДИ, составлявшие цвет общества дореволюционной России.

Портреты членов династии Романовых и родовой знати промышленников и купцов, ученых и писателей, детей и взрослых открывают нам неведомые, забытые мощь, величие и красоту Отечества.

У меня создалось впечатление, что каждой картине СОПРИСУТСТВУЕТ душа изображенного на ней человека.

Величественная Ермолова, задумчиво-грустный Левитан, баловень судьбы - молодой Феликс Юсупов, свежая, как роза, Верочка Мамонтова со знаменитыми персиками под рукой...

Государь Николай Александрович Второй, в сером кителе сидящий за столом, приковывает всех подошедших к знаменитому портрету Своим взором...
В Его глазах - и обаяние молодости, и созидательная энергия, и сокровенная печаль, о которой в начале двадцатого столетия мог знать только Он сам.

В 1917 году красноармейцы, вытащив из дворцовой спальни Государыни именно этот портрет, преподнесенный Ей некогда Супругом в качестве подарка, проткнули штыками царские очи.

Ученики Серова чудом спасли шедевр от уничтожения, и ныне вокруг него стоит на выставке народ, безотрывно смотря на Государя-Мученика, в глазах которого сияют правда и любовь...

Примечательно, что столь напряженное внимание к портретной живописи Серова имеет место в ту судьбоносную эпоху, когда России дано мало-помалу обретать свою державную поступь и возвращаться к определенной Промыслом Божиим исторической миссии.

Сказанное лишь подтверждает неоспоримую истину о "великой силе искусства"...

Покидая залы нового здания Третьяковской галереи, я как будто прощался со светлыми тенями живых людей, в молчании взиравших на меня с полотен Валентина Александровича Серова...

         СВЯЗЬ ВРЕМЕН.

Я взираю на Ваши портреты
В сохранившейся чудом гостиной:
Офицеров при эполетах,
Старых дам, усевшихся чинно,
Как березки, девушек стройных
С выразительным девственным ликом,
Августейших особ средь конвоя
На охоте за живностью дикой...
Нет у нас, ваших бедных потомков,
Благородства былого и стати,
Чистых лиц и профилей тонких -
Нас не красят старинные платья;
Нет и мудрости вашей высокой,
Широты практических знаний,
Память наша настолько убога,
Что не помнит семейных преданий...
Потеряли чувствительность души,
Оскудели словесною силой,
Мрачный ум бездельем засушен,
Воля стала предательски хилой...
Я взираю на предков портреты,
Столь прекрасных душою и телом -
К ним любовию сердце согрето.
В этой зале мраморно-белой
Понимаю: залогом спасенья
Может быть только вера Христова...
Знаю: в ней обретет поколенье
Дух свободы и жизни основу.
Покидаю дворцовую залу,
Где витают светлые тени...
Этой встречи с родными мне мало -
И надежда вновь свидеться греет...