Новый год

Виктор Воробьёв 2
Картинка из Интернет
       
        -Декабрь – само уныние и скука, - пожаловался  Александр Кузьмич  Сёмушкин жене. 
        Действительно! Солнце показывается редко. День всё убывает, а морозы усиливаются. И кажется, уж нечему порадоваться в жизни, нечему  улыбнуться…
        Галина Владимировна в ответ глубоко вздохнула.
        Но вдруг среди загустевших сумерек вечера в окне, напротив, сверкнула разноцветная  гирлянда. Новогодняя предвестница радостно замерцала в унылой мгле.
        - Не рановато ли?! – удивился Александр Кузьмич.
        А минутой позже кто-то пронёс ёлку по пустынному  двору.
        - Эх, ты! Это уж совсем до времени!   
        - Зато впрок! – отозвалась Галина Владимировна. – Подождёт елка на балконе. Ничего с ней на морозе  не станет?!
        А утром в хмуром начале дня кто-то спешно пересёк улицу с  большим целлофановым пакетом мандаринов. И Галина Владимировна поспешила одеваться.
        - А ты куда  заторопилась?
        - Я тоже люблю всё впрок. За мандаринами  схожу…,
        И отступила вдруг декабрьская тоска ненастья  от Сёмушкина, будто ледяной комок растаял под сердцем. Начались  предновогодние хлопоты. И в памяти  поплыл знакомый запах солнечных мандаринов. Этот запах знойного Юга   является к Александру Кузьмичу всегда в новогодние и рождественские морозы вот уже, какой десяток лет! И с самого детства сладкая мандариновая радость эта пахнет не только  мандаринами, но и  хвоёй елки, но и  морозами.
        «Почему так?» - задумался и сегодня Александр Кузьмич. Но ответить на этот вопрос не старался. Всё равно не ответить. В Новый год много необъяснимых чудес и парадоксов. Взрослые, например,  знают, что Деда Мороза нет в природе, но, как дети, нетерпеливо ждут его, чтобы высказать свои просьбы и желания. Когда домашний доктор сказал, что в лёгких у Александра Кузьмича не дыхание прослушивается, а пурга предновогодняя, неверующий Сёмушкин тоже взмолился к виртуальному Деду Морозу:
        - Помоги бросить курить с Нового года. Подари крепость духа, Дед Мороз. Христа ради  прошу…
        И с того давнего Нового года лет уж  десять  Сёмушкин не курит. Стихла «пурга» в груди.  Александр Кузьмич, будто заново родился. И никак не нарадуется подарку Деда Мороза.  Щедрее подарков  не бывает!
        И уверовал Сёмушкин  в чудодейства Деда Мороза. Из года в год всё новые  желания и просьбы  стали рождаться в его душе. То он благочестиво начал соблюдать православные посты, то с очередного Нового года объявлял  непримиримую войну с собственным косноязычием и сквернословием. А с этого Нового года  Кузьмич решил не принимать «ни рюмки на грудь». 
        - Дедушка, ты прямо по стихотворению Валерия Брюсова живёшь, – сказал на днях  внук-подросток  Александру Кузьмичу.
        - По какому такому стихотворению,  Мишенька? – не понял дед.
        - Которое мы на литературном кружке изучали. «Хорошо, уносясь в безбрежность, за собою видеть – себя». То есть человек совершенствуется, и нынче он становится лучше, чем был вчера, а завтра, будет ещё красивее   и интереснее, чем сегодня, - объяснил внук.
        - Вон оно что! – воскликнул Кузьмич.
 «За собою видеть – себя», - здорово! Это же мой девиз, - подумал он. - Видно, Мишенька подарил мне его,  к Новому году. Хотя, почему  Мишенька, если  стихотворение  написал  Валерий Брюсов?! А что если  не Мишенька и не поэт вовсе, а сам Дед Мороз подарил, - созревала фантастическая мысль в голове Александра Кузьмича. 
        Новогодние фантазии продолжались.
        Вернулась Галина Владимировна из магазина. Жильё наполнилась  густым запахом мандаринов из её сумки. Казалось, сам Новый год вошёл в дом. Какое уж теперь уныние?!
         - Я, Кузьмич, и шампанское к празднику купила. А насчёт водки  - засомневалась. Бутылки нарядные, залюбуешься. А вдруг подделка отравная. 
         - Не надо водки, - перебил  Александр Кузьмич.
         Никто ещё не знал о его намеченном  подарке самому себе – ни Галина Владимировна, ни Дед Мороз, ни Мишенька… А Новый год не мог знать.  Он ещё не наступил в Подлунном мире, а только приблизился к этому Миру.
         Незаметно прибавился день. Всего на одну куриную пяточку прибавится, как говорят в народе, то есть на одну минуту. Потом ещё на пяточку и ещё… И вот уж на целых семь минут прибавился день!
         Пора!
         И началась новогодняя  антиномия, то есть  курьёзы и парадоксы. 
Всегда люди на ночь хорошо запирают  двери, а нынче в полночь настежь распахнули эти самые двери:
         - Заходи в дом, Новый год. Мы сердечно ждём тебя с новым  счастьем…
         Обычно  после одиннадцати вечера в городе   наступает тишина: люди спят, а в новогоднюю полночь  ни на минуту не смолкают на улице смех и песни, канонада петард и салютов.
         А про еду и говорить нечего!  Люди  начисто забыли о воздержании от пищи  на ночь.  В каждом доме столы ломятся  от еды и напитков.
         - Ешьте,  дорогие наши, - потчуют родных, собравшихся за столом,  Галина Владимировна.  – «Оливье» добавляйте, холодца не жалейте, рыбку красную берите… Всего много. Всего вдоволь.
         - Про шампанское не забывайте, - напоминает Александр Кузьмич. – И закусывайте, мандаринами… А ты, Мишенька, сок виноградный  мандаринами закусывай…. Без мандаринов какой Новый год?!
          - А сам-то, папа, чего  не выпиваешь? – неожиданно громко  спросила старшая дочь.   
          - Да, почему, Кузьмич? – приутихло вдруг застолье.
          - Ни рюмки на грудь, - смутился Александр Кузьмич. – Такой  я подарок от Деда Мороза получил.…
          - Интересно! – напряглось   застолье. - Дед Мороз закодировал тебя, что ли?
          - Никто не кодировал дедушку, - вступился за Кузьмича Мишенька. – Он сам себя кодирует, от чего захочет.  Просто хороший девиз ему Дед Мороз подарил…
         - Именно так!- возбудился Александр Кузьмич. – На всю оставшуюся жизнь подарил. Ты расскажи  стихотворение, Мишенька. Ведь «Ни хлебом единым»…Порадуй нас «Культурной  программой». Может, девиз еще, кому подойдёт.
И Мишенька, как в литературном кружке своём громко и выразительно  начал:
         - Поэт Валерий Брюсов. Стихотворение «Обязательства».

Я не знаю других обязательств,
Кроме девственной веры в себя.
Этой истине нет доказательств,
Эту тайну я понял, любя.

Бесконечны пути совершенства,
О, храни каждый миг бытия!
В этом мире одно есть блаженство
- Сознавать, что ты выше себя.

Презренье - бесстрастие - нежность
-Эти три - вот дорога твоя.
Хорошо, уносясь в безбрежность,
За собою видеть себя.

         - Молодец, Мишенька!
         Над новогодним столом пронеслись аплодисменты. Кто-то предлагал выпить за осознание, «что ты выше себя» Кто-то просил Мишу почитать ещё чего-нибудь, продолжить «Культурную программу».
         А Александр Кузьмич вышел на лоджию освежиться.
         Город пел и плясал, расцвечивал ночное небо салютами и фейерверками. Казалось все люди вышли на улицы приветствовать Новый год. Серпантин и конфетти ниспадали на горожан, на деревья и на голубые сугробы казалось прямо с ярких живописных звёзд.
        «Ночью насорят люди, а днём уберутся и в городе, и в квартирах, - думал Александр Кузьмич. – И многие  начнут в Новом году свою новую жизнь. С чистоты и порядка в душе начнут, с чистого листа. А я «ни рюмки на грудь» - тоже начну новую жизнь…».
         На лоджию выбежал Мишенька.
         - Тебе не холодно, дедушка?
         - Мне очень хорошо, Мишенька. Потому, что
«Хорошо, уносясь в безбрежность,
За собою видеть себя».

Январь 2016