Предания о кладах Нижегородской области

Сергей Карпеев 3
С давних времен устные и письменные предания передают нам рассказы о множестве разбойников и разбойничьих шаек, обитавших в наших краях. Что же заставляло людей идти в разбойники. Очевидно трудные времена, при которых они жили. Выбитые из привычной жизни лишенные крова и пищи, не имея места, куда они могли бы податься крестьяне шли в“ разбойники”.
Официальные власти окрестили их действие “воровством”,  но удалые разбойники – люди, отнимающие имущество, но не проливающие крови, пользовались подчас даже сочувствием простого люда.
Не было такого уголка в Нижегородской губернии, откуда бы ни неслись тревожные вести: ”Шалят! Пошаливают!” Места, удобные для “шалостей”, были известны всем: пешим и конным, всадникам и экипажам, одиночкам и обозам.
В окрестностях Нижнего наиболее опасными для проезжающих считались: урочище Смычка (район современной Мызы), поле около деревни Утечиной и Грабиловки, лес близь села Кстова. Арзамасская провинция “славилась” Бреховым болотом и рощей у деревни Кудеяровки Лукояновской округи.
Васильский уезд был страшен урочищем Стары-мары, “Воровским долом” (у села Петровки), починком Разма за речкой Ургою (приют разбойника Стеньки Размая). На Волге и Оке почти каждый остров, пустынный затон или крутой поворот реки служили убежищем вооруженных удальцов.
 
 
Преданий и легенд о кладах очень много, вот только небольшой перечень мест, где могут быть сокрыты великие сокровища:
 
Летом 1597 года оползень, случившийся при землетрясении (предположительно. — Авт.), разрушил Печерский монастырь (Н.Новгород).
Были сметены все монастырские постройки и храмы. Под землей оказалось много золотой и серебряной утвари.
Впоследствии монастырь восстановили, однако под землей осталось многое из пышного церковного убранства.
Якобы впоследствии были случаи, когда строители или частные люди находили что-то из ценностей.

Лялины горы близ Варнавина. Здесь, возможно, захоронены награбленные разбойником Лялей (сподвижником Степана Разина) сокровища.
Разбойник Ляля, несмотря на свое нежное прозвание, был первейшим другом и товарищем Стеньки Разина. За что и получил такую богатую награду – целую бочку с золотом.
В одно из ближайших озер была опущена бочка с золотом.

Пониже Балахны, где в Волгу впадают две речки, некогда стоял стан разбойниц Уляшки и Парашки. Предания говорят, что по этим рекам много кладов с награбленным добром зарыто.

Пониже Работок на Татинском острове может быть схоронен клад атамана Зари.
Кто таков был атаман Заря, сведений сохранилось мало. Скорее всего, один из огромного количества разбойников и грабителей, в избытке шаставших по Руси в средние века. Про него не сохранилось ни сколько-нибудь эпичных и колоритных легенд, кроме одной – легенды о кладе, им закопанном на одном из волжских островов.

 По Казанскому шоссе, сразу же за поселком Афонино, есть гора, называемая Романихой. Говорят, что в древние времена на этой горе жил разбойник Роман. Вполне возможно, что и здесь есть спрятанные сокровища.

 Близ села Верховского находится Соловецкое озеро. Когда-то на его берегах жили разбойники, грабившие купеческие обозы, возвращавшиеся из-за Ветлуги.
По берегам озера закопано большое количество награбленного добра.

 Немало золота, если верить народной молве, покоится и на дне Рельского озера в районе Курмыша, что за рекой Сурой. Считается, что глава разинского отряда Максим Осипов утопил здесь золото, покидая эти места. (Пильненский район).

Недалеко от поселка Сява, за деревней Прялкой, есть место, которое именуется Сениной раменью. Некогда здесь обитал атаман Сеня. В озере Круглом прятал он награбленные сокровища. Говорят, что одному счастливчику удалось вырыть котел с золотыми монетами.

Степан Разин:
Стенька Разин был удалой донской казак, поднявший в 1670 – 1671 годах первое в допетровской России крупное восстание. Восстание это, больше известное как «поход за зипунами», этих самых «зипунов» (читай – наворованных богатств), принесло Стеньке довольно много сокровищ.
Настолько много, что часть награбленного приходилось оставлять по пути. И, согласно легендам и преданиям, часть кладов находится на территории Нижегородской области.

Огромный валун на реке Панзелке в Лукояновском районе. Под тем валуном, согласно легенде, шальной Стенька Разин зарыл несметные сокровища. Только вот огромный камень подкоп под себя не дает сделать – никому ещё не удалось накопать и единой золотой монетки.

Река Алатырь на участке между сел Печи и Михайловка в Лукояновском районе. Здесь поиски клада Стеньки Разина шли особенно резво – поиски вел местный барин, помещик Василий Яшеров. Говорят, что на руках у помещика были так называемые «кладовые записи», по которым в Лукояновском и Арзамасском уездах числилось более 40 кладов атамана.

Заговоренные клады
Стеньки Разина.
Рассказы о “заклятых” кладах нередко связывались не только с разбойниками, но и с историческими личностями - Степаном Разиным и другими народными героями и руководителями восстания.
Степан Разин в народном эпосе выступает защитником простых людей, которых притесняли помещики и воеводы, а потому не удивительно, что во многих преданиях связанных с именем Разина, говорится, что клад зарыт им для бедных и гонимых сильными.
В народном фольклоре сохранилось множество преданий связанных
со Стенькой Разиным и его кладах. Вот что о нем пишет В. Н. Морохин в книге “Легенды и предания Волги и Оки.

“Место, где жил Разин”
“Я слышал от старых людей насчет одного места, что там жил Стенька Разин. Это место и теперь можно очень хорошо узнать: огромная гора, похожая на двор, имя ее и теперь - Каменный двор, на середине ее бугор, на бугре дубовый лесок, а на самой середине, на вершине около бугра, три березы, под березами родник. Старики говорят, что на этом самом месте жили разбойники, а наружная сторона той горы с одной стороны похожа на ворота. А вокруг нее как есть двор. По самой вершине горы – лесок, словно крыша, а низ ее словно каменная стена.
Эту стену называют лицевою стороною Каменного двора. В стороне от этого двора расположены высокие горы… Имя этих гор Караульные горы. Старики рассказывают, что когда жил Стенька Разин, то разбойники на этих горах подкарауливали проезжавших по дороге, и будто оттуда сквозь землю была протянута цепь. Как только увидят проезжающих, они и дернут эту цепь, а к концу этой цепи был привязан колокол. Как услышат их товарищи тот колокол, они и выйдут на дорогу. А еще дальше к большой дороге есть овраг по имени Банный овраг, будто они ходили туда париться в баню.”

Предположительное место, где находился так называемый Каменный двор, это село Чупалейка. Есть как минимум две записи на клад в ее районе:
1 “В Выксунском районе недалеко от села Чупалейка есть клад. Его зарыли люди Стеньки Разина. Клад заговорен на неизвлекаемость до конца XX века”.
2 “ Степан Разин закопал по частям свою огромную казну вдоль реки Ветлуга (нынешняя Нижегородская область). Он же в четырех верстах от села Тумалейки в подземном срубе спрятал клад несметных сокровищ. Не известно только, в каком направлении надо отмерять эти самые четыре версты…”
Теперь посмотрим на карту. На ней видно, что Чупалейка находится
в 4-5 км от Тумалейки. Между ними (на карте отмечено красным цветом) и находится тот самый Каменный двор. И как кажется две разные записи сделаны на один клад, который находится где-то в районе Каменного двора.
А вот записи на клады Разина, взятые из интернета, выглядят более подробными и точными, попробуем в них разобраться.

Запись на клад на реке Кокше.
“Повыше села Воскресенского 8 верст выпала река Большая Кокша, вверх по Кокше есть деревня (теперь пустошь) Ченебечиха, от Ченебечихи 3 версты есть Подборная грива, от Подборной гривы верст двадцать вверх по Кокше есть Быково озеро не очень велико продолговато, один конец в летний восток, а другой в зимний запад. Из озера бежит речка Медянка в Большую Кокшу версты 1 ; от речки по озеру 3 кучи костей, от костей по берегу была изба пятистенная 3 ряда, выкопана, в земле против озера лестница о семи ступней; от лестницы на берегу, сосна на парьей вверчена и на том озере погреб в печатную сажень вышиной и шириной, в этом погребе денег два винных перереза серебра, ларь меди, на ларе сундук золота, на сундуке пудовка медная мерять деньги, двенадцать турок, 12 пистолетов, 12 тесаков, паникадило, храмовая Богородица. Кто эти деньги найдет, паникадило отдать в Вознесенскую церковь, а Богородицу в Шляпинской скит, да выстроить семипрестолную церковь, да еще останется выстроить город. Кто сделает истинную правду и друг друга не обманет то и можно получить”.
Теперь попробуем найти все объекты на карте.
Как мы видим, река Большая Кокша намного дальше от села Воскресенского, чем говорится в записи. Но если мы посмотрим на карту Нижегородской области , то найдем там как минимум 3 села с таким же названием Воскресенское. А не может ли быть такое, что село с таким названием находилось и рядом с Ветлугой, а позднее его переименовали, либо оно исчезло вовсе. Это вполне могло быть, но вернемся к карте.
Ченебечиха до сих пор находится на карте и обозначается как разрушенная деревня, Подборную гриву найти по карте практически не возможно, поэтому мы сразу будим отсчитывать те самые двадцать верст, вверх по Кокше попадаем на озеро один конец которого смотрит на запад, а другой на восток. Из этого озера вытекает речка, впадающая в Кокшу, к сожалению не обозначенная как Медянка, но по всем признакам видно, что это именно, то самое Быково озеро.
 
рисунок В.Королькова
использован материал - О. С. Козырев, В. П. Киверин Родная сторона. — Шахунья, 2000. Библиотечка родного края. Записки краеведов.