Вторая часть интервью

Валерий Шувалов
            Во вторник, 12 января 2016 года, бульварная гамбургская газета BILD, тираж которой достигает 4,5 млн экземпляров, опубликовала, как и было обещано, вторую часть эксклюзивного интервью издателя и редактора политновостей газеты с президентом России Владимиром Путиным. Их беседа состоялась 5 января этого года в одной из многочисленных резиденций Путина где-то в горах неподалёку от Сочи и продолжалась два часа.
            Во второй части интервью, опубликованной в BILD, речь на этот раз  шла в основном о серьёзных политических проблемах, в частности, о Турции и Сирии. Так, президент заявил, что Россия не стремится стать сверхдержавой, как во времена СССР. Это слишком дорого и вообще ни к чему. (Это высказывание газета вынесла в крупный заголовок на первой странице). На вопрос о том, уязвило ли его то обстоятельство, что Россия не входит больше в G-8, Путин ответил, что мы и раньше фактически не были равноправным членом этой группы. Что касается НАТО, то мы готовы сотрудничать с этой военной организацией, но это как в любви: счастливой любовь бывает лишь тогда, когда она взаимна. Если с нами не хотят сотрудничать, ну и не надо.
            В. Путин решительно не согласился с утверждением американского президента Обамы, что Россия является ныне "региональной державой", а также с тем, что Америка представляет собой некую "избранную нацию". Относительно Турции он подтвердил свою прежнюю позицию, заявив, что Россия не нападала на эту страну и ей следовало бы извиниться перед нами за сбитый бомбардировшик, а не обращаться за помощью к НАТО.
            Много внимания было уделено в ходе интервью положению в Сирии. По словам Путина, преждевременно сейчас говорить о том, предоставит ли Россия политическое убежище Асаду в случае, если он проиграет выборы. Во всяком случае, это было бы легче, чем в случае с предоставлением убежища Сноудену. Однако пусть сам сирийский народ решает, кто им будет править в будущем. Путин отрицал, что российские самолёты якобы бомбардируют мирное население и позиции нерадикальных повстанцев в этой стране.
            Под конец интервью, когда личный переводчик Путина заметно устал и стал как-то слишком обстоятельно (umstaendlich) переводить отдельные фрагменты, журналисты BILD задали президенту совсем "лёгкий" вопрос: сложнее ли русский язык, чем немецкий? И тут Путин, к их удивлению, вдруг заговорил по-немецки, начав цитировать, очевидно, заученное им наизусть начало из знаменитого стихотворения "Лорелея" Генриха Гейне: "Ich weiss nicht, was soll es bedeuten, warum ich so traurig bin. Ein Maerchen aus alten Zeiten, das kommt mir nicht aus dem Sinn". Затем, перейдя снова на русский, он сказал, что, по его мнению, немецкий язык более точный, зато русский многограннее и красочнее. Хотя и у немецких поэтов мы тоже наблюдаем богатство языка, добавил он.
            Коснувшись в заключение вопроса о демократии, Владимир Путин заметил, что это слово часто используют властьимущие для промывания мозгов. Ведь демократия - это власть народа и возможность оказывать влияние на руководящие органы. У нас в России было достаточно опыта с однопартийной системой, и мы туда больше не вернёмся. Мы будем и дальше развивать и совершенствовать нашу демократию. Достаточно сказать, что к парламентским выборам, которые состоятся в сентябре этого года, уже допущены 77 партий.