У Бэнкси появился конкурент

Андрей Сэрн
«Спрос – рождает предложение», вроде бы крылатая фраза из всех учебников по экономике. Однако, иногда бывает всё наоборот, «предложение – рождает спрос». Нелепость? А как объяснить резкий рост цен на картины импрессионистов, футуристов, кубистов и прочих художников, писавших свои картины в конце девятнадцатого - начале двадцатого века? Сегодня их творения стоят десятки и даже сотни миллионов долларов. При этом произведения художников эпохи ренессанса, дошедшие до нас через несколько столетий, стоят на много меньше! Но великие художники импрессионисты уже закончились. И западным арт-продюсерам приходится раскручивать новые имена.
Вы спросите, почему я о таких вещах пишу в Литературном паблике – да потому, что из-за предстоящей «большой игры» на арт-рынке выиграют как раз современные литераторы – поэты, в том числе и из России.

Но пока вернёмся в живописи. До этого мы с вами говорили об импрессионистах, футуристах, а тепрерь поговорим о стрит-арте (граффити, уличном искусстве).
Как известно, в 70-е годы в США пошла мода на граффити. Подростки из неблагополучных семей стали расписывать своими росписями (никами) и рисунками транспорт, стены домов и т.д. Всё это носило откровенно вандалистский характер и имело слабую культурную ценность. Однако массовый, быстрый и бесконтрольный рост движения вызывает определенный интерес культурных инстанций, от критиков до галерей. Поэтому начале 1980-х выставки, где молодые райтеры получают признание как художники в полном смысле этого слова.
Настоящей коммерческой революцией в мире граффити стало появление работ английского художника Бэнкси в конце 90-х годов XX-го века. Его работы имели действительно масштабный характер, о нем стала писать пресса, о нём стали писать в газетах, снимать документальные фильмы. В 2010 году Бэнкси принял участие в Берлинском международном кинофестивале Берлинале со своим фильмом «Выход через сувенирную лавку» этот Фильм номинирован Американской киноакадемией на премию «Оскар»—2011 в категории «Лучший документальный полнометражный фильм».
Его работы стали оцениваться в десятки и даже сотни тысяч евро. В июне 2013 года граффити «Рабский труд», было продано с аукциона за сумму свыше 750 тысяч евро.
И при этом официально Бэнкси остаётся нелегальным художником, его лицо никогда никто не видел (даже на Берлинском фестивали он появился как-бы инкогнито). Вам не кажется всё это странным, господа?
Во многом благодаря Бэнкси искусство граффити становится легальным и признанным. Только в одной Москве в 2014-2015 году на фасадах зданий появилось несколько десятков граффити, в том числе на литературную тему.
Но какое до этого дело русским поэтам? Спросите вы меня снова.
Итак, в той же Великобритании у Бэнкси появился конкурент – поэт Роберт Монтгомери (Robert Montgomery). Роберт установил более 50 своих работ на билборды на фасадах здания, на автобусных остановках, на газетных киосках. Работы Монтгомери представляют из себя стихи посвящённые воздействию рекламы на человека или посвящённые отражению образа городских пространств в котором они установлены. Свои стихи Монтгомери пишет на чёрном фоне красивым белым шрифтом – получается очень красиво, выразительно и даже гламурно.
Однако английский поэт занимается не только традиционными рекламными конструкциями, его стихи установлены на светящихся платформах на полях, что-бы их могли прочесть тысячи проезжающих автомобилистов. Одним из последних произведений Монтгомери стала огромная надпись на строящемся двадцатиэтажном отеле в турецком Измире. "QUIETLY BEFORE MORNING THE SEA MUST HAVE DREAMED THE CITY”, что в примерном переводе означает «О спокойствии до утра в море, должно быть, мечтает город».
И что в итоге? Работы Монтгомери оцениваются в десятки тысяч евро, он получает большие гонорары от рекламодателей – тех же строителей из Измира.
Друзья, я считаю, что именно этот тренд будет подавляющим в поэзии и живописи в ближайшие годы. Поэты будут получать деньги не только за выступление и книжки, но и за красивое оформление своих стихов на картинке. Европейские арт-продюсеры в это дело уже вложили немалые деньги. Подобное направление сейчас развивается и в России, например проект «Поэзия-Авто», под руководством Михаила Лысанова, предлагающий размещать стихи поэтов на автомобилях.
И кто войдёт в этот тренд, тот получит очень многое.
Вообще работа поэтов и рекламистов в России, часто бывала связанна. Например, Владимир Маяковский в "Notre-dame" писал:
А для рекламы — не храм, а краса —
Старайся во все тяжкие.
Электрорекламе — лучший фасад:
Меж башен пустить перетяжки,

Да буквами разными: «Signe de Zoro»,
Чтоб буквы бежали, как мышь.
Такая реклама так заорет,
Что видно во весь Boulmiche.