Почему я не верю в Ника Вуйчича?

Игорь Ткачев
Преувеличенный интерес с явно выраженными эмоциями, от откровенного неприятия и страха до граничащих с истерией восторгом и обожанием, переходящими в почти народную любовь, по отношению к разного рода инвалидам и «особенным людям», так или иначе публичным, «засвеченным» ради общественного внимания, появились не вчера. Были они раньше, и в недавнем 20-м веке или, например, в темном Средневековье, в самых разных частях света – правда, чаще принимали разные формы неприятия и отторжения, вплоть до побивания кулаками или камнями, остракизма, смертоубийства. Сегодня, в век всеобщей толерантности и политической корректности, люди в какой-то степени физически, психически или ментально отстающие от общепринятых и все время меняющихся норм, как никогда близки не просто к пониманию и принятию их недостатков людьми без оных, но и к тому, чтобы их физические и умственные особенности считали такими же нормальными, и даже больше.

Вроде бы, а почему бы и нет? Что плохого в том, что инвалида без руки или ноги считают равноправным и ничуть не хуже, чем того, у кого с руками и ногами все в порядке? Что плохого в том, если ребенку с синдромом Дауна дают возможность интегрироваться в социум, человека с психическим расстройством не запирают в психлечебнице, а инвалиду-колясочнику не отказывают в трудовой занятости только потому, что он не ходит? Ведь все под Богом ходим – глядишь, завтра и тебя он, шельмеца, пометит, отнимет то, что ты считал своей неотъемлемой частью, превратит в «особенного». Или инвалида, калеку…

Все это верно и у цивилизованного человека не вызовет причин оспаривать. Однако проблема в том, что мы не умеем останавливаться на достигнутом, пока оно разумно и здраво, и зачастую пускаемся во все тяжкие, уже в противоположную сторону, наделяя вчерашних обделенных инвалидов и калек «с особенностями» уже почти сверхспособностями, сотворяя из них масс медийных кумиров, телевизионных звезд, духовных и прочих лидеров.
Тот, кто еще вчера не был способен самостоятельно сделать и шаг и удовлетворить свои элементарные потребности, кого держали за беспомощного инвалида его близкие и были вынуждены терпеть его сослуживцы, кто сам себя с трудом сносил и презирал за беспомощность, уже сегодня тайной волей Небес становится сверхчеловеком, способным ментально преодолевать космические расстояния, предсказывать судьбы людей и стран, вести за собой народы.

Слепые Ванги, прикованные к инвалидной коляске Хоукинги, без рук и ног Ники Вуйчичи… сколько их уже было, есть и будет? Западный мир обожает истории про «особенных» – часто, увы, только в одну сторону.
Так отчего же мне, например, так трудно поверить в величие духа и тела Ника Вуйчича? В величие духа и тела Ника, как раз, мне поверить нетрудно. В них я не сомневаюсь, ими я восхищаюсь, у меня таковых никогда не будет. Что меня смущает, так это наша неудержимость доводить любую здравую мысль и действие до крайности, часто не понимая механизмов нашего неистового восторга и поклонения.

Так что именно не понимают те, кто пылко восхищается Ником Вуйчичем?

1. Человека всегда привлекали те, кто был хуже, ущербнее, немощнее, беднее него самого. Почему? Просто потому что наблюдения чужой болезни и депрессии облегчает свою собственную. Возвышает в собственных глазах. Одновременно дает надежду. Заставляет задуматься. Оценить и переоценить.

Другой особенностью нормального большинства является страстное желание эмоциональных переживаний: желательно положительных, как удивление, восторг, восхищение, так и отрицательных, как негодование, возмущение, даже ненависть. Отсюда наша любовь к мелодрамам, историям разлуки и воссоединения. Казням, экзекуциям и катастрофам. И такое же желание наблюдать физического или ментального инвалида, преодолевшего себя (а на деле, лишь как-то нарушившего наши стереотипы), облегчающего свою и нашу собственную депрессию, и дающего надежду одновременно.

2.Данное от рождения воспринимается как естественная норма. Или с рождения отсутствующие. Отсутствие рук и ног, зрения, слуха и речи переносятся гораздо легче, когда их у тебя и не было, нежели когда у тебя все это было, ты привык, а потом у тебя их отняли. И пока мы оплакиваем таких лишенцев, они порой над нами весело посмеиваются.

Здесь важно понять, что это именно наша проекция нормальных людей с руками и ногами (слухом, речью и зрением) ситуаций с людьми «особенными» на себя. Они же чувствуют и оценивают многое иначе – тем, кто никогда не видел солнца, гораздо легче без него обходиться, тем, кто не слышал пения птиц, комфортно и без него. 

3.Вдумайтесь на минуту, как сумел человек, неспособный самостоятельно почесать себе нос или сделать хотя бы шаг, качественно закончить среднюю школу, блестяще закончить университет, уже написать несколько книг, жениться и родить ребенка, прыгнуть с парашютом и освоить серфинг, уже объездить полмира с лекциями, если не при колоссальной помощи поддержке тех, кто: то и дело чесал ему нос, подтягивал штаны, кормил с ложечки, возил и привозил из школы, брил ему подбородок, подстраивал под него компьютер для работы, переворачивал страницы книг, и совершал еще тысячу движений. Или если уже не потому, что он был необычным, «особенным» – иначе, кто бы не засудил учителя, поставившего «неуд» «человеку с особенностями»? Или потому что это западное образование, где важнее знаний те самые толерантность и социумная интегрированность?

4.Когда разбираешь речь Ника (в оригинале), становятся очевидными несколько вещей: а) его речь изобилует позитивными аффирмациями и мантрами из Библии и самой жизни (любите себя, Бог вас любит, у вас все получится, все будет окей и т.д.) б) речь его чрезвычайно проста, даже примитивна, и обобщена.
В ней почти нет каких-либо глубоких обоснований жизненных ситуаций, причинно-следственных связей, отсутствуют внятные «почему?», «как?» и «что делать?» Зато предостаточно общих «поверь в себя!», «Бог тебя любит!», «давайте любить друг друга!» И т.п. песнопений и заклинаний.

5.Следует еще отдавать отчет в том, что Западный мир, при всем своем гуманизме, весьма материально регламентирован: право на благотворительность и филантропию имеет только тот, кто приносит определенную прибыль, в рамках существующего капиталистического строепорядка с его законами. И Ник Вуйчич – не исключение. Ник Вуйчич – проект. Гуманистический, филантропический, еще какой, но проект, действующий в согласии с правилами капиталистического общества, маркетинга и коммерции. И все, кто задействован с этом квази шарите-проекте также являются частью проекта.

Билет на лекцию Ника на постсоветском пространстве стоит в среднем сто долларов. На местах и сетях действуют нанятые pr-агенты, промоутеры, маркетологи – неподкупные глашатаи сверхчеловека Ника Вуйчича, приглашающих все желающих принять участие в «духовном прозрении».

Из пяти-шести разных запросов в поисковике, на всех двадцати страницах и двухстах сайтах на меня агрессивно обрушился сплошной позитив в духе маркетинговых аппроучей и ЛНП-коучей: либо сплошная реклама, либо истории, похожие на отчет о посещении Великого Гуру и того, как тот научил жить. Нисколько не сомневаюсь, что и они могли быть сделаны невидимой рукой Самого Ника Вуйчича, а не руками его нанятых агентов.