Холмс, Ватсон и другие

Валерий Шувалов
            "Поднимите руки, кто хоть что-нибудь понял в этом эпизоде!" - так начинает свою критическую статью о показанном вечером 1 января 2016 года по британскому телевидению очередном фильме о Шерлоке Холмсе под названием "Безобразная невеста" популярная лондонская газета Daily Star, точнее говоря, её электронная версия от 2 января. Вопрос отнюдь не праздный, а вполне закономерный, ввиду крайней запутанности сюжета этого последнего эпизода.
            Два года любители Холмса и Ватсона с нетерпением ждали его, рисуя в своём воображении совершенно удивительные картины. Дело в том, что, по установившемуся обычаю, на содержание нового фильма до его выхода на теле- и коноэкраны его создателями было наложено строжайшее эмбарго, так что в печать могли просочиться лишь отрывочные сведения, к тому же вводящие порой в заблуждение. Так, в этом эпизоде не появляется никакой другой брат Холмса, кроме уже известного нам Майкрофта, который, правда, изрядно растолстел и устраивает себе постоянно "пиры Лукулла", нещадно  сокращающие его жизнь. Жена Ватсона, Мэри, оказавшаяся в прошлом тайным агентом с весьма турбулентной биографией, не умирает при деторождении и не погибает, как это предсказывали накануне "знатоки", хотя мы, к своему удивлению, замечаем, что между ней и её мужем, Ватсоном, нет особой любви и оба они, к её явному неудовольствию, довольно редко видят друг друга.
            Действие на самом деле разворачивается в Лондоне конца XIX века, атмосфера которого воссоздана мастерски, хотя и довольно условно. И тем не менее, это не совсем так. Уже ближе к концу эпизода мы понимаем, что всё это происходит ... в голове самого Шерлока Холмса, который вознамерился любой ценой узнать, как его злейшему врагу Мориарти удалось выжить после того, как он на глазах Холмса вышиб себе мозги, выстрелив в голову. С этой целью Холмс принял большую дозу наркотиков и впал в транс, заставив неистово работать свой мозг. Всё происходящее, в частности, раскручивающееся дело "безобразной невесты", призрак которой расстреливает людей на улицах Лондона, странная процессия феминисток в колпаках, напоминающих ку-клукс-клановские, а также жуткий эпизод у Рейхенбахского водопада, когда Ватсон, защищая своего друга, сбрасывает Мориарти со скалы вниз. - всё это плод воображения, а точнее говоря, наркотические галлюцинации Холмса, который в сопровождении своих друзей возвращается на самолёте после того, как он отсидел неделю в одиночном заключении в качестве наказания за убийство Магнуссена в прошлой серии.
            Под воздействием психотропов Холмс в конце концов выясняет тайну пресловутой вдовы, использовавшей в качестве мистификации подставное тело, и произносит свою знаменитую парадоксальную фразу (коими изобилует данный эпизод): "Конечно, Мориарти мёртв. Но я точно знаю, каким будет его следующий шаг". Ну, а мы это узнаем не раньше начала следующего года, когда, скорее всего опять в новогоднюю ночь, будут показаны все остальные серии четвёртого сезона, к съёмкам которого приступят лишь весной этого года и который не будет связан напрямую с показанной на этот раз "Безобразной вдовой".
            Утром 2 января практически вся британская печать пестрела заголовками о показанном эпизоде, причём мнения кинокритиков и простых зрителей на этот раз разделились кардинально. Отмечая блестящую игру актёров (которые несколько постарели, по сравнению с первыми сериями, датированными 2010 годом) и хлёсткий сценарий, рецензенты и сами зрители отмечают, что неоднократный переход из одного времени в другое с воскрешением уже, казалось бы, давно умерших персонажей несколько запутывает понимание и снижает общее впечатление от фильма. Смотря на всё это, возникало впечатление, будто ты сам падаешь в этот водопад, писала уже упоминавшаяся Daily Star. А либеральная лондонская The Guardian называет показанный эпизод одновременно самым стремительным, хитрым, смешным, странным и в то же время блестящим.
            Многие, если и не все, зрители были изрядно сбиты с толку постоянными сменами эпох на экране, когда трудно с определённостью сказать, что реально, а что нет. Мне лично фильм показался если и не прямо разочаровывающим, то во всяком случае несколько сумбурным. Чуть меньше суеты и чуть больше психологии (как в случае разговора Ватсона с Холмсом о чувствах последнего) в данном случае пошло бы только на пользу общему позитивному воприятию картины.



       *** ЛЮБОПЫТНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ГЕРОЕВ:


--- Сцена готова, занавес поднят - мы можем начинать! (Холмс).

--- Чувство юмора понижает градус личного страдания (Холмс).

--- Страх - это мудрость перед лицом опасности (Холмс).
 
--- В мире не существует призраков, кроме как в нас самих (Холмс).

--- Никто меня не сделал: я сам себя сделал! (Холмс).

--- Правда очень сексуальна (Мориарти).

--- Я не наркоман, а потребитель (Холмс).
 
--- Любезный Ватсон! Ваши чувства затуманивают Ваш мозг! (Холмс).

--- Вы Шерлок Холмс. Наденьте чёртову шляпу! (Ватсон).

--- Раз идея возникла, её уже не убьёшь! (Холмс).

--- Я всегда знал, что я человек вне времени (Холмс).