Супротивный ключ - предания и легенды

Сергей Карпеев 3
Написано на основе статей из СМИ и интернета
______________ _________________ ________________ ______________ ______________ _________ ___________
 

Древний народ - мари назывался раньше черемиса, делились они на горную и луговую черемису. Те марийцы, что жили на правом берегу Волги - были горными, а те, что жили на левом, низменном, берегу - были луговыми марийцами.
Под натиском славян - многие марийцы переселялись на левый, лесной берег Волги, но на правом берегу у них осталось много святынь и священных мест!
Одно из таких - Супротивный ключ и священная роща.

...На краю Васильсурска (Нижегородская обл.) есть знаменитый ключ.
Местные жители говорят о нём - святой. Вода аккуратно выведена в жестяной жёлоб. У сруба поставлен металлический крест. Лавочка с неизменной пол литровой банкой - для тех, кто пришёл испить святой воды.
По склону горы к ключу ведёт лестница.
Ключ называют Супротивным - потому что вода из него течёт "противу Солнца", то есть вытекает из горы в южную сторону. А это, по мнению местных жителей неправильно - ведь основной склон горы обращён к северу, к Волге, вот туда бы и бить ключу, а не со стороны обратного ската.

19 января воду Супротивного ключа святят - Крещение. Ею обливаются прямо тут, около лавочки. Это канонически православный источник.

Найти ключ оказалось легко - пара километров по старой Казанской дороге, по тропе через поле. И - вот уже край дубравы, спускающейся к ключу. Нет, такую дубраву в нашей области увидишь нечасто.
Просто какие-то именно шишкинские дубы - вековые, мощные. Великанов среди них нет, но поражает их здоровый вид, вольготность, с которой они расположились по горе.
 Здесь же были остатки более старых деревьев, уже давно, должно быть, упавших... Подлеска у дубравы почти не было, негустая трава позволяла просматривать в ней, кажется, любую мелочь. Словом, не оставляла роща чувства загадки...

Местные жители говорят про марийцев:
- Туда идут люди - сотни людей с востока. К Супротивному ключу... До сих пор идут. Однажды я специально приехал туда в эту ночь. Они не заходят в поселок, прямо на родник. Оставляют подарки, просят, если у них что-то не так. Супротивный ключ - это древняя резиденция марийского бога Кугу Юмо. И его главый день - 11 сентября по новому стилю. Это передаётся в сёлах из поколения в поколения: был город Цепель, была его главная святыня - по сути - святыня целого народа.
Вот видишь: пятый век уже города нет, а к ней продолжают ходить. Но стараются сделать всё так, чтобы не привлечь чужое внимание.

Потом на нашей тропе встретились две старые берёзы. На их ветви были привязаны ленточки, а в траве у корней лежали монетки. И, наконец, на берегу Волги мы увидели огромную одинокую сосну. Возле неё вблизи реки был ещё несколько лет назад священный источник. Сейчас Чебоксарское водохранилище, разлившись, подступило почти, что к корням сосны. И источник затоплен. А считали его целебным, и вода в нём - говорилось - была горька как желчь.

Это и были святыни в окрестностях древнего марийского города, не существующего уже четыре с половиной века. Они никуда не исчезли. А старые берёзы тянулись к свету, наверняка, именно там, где была одна из священных рощ.
    
Церковь в Хмелёвке:
В васильской слободе Хмелевке находится приходская церковь. По своему давнему основанию и по сохранившемуся в церкви внутреннему устройству, она может составлять также замечательный памятник старины. Стариной веет вся ее обстановка, иконостас и нижние округлые своды.
    Самая церковь построена только в 1708 году; освещение храма происходило 17 сентября через казанского митрополита Тихона (Тихон, 21-й митрополит казанский, помер в 1724 году).
    Церковь была каменная. В одну и ту же постройку был пристроен придельный алтарь в честь преподобного Михаила Малеина, иждивением чебоксарского купца Михаила. Разумеется, монастырская церковь могла здесь выстроиться на средства доброхотных дателей, которые в прежнее время не скупились в пожертвованиях монастырям. Но самый монастырь прославился ли строгой жизнью своих обитателей – не известно.
    Сохранилось следующее предание о том, почему хмелевская церковь, стоявшая в троицком мужском монастыре, посвящена была казанской Богоматери. К хмелевской церкви принадлежат две часовни, стоящие при ключах, из которых один носит название Святого ключа, другой – Супротивного. Между прочим скажем, что этот последний течет против солнца за что, по всей вероятности, и получил такое название.
    В одну из упомянутых часовен проведена вода из Святого ключа, бьющего из-под двух камней. Вода эта отличного вкуса, и этот ключ особенно почитается окрестными жителями. Черемисы даже приписывают обоим ключам целебную силу: в случае, например, болезни отрывают лоскут носильного платья больного и вешают его в часовне – болезнь-де проходит!
Этот Святой ключ стоял, по преданию, выше; вода текла из горы с востока в таком большом количестве, что часто затопляла мельницу, устроенную на речке Хмелевке.
Содержатель мельницы сильно роптал на это, и даже, как говорит предание, произносил на бога хульные слова. Поэтому вода, будто-бы, скрылась в прежнем месте и потом стала течь ниже по речке Хмелевке, в том самом месте, где теперь находится Святой ключ.
Сверх того, на новом месте течения ключа найден был образ казанской Богоматери, в честь которой, и как бы в воспоминание этого события и посвящен был храм.