Экономичное, но эффективное образование

Самарский Михаил
               

        Как сделать высшее образование экономным,
               но при этом более эффективным



      Сколько сломано копий при обсуждении российской системы образования! Начиная с 1992 года, бедные учителя мечутся, не зная, к какому берегу прибиться. То ли нам нужны единые учебники по всем предметам, то ли пусть педагог выбирает по каким книгам учить своих подопечных, то ли пусть родители сами думают, что их чадо должно изучать, то ли…
      Иными словами, уже третье десятилетие в умах и наставников, и учащихся, и их родителей варится какая-то каша, приправленная иноземными специями, которую рано или поздно придётся расхлёбывать нашим детям, внукам, правнукам. Меня мучают сомнения – как бы в будущем не случилось несварение желудка, поскольку «кашевары» сами до конца не определились с рецептом.
      На всех уровнях витают одни и те же вопросы: «Что же делать?», «Как и чему учить подрастающее поколение?», «Где взять деньги на качественное и эффективное образование?» Вопросы, вопросы, вопросы! Но где найти ответы? А между тем, ответы лежат на поверхности. Конечно (я в этом уверен), мои идеи покажутся кому-то бредовыми и невыполнимыми, но вспомним историю: сколько таких «бредовых» идей внедрено в нашу современную жизнь и мы с удовольствием ежедневно ими пользуемся.      
      И так, с чего начать? А начнём мы с вывода, который вряд ли кто-то попытается оспорить: образования и образованных людей много не бывает. И вот тут вспоминается одно из правил великого чешского педагога Яна Коменского (1592 – 1670), которое гласило: «Всему, что должно знать, нужно обучать». К сожалению, в настоящее время в российских школах это правило не соблюдается. Скажем прямо: должно знать ой как много, да обучают не всему.
      Однако мои предложения на этот раз касаются высшего образования, и вот в чём их суть:   

1. Необходимо создать несколько федеральных ТВ-каналов, на которых круглосуточно будут транслироваться лекции лучших преподавателей страны. Скажу сразу: есть преподаватели, которых слушаешь с открытым ртом. Вот они и пусть учат всю страну. Да-да, именно всю страну. Ниже я поясню, для чего это необходимо. Эти же лекции должны быть продублированы и в интернете. Мы создаём развлекательные, спортивные, музыкальные каналы. Это хорошо! Но давайте вспомним муравья, который по осени дал совет стрекозе: «…Так пойди же попляши». Лекции профессоров можно снабдить и видеоматериалами, и схемами, и примерами из жизни. Иными словами, создать каждый материал таким образом, чтобы он был интересным, захватывающим и давал реальные знания. Все лекции должны быть систематизированы и составлять единый блок по тому или иному предмету. На мой взгляд, школа пусть пока (и то – нужно подумать) остаётся такой,  какая она есть сейчас. А вот всё, что касается  дальнейшего образования, переводим на телевидение и интернет (здесь, кому как удобнее). Уверяю вас, качество образования вырастет на порядок. Наверное, каждому приходилось слушать  бубнящих преподавателей, читающих лекцию по учебнику, когда даже выспавшийся студент засыпает. После таких «лекций» не то, что учиться, жить не хочется. В нашем же случае, если студент что-то не понял, он может хоть пять раз послушать ту или иную лекцию. В интернете должен быть портал, где по каждой лекции будут размещены дополнительные комментарии и разъяснения. Ежели и там учащийся не нашёл ответа на свой вопрос, значит он вступает в публичное интерактивное общение  с консультантом и каждый новый «вопрос-ответ» закрепляется в соответствующем разделе. То есть создаётся своего рода учебная социальная сеть.

2. И вот теперь подходим к самому главному. Как человек будет получать высшее образование? Всё очень просто: по результатам ЕГЭ он поступает в тот или иной ВУЗ. И затем слушает, смотрит, лекции по ТВ или в Интернете. Эссе, доклады, рефераты, можно присылать на E-mail учебного отдела. Всё сдано, ты получаешь подтверждение о допуске тебя на сессию. Раз в полгода студенты съезжаются на сессию и сдают экзамены. Но! Внимание! Экзамены сдают компьютеру. То есть в данном случае полностью исключается человеческий фактор, когда преподаватель, засмотревшись на стройные ножки студентки, не слышит, о чём она говорит, а его рука сама ставит положительную оценку в зачётке. Причём никаких секретов, никаких тайн. Все экзаменационные вопросы должны быть выложены в сети, а ответы в лекциях и книгах. Работай добросовестно весь семестр, сдавай по электронной почте необходимые работы, изучай, запоминай, приходи на сессию и, зарегистрировавшись  под случайно выпавшим номером, сдавай экзамен. Никаких фамилий, здесь не должно быть симпатий и антипатий со стороны преподавателя. Компьютер решит. Насколько вы готовы и поставит вам «зачёт» или «незачёт». Конечно, должна быть предусмотрена и пересдача. Допустим, раз-другой. Сдал, принимай поздравления и до встречи на следующей сессии. Не сдал, остаёшься второй раз на тот же семестр. К примеру, если три раза подряд остался на один и тот же семестр, тебе объявляют: извините, сударь (или сударыня), но вы пока не готовы учиться в нашем учебном заведении. Приходите через пару лет, возможно, вы будет относиться к учёбе более ответственно, и у вас что-то получится.

3. А теперь давайте считать. Вы можете представить, какая колоссальная экономия от отсутствия всей этой суеты вокруг посещения учебного заведения? Но даже это не самое главное. Тут идея в том, что человек может и не захотеть получать диплом. Многим понадобится не «бумажка», а знания. Ведь что произойдёт? Любой желающий слушает курс лекций, повышает уровень своего образования, расширяет кругозор, укрепляет интеллект. Разве для страны это не благо? Неужели государству важна только пресловутая «бумажка», именуемая Дипломом. Многие серьёзные работодатели уже давно на наличие Диплома не обращают внимания. Приходит соискатель, с ним проводится беседа, и по результатам беседы принимается решение о его трудоустройстве. Помните, в самом начале я сказал: «Образования и образованных людей много не бывает». Все эти люди будут приносить пользу своей стране, независимо оттого, есть у них Диплом или нет. Мы должны стать страной интеллектуалов.

Теперь о лекторах! Они могут ежегодно (или раз в полгода) обновлять свои работы, дополнять их, делать ещё привлекательнее. Лекции могут читать так же известные и опытные люди в стране. 

Предвидя критику в свой адрес, сразу оговорюсь: конечно, практические занятия никто не собирается отменять. Там, где нужна «практика», например в той же медицине, археологии, биологии, химии, физике, она будет проводиться, возможно, даже более интенсивно за счёт сэкономленных средств. Я предложил пока саму концепцию. Безусловно, всё это нужно очень тщательно проработать и там, где это возможно, исключить лишние «движения»». Сужу по себе: я порой лучше усваиваю материал, прочитав тот или иной учебник или посмотрев тематический документальный фильм, чем послушав лекцию полусонного бубнящего преподавателя. Спрашивается, а для чего я еду в ВУЗ? Протирать штаны? Мне нужны знания или соблюдение каких-то формальностей?

В моём историко-фантастическом романе «Зов памяти» человек из тридцать первого века рассказывает, что у них уже давно нет обязательного посещения аудитории для того, чтобы послушать лекцию. Да и вообще, там система образования совсем другая. Думаю, нам всё равно рано или поздно придётся уходить от старых методов и брать на вооружение достижение новых технологий. Кто ещё двадцать лет назад думал о том, что мы все станем фотографами (instagram), журналистами (livejournal), экспертами (twitter) и т.п.? 

Технологии убежали далеко вперёд, а мы всё сидим в своих «пещерах» и слушаем, как правильно ловить мамонтов.


Роман "Зов памяти" можно скачать здесь: http://www.litres.ru/mihail-samarskiy/zov-pamyati/