Он показал миру губительность рентгеновских лучей

Татьяна Мохрякова
21  декабря родился генетик Герман Джозеф Мёллер (англ. Hermann Joseph "H. J." Muller; 1890 - 1967: прожил 76 лет).

Смолоду Герман Джозеф Мёллер – увлеченный фанат биологии и организатор биологического клуба сначала в школе, позже - в университете.

Центр генетических исследований Колумбийского  университета, оценив достижения Мёллера на старте научной жизни, наградил его своей стипендией, дав возможность молодому дарованию заниматься экспериментальной физиологией.

Мёллер попадает в научную группу основателя генетики Томаса Моргана: того самого, кто на опытах с мушкой дрозофилой рассказал человечеству о роли хромосом в передаче наследственности.

Изучив особенности мутаций и скорость их наступления, он показал, что нормальные гены очень устойчивы и большинство мутаций в них безвредны: не зависят от окружающих факторов и происходят независимо от них. Затем  Мёллер промаркировал хромосомы с пагубными мутациями, исследовал их и показал, что мутировавшие гены должны исчезнуть из генетической линии. Позже он сенсационно подтвердил это в новом эксперименте с недавно открытыми (в 1895 году) рентгеновскими лучами, определив, что эти лучи  способны катастрофически быстро и губительно повреждать гены, увеличивать скорость мутаций в них в сотни тысяч раз по сравнению с нормой. 

Его открытия были признаны научным миром. Однако за ними шёл очень непростой жизненный период жизни ученого: депрессия Мёллера и даже попытка самоубийства. Но учёный справился с трудностями жизни.

Неординарность, оригинальность мышления и свойства творческой Личности проявились у  Мёллера не только в стремлении к активному продвижению своих идей, но и в непрестанном перемещении по планете.

На старте научной карьеры из-за разногласий с учёными Колумбийского университета Мёллер  переехал в Техас. Потом вернулся в Нью-Йорк, а далее учёный трудился в Европе и даже в СССР!

В Институте по изучению мозга кайзера Вильгельма в Берлине Мёллер год работал в научном тандеме с русским генетиком Николаем Владимировичем Тимофеевым – Рессовским. Затем по приглашению Николая Вавилова 5 лет изучал мутации генов в Институте генетики Академии наук СССР в Ленинграде.

Неприятие сталинизма и лысенковщины  сделали невозможным пребывание Германа Германовича (как себя именовал Мёллер в ту пятилетку своей жизни) в Стране Советов. Хотя на СССР он возлагал большие надежды.

Мёллера ждала Испания. Там шла гражданская война и неравнодушный к этому событию генетик стал участником интернациональной бригады республиканцев по переливанию крови.

Потом – переезд в Великобританию и… вновь в США,  где в 56 лет (в 1946 году) его наконец «догонала» Нобелевская премия "За открытие появления мутаций под влиянием рентгеновского излучения".

У Мёллера были сложные политические взгляды, поэтому ученый не мог найти пристанище практически ни в одной стране мира.

Он активно выступал за евгенику – учение о селекции применительно к человеку. Свою программу «Выбор зачатия» он изложил в книге «Выход из ночи: взгляд биолога на будущее» («Out of the Night: A Biologist's View of the Future», 1935), в которой предложил  сперму выдающихся мужчин замораживать для использования при зачатии здорового и умного будущего поколения. 

Для нас, думаю, интересны факты симпатии Мёллера к Советскому Союзу (тоже не однозначной) и желание работать в тандеме с русскими учёными.

Фото: Слева направо: Н.В. Тимофеев - Рессовский, Г. Д. Меллер, С. Дарлингтон на VII Международном генетическом конгрессе. Москва, 1938