Имена от А до Я. Сысой - Сисой

Илья Токов
   1. Теперь задумаемся, а кем же был этот христианский святой, чьё имя СИСОЙ (SISOES в католических источниках) попало в святцы. В христианских источниках он фигурирует как Преподобный Сисой Великий (St. Sisoes the Great of Egypt), по рождению копт (египтянин), живший в IV-V вв. н.э., († 429).
   2. Память Преподобного Сисоя Великого в Православной церкви совершается 6 июля по старому стилю (19 июля по новому стилю). Это был монах-отшельник, который жил в Египетской пустыне в пещере, в которой до него проживал Преподобный Антоний Великий. Согласно житию, Сисой Великий учил смирению и надежде на милосердие Бога. Также житие сообщает о чудотворениях Сисоя, в том числе о воскрешении им умершего. Скончался Сисой Великий в 429 году в окружении своих учеников.
   Итак, Сисой Великий был коптом, а копты - это коренное население Египта, иначе говоря, прямые потомки древних египтян. Коптский язык - язык коптов, последний представитель египетской семьи, входящей в афразийскую макросемью. Является последней ступенью развития древнеегипетского языка, охватывающей примерно две тысячи лет. Коптский язык использует собственный алфавит на основе греческой системы письма. Большинство коптов исповедуют христианство, принадлежат, главным образом, к Коптской православной церкви из числа дохалкидонских церквей. Часть коптов (около 100 тыс. человек) принадлежит к Коптской католической церкви. Современные нам копты - это египетские христиане, представители одной из самых древних ветвей христианства, сохранившие в своей истории и культуре черты, уходящие корнями в глубину веков, в мир фараонов и их подданных.
    3. Итак, мы видим, что слово СИСОЙ в греческом языке присутствует, но, как показывает последний словарь, слово это не греческое. Значит, для этимологии имени СЫСОЙ остаются два очевидных варианта: коптский и древнеегипетский языки. Что же касается приведённых греческих значений слова СИСОЙ, то они хорошо согласуются как со значением ивритского слова "цицит". 
    4. Теперь займёмся славянскими корнями имени СЫСОЙ, при условии, что такие корни найдутся. И они-таки тоже находятся. По общепринятой версии, на Руси имя СИСОЙ появилось с принятием христианства и стало более известным в своей народной форме, которая звучит как СЫСОЙ. Однако, давайте зададимся вопросом, почему в случае именно этой народной формы произошло изменение звука "и" на "ы", в то время как, например, Исидор стал Сидором, а не Ысидором или Сыдором. Тут, правда, надо ещё отметить, что, например, Давид в русском языке тоже стал Давыдом, но почему произошло именно так, лингвисты-профессионалы наверняка да смогут что-нибудь предположить. Нас же интересует имя СЫСОЙ, и касательно него ответ можно получить, если рассмотреть пласт восточно-славянских фамилий с основой "СЫС", коих насчитывается превеликое множество. Можно начать с фамилии, которая так и звучит: СЫС, далее идут фамилии СЫСОВ, СЫСИН, СЫСЕНКО, СЫСЦОВ, СЫСОЕВ, СЫСОЕНКО, СЫСУЕВ, СЫСАЕВ, СУСАЕВ, СУСАЙКИН, СУСАЙКОВ, СУСЕЕВ, СЫСОМЯТИН и так далее можно долго продолжать, так как существует ещё множество других вариаций фамилий с основой "СЫС". Большинство этих фамилий практически все словари русских фамилий возводят к каноническому имени СИСОЙ, которое, по их "компетентному" мнению, происходит от древнееврейских слов со значениями "шестой" или "белый мрамор". С "древнееврейской" гипотезой мы уже разобрались выше, теперь же надо разобраться откуда происходят указанные фамилии с основой "СЫС".    
    5.  Часть из них, например, СЫСОЕВ, СЫСАЕВ, СУСАЕВ, в принципе, наверное, можно отнести к имени СИСОЙ или СЫСОЙ в его различных вариациях как притяжательные формы, отвечающие на вопрос "Чей ?", но что нам делать с фамилией СЫС? Попробуем ответить и на этот вопрос. В русском литературном памятнике 15-го века "Хождение за три моря" Афанасия Никитина есть такие слова: "Божиею милостию приидох до третьяго моря Черного, а парсийским языком дория Стимбольскаа. Идох же по морю ветром 10 дни, доидох до Вонады, и ту нас сретили великый ветер полунощный, възврати нас къ Трапизону, и стояли есмя в Платане 15 дний, ветру велику и злу. бывшу. Ис Платаны есмя пошли на море двожды, и ветр нас стречает злый, не даст нам по морю ходити. Олло акь, Олло Худо перводигерь! Развие бо того иного Бога не знаю. И море же пройдох, да занесе нас СЫС къ Баликаее, а оттудова к Токорзову, и ту стояли есмя 5 дни. Божиею милостию приидох в Кафу за 9 дни до Филипова заговениа. Олло перводигер!"   
    6.  То есть, какой-то СЫС, очевидно, олицетворяющий некие природные силы, по контексту связанные с ветром, куда-то их занёс. Что это был за СЫС в какой-то мере проясняет Большой толковый словарь донского казачества (Большой толковый словарь донского казачества. "Русские словари, АСТ, Астрель", 2003, стр. 521). Этот словарь определяет значение существительного СЫС как "метель".