Диалог о реальности и ее восприятии

Андрей Баранов 3
Еще один осенний день. Суббота. Неожиданно безветренно и тепло. Ученик, гордый своими открытиями, спокойный и уверенный в себе, шел к дому Учителя.
- Рад так скоро увидеть тебя вновь, Ученик!
- Доброе утро, Учитель! Я тоже очень рад, тем более, что у меня есть ответ на твой вопрос.
- Я уже догадался по твоему виду. И если ты совершенно понял и осознал свой ответ, то мы не будем его обсуждать, а просто перейдем к следующей теме.
- Да, я уверен! А что у нас на сегодня?
- Сегодня у нас интересная тема – «Реальность и ее восприятие». Что ты можешь сказать о реальности, Ученик?
- Ну и вопросики ты задаешь с утра, Учитель. Реальность? То, что я вижу, реально, чаще всего. А что, что-то не так с реальностью?
- Ты мне скажи, Ученик. Проверим?
- Хорошо.
- Для тебя реально, что ты находишься сейчас у меня дома, на кухне?
- Да.
- Теперь опиши все, что для тебя реально, прямо тут, на кухне.
- Хорошо. Холодильник, стол, раковина для мытья посуды, шкаф, СВЧ, газовая плита.
После затянувшейся паузы.
- Ученик, неужели у меня на кухне больше ничего нет? Или, просто не видно?
- Есть, конечно. Кран, чайник, бокалы вот на столе, шторы, горшок с цветком…
- Давай остановимся на минутку, Ученик, и подведем промежуточный итог. Итак, в первую очередь ты назвал самые крупные предметы, в том числе, потому, что они на виду и бросаются в глаза. Почему ты не назвал сразу и остальные предметы? Признайся, ведь ты просто проскользнул взглядом по ним, и не счел нужным назвать? Они были, как бы в дымке?
- Да, Учитель, так и было. А что это значит?
- Мы это разберем чуть позже, а пока скажи, есть в этой комнате еще что-то реальное для тебя?
- Думаю, теперь я не ошибусь. Я вижу часы на стене, магнитики на холодильнике, хлебницу на столе, сковорода на плите, на столе скатерть, чайные ложки, посудина для конфет и конфеты в ней, табурет, на котором ты сидишь. Вроде все.
- Хорошо. Проведем еще один срез. Но, вначале, я хочу, чтобы ты понял одну важную штуку. Мы не оцениваем тебя, мы не оцениваем твои способности воспринимать реальность вообще. Мы наблюдаем, как ты воспринимаешь реальность в этот момент времени. И не более того! Итак. На счет крупных объектов, ты не заметил: стены, пол, потолок, окно, дверь в комнату и …. Меня.
- Прости, Учитель, я не знаю, что на меня нашло…
- Стоп! Я не обвиняю тебя, мы же договорились, мы не оцениваем тебя, а значит, извиняться неуместно. Будет тебе задание такое, на досуге, походи по городу и послушай, как разговаривают между собой люди. Не удивляйся. Ты будешь замечать, что «друзья» говорят совершенно о разных вещах, очень часто даже не слышат, что говорит собеседник, совершенно не воспринимая, что им отвечают совсем не в тему. И в результате ты придешь к выводу, что в этих случаях, беседа, является всего лишь разговором с самим собой, и внимание лишь на себе любимом.
- Мне кажется, я понимаю, о чем ты говоришь, Учитель. Я вспомнил последнее собрание на работе, большая часть работников говорили друг с другом шепотом о «личном», некоторые буквально спали, да, и сам я, честно сказать вздремнул. Совершенно не помню о чем на собрании шла речь. Что же получается, я не вижу реальности?
- Не совсем так, Ученик. Эту ситуацию можно охарактеризовать так: - «Мы не можем видеть того, чего для нас нет»!
- Я не понимаю, Учитель!
- Хорошо, сделаем вот что, пойдем в другую комнату. Кино посмотрим.
- Мы же вроде не закончили «урок»? А что за фильм?
- Матрица, Ученик, Матрица.
- А что там смотреть? Хорошая фантастика, интересная идея. Что там такого по нашей теме?
- Смотри с 40-й минуты и всего 40 секунд фильма. Что скажешь, Ученик?
- Я снова ошибся с реальностью. Реальность воспринимается всеми органами чувств, а не только зрением. Я назвал только 1/5 из восприятий, да и с этим не справился.
- Перестань себя обвинять, Ученик. Ты пришел, чтобы учиться, так учись. Проведи время с пользой!
- Скажи, Учитель, а вообще возможно постоянно воспринимать всеми органами чувств?
- Да, и ты это делаешь. Но мы снова вернулись: «Мы не можем воспринять то, чего для нас нет»!
- Но, как же нет то? Ведь есть!
- Успокойся и посмотри фильм с 39 минуты по 40-ю. Что ты понял?
- Учитель, ты ведь не хочешь мне сказать, что мы в программе?
- В некоторой степени, Ученик. Что ты понял? Обрати внимание на фразу: - «… что хочешь, то и получишь…»
- Нео, увидел себя таким, каким привык видеть, а это значит, что он воссоздал себя в программе. Так?
- Да. Что еще ты заметил?
- Там пусто, там лишь они, кресла и телевизор. А это значит, что кто-то из них воссоздал именно это и больше ничего.
- Браво, Ученик! Анализируй дальше и проводи аналогии.
- Какая-то фантастика получается, Учитель. Мне страшно.
- Ну же, Ученик!
- Причина. Работа «причины» заключается в том, чтобы воспринимать мир, и этот мир воссоздавать со всей полнотой восприятий. Ученик, сказав это, сник, молча сел в кресло.
Минут двадцать они сидели молча.
- Учитель, я это озвучил, но я не могу это принять. Это слишком сложно, слишком большая ответственность, слишком большая работа…. ЭТО СЛИШКОМ!
- Боюсь, Ученик, у тебя, как и у Нео, нет выбора. Ни у кого из нас. Если не делает эту работу один человек, что он получает? С возрастом, перестает замечать людей, животных, процессы и явления, действия, изменения, жизнь, крупные формы, средние формы, детали, цвета, звуки, и наконец, время. Потеряв связь со временем, человек попадает в «безвременье», а это почти ад. Когда человечество не делает эту работу, оно стирает буквально все для будущего поколения, включая самих себя. Ведь мы воссоздаем не только себя, но и друг друга.
- Почему люди все еще существуют, Учитель?
- Нас пока еще спасают несколько «вещей». Во-первых – это общение! Мы, так или иначе, контактируем с другими людьми, животными, миром и получаем ответные реакции. Во-вторых, нас спасают дети и люди творческих видов деятельности. В-третьих, эта реальность создана многими, и, хорошо или плохо, но для многих она сходна, и они соглашаются друг с другом по поводу этой схожести.
- Что дальше, Учитель?
- Когда ты осмыслишь сегодняшний день, примешь реальность, когда будешь готов – приходи, мы продолжим твое обучение.