В начале было Слово 21

Лидия Лукашина
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА глава 21

1
После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так:
2
были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его.
3
Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего.
4
А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус.
5
Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет.
6
Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы.
7
Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, - ибо он был наг, - и бросился в море.
8
А другие ученики приплыли в лодке, - ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, - таща сеть с рыбою.
9
Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб.
10
Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали.
11
Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть.
12
Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты?, зная, что это Господь.
13
Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу.
14
Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых.
15
Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.
16
Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
17
Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
18
Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь.
19
Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.
20
Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?
21
Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?
22
Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною.
23
И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?
24
Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.
25
Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.


                ***** КОММЕНТАРИИ К ГЛАВЕ 21 *****

X. ЭПИЛОГ: ВОСКРЕСШИЙ СЫН БОЖИЙ СО СВОИМИ ИЗБРАННЫМИ (Гл. 21)

А. Христос является Своим ученикам в Галилее (21,1-14)

21,1 Теперь события происходят у моря Тивериадского, в Галилее. Ученики пошли на север, к своим домам в Галилее. Там их встретил Господь Иисус.

Выражение "явился ученикам Своим" означает, что Иоанн собирается описать, как им явился Христос.

21,2 В то время семеро учеников были вместе - Петр, Фома, Нафанаил, Иаков и Иоанн (сыновья Зеведеевы) и двое других, чьих имен мы не знаем.

21,3 Симон Петр решил идти ловить рыбу на озере, и другие согласились пойти с ним. Это выглядело как вполне естественное решение, хотя исследователи Библии полагают, что ловля рыбы противоречила воле Божьей и что они отправились, предварительно не помолившись. И не поймали в ту ночь ничего. Они были не первыми рыбаками, которые провели ночь, не поймав ни одной рыбы! Это пример бесполезности человеческих усилий без Божественной помощи, особенно в вопросе ловли душ.

21,4 Иисус ожидал их, когда они утром гребли к берегу, но они не узнали Его. Возможно, было еще довольно темно, а может, Бог Своей властью не позволил ученикам узнать Его.

21,5 Это то же самое, как если бы Господь спросил: "Молодые люди, у вас есть что-нибудь поесть?" Разочарованные, они отвечали Ему: "Нет".

21,6 Им показалось, что это просто идущий по берегу незнакомец. Все же в ответ на Его совет они закидывают сеть по правую сторону лодки, и... О, чудо! Множество рыбы! Так много, что они не могли вытащить сеть! Это говорит о том, что Господь Иисус всеведущ и потому знал, где в озере находится рыба. Это также урок для нас: когда Господь руководит нашим служением, то пустых сетей больше не будет. Он знает, где есть души, готовые принять спасение, и желает направить нас к ним, если мы позволим Ему.

21,7 Иоанн первым узнал Господа и сказал об этом Петру. Последний опоясался одеждою, ибо был наг, бросился в море и поплыл к берегу. Нам не сообщается, плыл он, шел в воде или по поверхности воды (как некоторые полагают).

21,8 Другие ученики пересели из большой рыбацкой лодки в маленькую и тянули сеть до берега оставшиеся сто метров.

21,9 Спаситель уже приготовил для них обед - жареную рыбу и хлеб. Мы не знаем, поймал Господь эту рыбу или чудесным образом добыл. Но мы точно знаем, что Он не зависит от наших слабых усилий. Несомненно, на небесах мы узнаем, что в то время как многие люди получили спасение через проповедь и личное свидетельство, другие были спасены Самим Господом, без человеческой помощи.

21,10 Теперь Он попросил их принести сеть с рыбой - не для того, чтобы готовить ее, но чтобы сосчитать. Это еще раз напомнит им, что секрет успеха в том, чтобы трудиться под Его руководством и действовать в абсолютном повиновении Его Слову.

21,11 Библия называет точное количество пойманной рыбы - сто пятьдесят три. Есть много интересных объяснений значения этого числа: 1) число языков в мире на то время; 2) число рас или племен, которых достигнет сеть Евангелия; 3) число различных видов рыбы в море Галилейском или в мире. Без сомнения, оно может свидетельствовать о разнообразии спасенных через проповедь Евангелия - о разных людях от каждого племени и народа. Рыбаки обрадовались, расценив как чудо то, что сеть не прорвалась.

Это - еще одно доказательство того, что человек, совершающий дело Божье согласно Его воле, никогда не будет испытывать недостатка в средствах Божьих. Он увидит, что сеть не прорывается.

21,12 Услышав приглашение на обед, ученики собираются вокруг огня и преломляют вкусную пищу, предложенную Господом. При виде горящих углей Петр, должно быть, вспомнил что-то. Может, ему вспомнился огонь, у которого он грелся, когда отрекся Господа? В присутствии Господа учеников охватило необычное чувство страха и торжественности. Он стоял перед ними в Своем воскресшем теле. Им хотелось задать Ему множество вопросов. Но они не смели. Они знали, что это Господь, хотя и чувствовали, что Этого Человека окутывает тайна.

21,13 Теперь Иисус подает им обед. Наверное, это напомнило им подобный случай, когда Он насытил пять тысяч несколькими хлебами и рыбками.

21,14 Это уже в третий раз, замечает Иоанн, явился Иисус Своим ученикам. То, что Он являлся им ранее, ясно из других Евангелий. В этом же Он явился ученикам вечером в день воскресения, затем неделю спустя и теперь на берегу голубого Галилейского озера.

Б. Восстановление Петра (21,15-17)

21,15 Господь сначала позаботился о физических потребностях учеников. После того как они отогрелись и насытились, Он обратился к Петру с духовными вопросами. Петр трижды публично отрекся от Господа. Затем он раскаялся и восстановил общение с Господом. В этих стихах Господь публично подтверждает восстановление Петра.

Часто указывают, что для обозначения любви в этих стихах используются два разных слова. Мы могли бы перефразировать стих 15 следующим образом: "Симон, сын Ионин, любишь ли ты Меня больше, нежели другие ученики?"

Он говорит Ему: "Так, Господи, Ты знаешь, что я люблю Тебя". Петр больше не хвастается, что никогда не оставит Господа, даже если все другие ученики так поступят. Он усвоил этот урок.

"Паси агнцев Моих", - сказал Иисус.

Самый лучший способ доказать любовь к Христу - пасти Его молодое стадо. Интересно обратить внимание на то, что беседа перешла от ловли рыбы к пасторству. Ловля рыбы символизирует дело евангелизации, а второе предполагает учение и пасторскую заботу.

21,16 В другой раз Господь спросил Петра, любит ли он Его. Петр ответил. Во второй раз в ответе Петра звучит недоверие к себе: "Ты знаешь, что я люблю Тебя". На сей раз Он сказал ему: "Паси овец Моих". В стаде Христовом есть ягнята и овцы, которые нуждаются в нежной заботе того, кто любит Пастыря.

21,17 Петр трижды отрекся от Господа, поэтому ему трижды предоставлена возможность исповедать Его. На сей раз Петр апеллировал к тому, что Иисус - Бог и поэтому знает все. Он сказал в третий раз: "Ты знаешь, что я люблю Тебя". И в последний раз ему предложено доказать это, пася овец Христа. Основной урок этих стихов в том, что единственной приемлемой причиной служения Христу является любовь к Нему.

В. Иисус предсказывает смерть Петра (21,18-23)

21,18 Когда Петр был моложе, он мог передвигаться свободно. Он ходил, куда хотел. Но здесь Господь предсказал ему, что в конце жизни он будет арестован, связан и поведен на казнь.

21,19 Здесь объясняется стих 18. Петр прославит Бога мученической смертью. Тому, кто отрекся от Господа, будет дано мужество положить жизнь свою за Него. Стих напоминает нам о том, что мы можем прославлять Бога как в жизни, так и в смерти. Затем Иисус воскликнул: "Иди за Мною!" Сказав это, Он, должно быть, собрался уходить.

21,20 Петр последовал за Господом, но затем, обратившись, увидел Иоанна, идущего за ним. Здесь Иоанн не назвал себя по имени, но упомянул о себе как о том, кто наклонился к груди Иисуса на пасхальной Вечере и спросил имя предателя.

21,21 Петр увидел Иоанна, и, вероятно, в его голове промелькнула мысль: "А что Иоанн? Он тоже умрет как мученик? Или он все еще будет жив, когда Господь возвратится?" Он спросил Господа о будущем Иоанна.

21,22 Господь ответил, что Петра не должны интересовать последние дни Иоанна. Даже если он останется в живых до второго пришествия Христа, это не должно иметь значения для Петра. Много неудач в христианском служении связано с тем, что учеников более интересуют дела друг друга, а не Сам Господь.

21,23 Слова Господа были неверно процитированы. Он не говорил, что Иоанн будет все еще жив, когда Он снова возвратится на землю. Он только сказал, что, даже если бы это произошло, оно не должно затрагивать Петра. Многие видят значение этих слов в том, что Иисус здесь связывает Иоанна со Своим вторым пришествием и что Иоанну дана привилегия написать Откровение Иисуса Христа, касающееся подробностей последних времен.

Г. Заключительное свидетельство Иоанна об Иисусе (21,24-25)

21,24 Иоанн добавил, что лично свидетельствует о точности написанного им. Эти слова из Евангелия от Иоанна засвидетельствованы старейшинами церкви в Ефесе.

21,25 Мы не боимся воспринимать стих 25 буквально! Иисус - Бог и поэтому бесконечен. Нет предела значению Его слов и числу Его дел. Находясь на земле, Он все так же был Вседержителем солнца, луны и звезд. Кто может когда-либо описать все то, что приводит вселенную в движение? Даже Его чудеса на земле описаны лишь поверхностно. Подумайте о нервах, мускулах, крови и других частях тела, которыми Он управлял в процессе исцеления. Подумайте о Его власти над микробами, рыбами, животным миром.

Подумайте о том, что Он направляет дела людей. Подумайте о Его управлении атомной структурой каждой частички материи во вселенной. Если бы описать все это в деталях, смог бы весь мир вместить написанные книги? Ответ однозначный: "Нет".

Итак, мы заканчиваем наш комментарий к Евангелию от Иоанна.

Возможно, он помог нам немного лучше понять, почему это Евангелие стало одним из любимейших частей Библии. Если читать его вдумчиво и серьезно, то невозможно заново не полюбить благословенную Личность, Которую оно представляет.


                === К ИСТОРИЧЕСКИМ ИСТОКАМ ===

1-14

ГЛАВА 21
С любой точки зрения последняя глава кажется странной. Евангелие заканчивается 20-й главой, а потом как бы опять начинается в 21-й главе. Только желая сказать что-то чрезвычайно важное, автор мог решить написать эту главу. Мы уже знаем, что в Евангелии от Иоанна почти все имеет двойное значение: одно поверхностное, а другое глубокое. Поэтому, изучая эту главу, мы попытаемся понять, почему она оказалась присоединенной к законченному Евангелию.

ВОСКРЕСШИЙ ГОСПОДЬ (Иоан. 21,1-14)
Это повествование написано, несомненно, человеком хорошо знакомым с рыбаками на Галилейском море. Ночь была самым лучшим временем для рыбной ловли. У. Т. Томсон, автор ранее упомянутого нами произведения "Страна и Книга", описывает ночную ловлю рыбы. "Это великолепное зрелище. С горящим факелом лодка скользит по сверкающей поверхности моря, а рыбаки стоят и глядят вперед, пока не увидят рыбу, и тогда быстро забрасывают сеть или метают копье. Но часто можно видеть усталых рыбаков с грустными лицами, возвращающимися на берег рано утром без улова".

Здесь описано нечто такое, что часто случается на море. Не забудем, что лодка была всего в двухстах локтей от берега (приблизительно в ста метрах). Х. В. Нортон описывает приблизительно такой же случай, свидетелем которого он был. Два рыбака ловили рыбу на этом же озере недалеко от берега. Один вошел в воду и забрасывал сеть, "которая снова и снова оказывалась пустой. Было приятно смотреть, как он бросал сеть, надувая ее ветром, и опуская на воду так, что свинцовые грузила падали ровненьким рядком точно туда, куда ему было нужно, оставляя дружный всплеск и полукруглые линии на поверхности воды. Его друг с берега крикнул, чтобы он забросил сеть с левой стороны, что он немедленно исполнил, и на этот раз он имел успех... Часто случается, что рыбак с ручной сетью вынужден полагаться на совет кого-нибудь на берегу, кому виднее, где проплывает стайка рыб, чем ему, стоящему в лодке". Иисус был именно в этой роли советника для Своих друзей-рыбаков. Это можно часто наблюдать и в наши дни.

Может быть, потому что еще не совсем рассвело, ученики не узнали Иисуса. Но глаза ученика, которого любил Иисус, глядели зорко и он узнал Господа. Петр же, как только узнал, что это Господь, бросился в воду. Он не был совсем нагим, потому что рыбаки носили набедренную повязку, когда ловили рыбу, но все равно по иудейскому закону приветствие человека человеком было актом религиозным, и совершать его нужно было в приличном виде, поэтому Петр поспешил одеться, чтобы первым приветствовать Иисуса.

РЕАЛЬНОСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ (Иоан. 21,1-14 (продолжение))
Теперь мы подошли к первой веской причине, почему эта странная глава была прибавлена к уже законченному Евангелию. Она показывает реальность воскресения Христова. Многие говорили, что явление Иисуса после Воскресения было ничем иным, как видениями, которые видели ученики. Многие согласны с существованием видений, но все равно считают их только видениями. Другие идут еще дальше и говорят, что это были даже не видения, а галлюцинации. Евангелия же убедительно показывают реальность Воскресения. Они определенно говорят о том, что воскресший Христос не был ни видением, ни галлюцинацией, ни даже духом, но реальной личностью. Они сообщают о том, что гробница была пустой, и что у Христа после Воскресения было самое настоящее тело со следами от гвоздей на руках и раны от копья на боку.

Но это повествование идет еще дальше. Видение или дух не мог бы указать группе рыболовов на стаю рыб в воде. Он ВРЯД ли развел бы костер на берегу, и вряд ли приготовил бы обед и разделил его с друзьями. А в этом рассказе Воскресший Христос делает все это. Когда Иоанн рассказывает, как Иисус вошел в горницу при закрытых дверях, он говорит, что "Он показал им руки и ноги и ребра Свои" (Иоан. 20,20).

В своем послании церкви в Смирне Игнатий сообщает об устоявшемся предании, связанным с этим событием. Он пишет: "Я знаю и верю, что Он был во плоти и после Воскресения Своего, потому что придя к Петру и остальным, сказал им: "Осяжите Меня и убедитесь, что я не бесплотный дух". Они потрогали Его и поверили, потому что твердо убедились в том, что Он есть плоть и кровь... и после Его Воскресения Он ел и пил с ними, как свойственно имеющим плоть".

Первая и самая главная цель этой главы в том, чтобы показать реальность Воскресения. Воскресший Иисус не был видением, или продуктом чьего-то воображения, духом или привидением, но живым Господом, победившим смерть и пришедшим опять.

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ЦЕРКВИ (Иоан. 21,1-14 (продолжение))
Тут образно показана еще одна великая истина. В четвертом Евангелии все многозначительно, и потому не может быть, чтобы Иоанн привел точное число рыб - 153 - не подразумевая чего-то. Те, кто читает поверхностно, предполагают, что рыба была подсчитана просто потому, что ее нужно было разделить между партнерами, ибо улов был исключительно богатым. Но если мы вспомним манеру Иоанна прятать глубокий смысл в своих простых с виду рассказах и изречениях для тех, которые умеют его находить, мы должны предположить, что тут есть что-то большее.

Есть множество различных предположений.

1. Кирилл Александрийский говорит, что число 153 состоит их трех частей. Прежде всего число 100, которое означает полное число язычников. Сто говорит он, самое полное число. Полное стадо пастуха состоит из ста овец (Мат. 18,12). Полный приплод семени - сто крат. Следовательно сто есть полное число язычников, которое будет приведено ко Христу. Во-вторых, число 50, которое означает число остатка Израиля, которое будет собрано. И, в-третьих, число 3, означающее Троицу, для славы которой все совершается.

2. Блаженный Августин дает другое объяснение. Он говорит, что 10 - число закона, потому что в нем Десять заповедей, 7 число благодати, потому что дары Духа семикратны. Десять плюс семь - 17, а 153 есть сумма цифр от 1-17, и означает всех тех, кто по закону или благодати почувствовали побуждение придти к Иисусу Христу. 3. Самое простое объяснение дает Иероним. Он говорит, что в море есть 153 сорта рыб, и улов представлял все сорта, и, следовательно, означает, что когда-то люди из всех народов соберутся вокруг Христа.

Мы можем обратить внимание еще на одну вещь. Это множество рыбы было собрано в одну сеть, и она удержала их, не прорвавшись. Сеть символизирует Церковь, в ней есть место для всех людей, из всех народов. Даже когда все придут, в ней найдется место для всех людей и она сможет удержать всех.

Здесь Иоанн говорит нам образно об универсальности Церкви. В ней нет ни тени исключительности, ни расовых преград, ни любого другого антагонизма. Ее охват настолько не универсален, насколько универсальна Божия любовь в Иисусе Христе. И то, что именно Петр вытащил эту сеть на берег, приводит нас к последней причине, почему эта глава была вообще написана, и присоединена к этому Евангелию.

15-19

ПАСТЫРЬ ХРИСТОВЫХ ОВЕЦ (Иоан. 21,15-19)
Здесь перед нами сцена, которая наверное на всю жизнь запечатлелась в уме Петра.

1. Во-первых, нам нужно обратить внимание на вопрос, который Иисус задал Петру: "Симон Ионин, любишь ли ты Меня больше, нежели они?" Построение вопроса может означать в равной степени две вещи.

а) Может быть, что Иисус указал рукой на лодку сети, улов и все прочее и сказал: "Любишь ли ты Меня больше всего этого? Готов ли отказаться от всякой надежды на успешную карьеру, отказаться от работы и приличных удобств, ради служения Моему народу и Моему делу?" Это могло быть призывом Петру, побуждением принять окончательное решение отдать всю свою жизнь на служение проповеди Евангелия и заботам о народе Христовом.

б) Может быть, что Иисус посмотрел на остальных учеников, и спросил: "Петр любишь ли ты Меня больше, чем остальные ученики?" Может быть, Иисус вспомнил ночь, когда Петр сказал: "Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь" (Мат. 26,33). Может быть, что Он напоминал Петру о том, как когда-то он думал, что он один останется Ему верным, и как потом его мужество сдало. Скорее всего, второе значение верно, потому что в своем ответе Петр не делает больше сравнений, но удовлетворяется простым ответом: "Ты знаешь, что я люблю Тебя".

2. Иисус задал этот вопрос трижды, и для этого была причина. Петр трижды отрекся от Иисуса, и Господь дал ему тройной шанс подтвердить свою любовь. В благосклонном прощении Иисус дал Петру возможность стереть память о тройном отречении тройным признанием в любви.

3. Нам нужно обратить внимание на то, что принесла Петру его любовь.

а) Она принесла ему задание. Иисус сказал: "Если любишь Меня, отдай жизнь свою заботам о Моих овцах. Мы можем доказать, что мы любим Господа, только проявлением любви к другим. Любовь - самое великое преимущество в мире, но она несет с собою и самую великую ответственность.

б) Любовь принесла Петру крест. Иисус сказал ему: "Когда ты был молод, ты шел, куда хотел, но придет время, когда прострешь свои руки и тебя поведут, куда не захочешь" (21,18). Пришло время, когда Петр умер ради Господа в Риме. Он тоже пошел на крест, но попросил, чтобы его распяли вниз головой, потому что не считал себя достойным умереть, как умер Христос. Любовь принесла Петру задание и крест. Любовь всегда связана с ответственностью, и всегда сопряжена с жертвою. Мы не любим Христа по-настоящему до тех пор, пока не будем готовы принять Его задание и Его крест.

Иоанн не случайно записал это происшествие. Он хотел показать Петра, как великого пастыря Христовой паствы. Весьма возможно, да и пожалуй было неизбежно, что люди в ранней Церкви сравнивали апостолов. Одни говорили, что Иоанн был самым великим из них, другие выдвигали апостола Павла за то, что он пошел ради Христа во все концы земли, но эта глава говорит о том, что Петр занимал особое место. Он не говорил и не писал, как Иоанн, он не путешествовал так много и далеко, как Павел, но он удостоился высокой чести и прекрасного задания: быть пастырем Христовых овец. И в этом мы можем двигаться по его следам. Мы тоже, возможно, не способны мыслить, как Иоанн, или идти во все концы земли, как Павел, но каждый из нас может помочь другому не заблудиться и каждый из нас может пасти овец Христовых на пастбищах Христова Слова.

20-24

СВИДЕТЕЛЬСТВО О ХРИСТЕ (Иоан. 21,20-24)
Этот отрывок ясно говорит о том, что Иоанн, по всей вероятности, прожил до глубокой старости. Он должен был быть в живых, когда о нем распространился слух, что он не умрет до Пришествия Христа. Точно так, как предыдущий отрывок определил место Петра, данный отрывок определяет место Иоанна. Его служением было преимущественно свидетельство о Христе. Снова люди в ранней Церкви сравнивали служения апостолов. Они, наверное, указывали на Павла и говорили о том, как он путешествовал в далекие страны. Указывали на Петра и говорили, как он заботился о пастве Христовой. А потом, наверное, удивлялись, в чем же было служение Иоанна, который продолжал жить в Ефесе, до тех пор, пока не стал слишком старым для всякого служения? Ответ таков: Павел был начинатель Христов, Петр был Его пастырь, Иоанн был Его свидетель. Он был тем кто мог сказать: "Я видел все и написал об этом и слово мое истинно".

До сего дня самый веский довод христианства - личный опыт. До сего дня христианин тот, кто может сказать: "Я знаю Иисуса и знаю, что все это истинно".

Итак, в конце это Евангелие выводит двух великих служителей Церкви: апостолов Петра и Иоанна. Каждому из них Господь Иисус дал определенное поручение и задание. Петру было сказано пасти овец Христовых и в конце концов отдать за Христа жизнь. Иоанну было поручено свидетельствовать о Христе и, дожив до глубокой старости, закончить жизнь мирно. Это не сделало их соперниками в борьбе за честь и престиж, и не сделало одного больше другого, но сделало их обоих служителями Христа.

Да служит человек Христу там, где Христос поставил его! Как и сказал Петру Иисус: "Что тебе до заданий другого, твое дело следовать за Мною". Он говорит это каждому из нас. Наша честь не в сравнении себя с другими, но в служении Христу по тем способностям, которыми Он нас наделил.

25

НЕОГРАНИЧЕННЫЙ ХРИСТОС (Иоан. 21,25)
В этой последней главе автор четвертого Евангелия представил перед Церковью, для которой ее писал, великие истины. Он напомнил ей о реальности Воскресения, об универсальности Церкви, о том, что Петр и Иоанн не соперники за славу и честь, но что Петр великий пастырь, а Иоанн великий свидетель. И теперь он подошел к концу, еще раз обращаясь мысленно к величию Иисуса Христа. То, что ми знаем о Христе, есть только часть всего, что можно о Нем знать. И пережитые нами чудеса ничто в сравнении с теми, которые нам еще предстоит узреть. Человеческие категории не в силах описать Христа, и человеческие книги не в состоянии вместить Его. И потому Иоанн оканчивает свое Евангелие образом бесчисленных побед, неисчерпаемой силы и неограниченной благодати Иисуса Христа.

*************

По материалам сайта  http://allbible.info/bible/sinodal/joh/21/

*************

Внимание! Приведённые выше комментарии носят исключительно КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ характер. Благодаря имеющимся в них историческим справкам они ВСЕГО-ЛИШЬ ПОМОГАЮТ ПОНЯТЬ написанное в Библии. Комментарии ни в коем случае НЕ должны восприниматься на равне с Писанием!