Марийский герой и целитель Акпатыр

Сергей Карпеев 3
Написано на основе статей из различных СМИ
__________ ___________ ___________________ _____________ __________ __________ _________ _________ _______ _______
 

По народным преданиям, он организовал первую марийскую деревню, затем стал вожаком, «держателем» марийской веры.

Акпатыр обладал недюжинной силой. Источником силы была золотая утка, которая плавала в кадке с медом под полом его дома. Жена открыла секрет и сила Акпатыра пропала, а сам он вскоре умер.

Предание говорит, что перед смертью Акпатыр сказал: «Если умру, пусть из моих глаз забьет родник. Кто будет болен - омыв себя этой водой, исцелится».

Имя Акпатыр произошло от татарского: ак – белый, патыр – богатырь, герой, то есть Белый богатырь!

  В Кировской области, недалеко от города Малмыжа, у деревни Большой Китяк находится могила Акпатыра. Его похоронили в поле у деревни Китяк и посадили на могиле березу.

После смерти легендарного героя малмыжские марийцы приходили на могилу, просили помощь и получали её.

Со временем могила Акпатыра приобрела широкую известность и среди русских, и среди татар.

В 1998 году, установили памятник марийскому святому и целителю Акпатыру.

С тех пор ежегодно в августе проводится праздник почитания святого Акпатыра, сопровождаемый древнемарийскими моленьями.
 
 
  ***** ******** ******** ************ ******** *********

Легенды и исторические факты про Акпатыра -

Легендарный вождь китякских марийцев, просветитель, целитель (юзо), музыкант.

По преданиям, он организовал первую марийскую деревню, затем стал вожаком, «держателем» марийской веры.

Рано оставшись сиротой, был усыновлен богатым татарином, у которого было два сына. Были они темноволосые, черноглазые, а приемный сын – светловолосый, голубоглазый и с детства отличался большой силой. Он был ловким и смелым и часто приходил на помощь татарам в непредвиденных ситуациях. Татары называли его Акбатыр («белый богатырь»).

Вначале служил возничим и телохранителем у татарских мурз Шихбабая и Казаклара (по другой версии – Нурзы). Владел русским и татарским языками, умел улаживать конфликты и старался жить в мире и дружбе с соседями. Впоследствии принял православную веру и служил русскому царю.

По легенде, источником силы АКПАТЫРА была золотая утка, которая плавала в кадке с медом под полом его дома. Жена открыла секрет и сила АКПАТЫРА пропала, а сам он вскоре умер. Предание говорит, что перед смертью АКПАТЫР сказал: «Если умру, пусть из моих глаз забьет родник. Кто будет болен - омыв себя этой водой, исцелится».

Похоронили АКПАТЫРА по его завещанию в поле у деревни Кетек-Мучаш (Большой Китяк) Малмыжского района Кировской области, в том месте, куда упала специально пущенная им стрела. На могиле посадили березу, которая считается священной. После смерти легендарного героя малмыжские марийцы приходили на могилу, просили помощь и получали её. Со временем могила Акпатыра приобрела широкую известность и среди русских, и среди татар.

Здесь под священным деревом поколется прах сын последнего марийского предводителя  Акпатыр. Считается, что хотя бы один раз в жизни мариец должен прийти к священному дереву и принести в качестве жертвоприношения платок или полотенце.


Почтить память легендарного героя стекается масса людей. При всём самобытном характере день памяти Акпатыра перешагнул местные границы и стал межрегиональным событием, фестивалем дружбы, объединяющим людей разных национальностей, проживающих в нашей области и соседних республиках. На десятилетних торжествах, например, почётными гостями были губернатор Н.И. Шаклеин, депутат Государственной Думы А.М. Розуван. На этот раз прибыла представительная делегация из Марий Эл, гости из Набережных Челнов, Челябинска, Вятских Полян, от вятской диаспоры марийцев из разных районов области.

Глава Малмыжского района С.Г. Ежов отмечал, что у малмыжан есть немало самобытных праздников: сабантуй – у татар, Казанская ярмарка – у русских, Акпатыр – у марийцев. В районе проживает примерно половина русских, треть татар, 16 процентов населения – марийцы и четыре – удмурты.
Он находится на стыке трёх республик, граничит с Татарстаном, Марий Эл, Удмуртией. Но каждый праздник малмыжане отмечают вместе, по праву считая их своими. Они как нельзя лучше отражают всю многоликость и национальный колорит Малмыжа (Вятский край).