579. Доминанта абсурда

Маргарита Мендель
Фантазия на первую часть струнного квартета №14 
           Дмитрия Шостаковича

 ***

Мотив знакомый от запястья
До кончиков ногтей во мне
Звенит и дребезжит, в объятья
Пытаясь захватить сильней.

Глаз не сомкнуть. Звуков распятие
Маячит в пестроте огней
Созвучием нЕчета несчастья,
Нагою белизной теней.

В размытых очертаниях кашля
И хрипоты стальных коней
Из преисподней – гимном пашни
Виолончельной и страстей

Ревет и вьется вьюном, рвется,
Скорей солжет – не отзовется:
Так тишина порой смеется
Над теми, кто за ней несется.

Остановись. Вглядись в лицо –
Знакомые черты? (и бьется,
и жмется сердце, но лицо
манерно-тонко усмехнется.)

Мотив знакомый над словцом
Нож вознесет и отвернется –
«Беги, увенчанный венцом
Безумия, пока поется!»

В город залитый сплошь свинцом
И смогом мыслей, дымом звуков,
Прожженный горизонт кольцом
За улицей безмолвных слухов –

Здесь тишина не подо льдом
Ваз с розами, а в белокурых
Кудрях детей, что в новый дом
Твой просятся днем сизо-хмурым.

Абсурд. Ты слышишь? Он кругом!
Из звуков струнных, из стихов –
Находит жизнь и смысл в том,
Что мы не видим между строф:

Зудящий словом патефон,
Старик с кровавым топором
Бегущий за гробовщиком,
Удар по деке вскользь смычком,

Гвоздями вбитый в пол плафон,
Шатер икон под потолком,
Но первое в абсурде – сон –
Он им рожден, от нас тайком.

Все неподвижно... боль и холод,
Фитиль зажженный под мостом,
Свет от него свинцовый город
Согреть не сможет. За углом

Мотив (уже не столь абсурден!) –
Судиться кто с больным шутом
Решится? Шут – он не подсуден
В зеркальной плоскости с лицом

Твоим. Вот поворот! Безумен?
Влюблен! Повязан бант концом
На шее красный, словно зуммер
Удавки будущей, крестом.

Абсурд – ad libitum, и всуе
Не путать его с Рождеством
Христовым. Да, о поцелуе
Иудовом здесь – ни грехом,

Ни словом, взглядом, ни о чем –
О цвете спелого граната,
О рае – можно, но о том
Что есть – нельзя – поэма свята.

p.s.

Весь мир абсурден, как соната
Глухого сроду музыканта:
Мы говорим с покойным Кантом
Об уменьшённых доминантах.



22 ноября 2015 года