Глиптика жизни

Игорь Лебедевъ
80 лет Олегу Ивановичу Галатину.

Глиптика жизни.

 Безусловно, о том, какой вклад внес Олег Галатин в русскую и  мировую культуру еще много будут писать и говорить. Возможно, его ещё назовут великим глиптиком нашего времени. Возможно!..
До своего 75-летия Олег Иванович не дожил два года. Время летит, память стирается, но искусство – вечно. А глиптика – одно из самых древних и трудоемких из искусств! Ведь даже при наличии всех современных приборов и инструментов трудно себе представить тот колоссальный труд и мастерство, которое понадобится для изготовления совсем крохотной вещицы с чьим-нибудь портретом, к примеру, на топазе или аквамарине. Все помнят знаменитый алмаз «Шах», который персидский шах преподнес в дар русскому царю, когда пришел в ужас от известия о трагической гибели российского посланника и великого писателя А.С.Грибоедова и её возможных последствиях для Персии. Ведь тогда, в те времена стоимость таких уникальных работ измерялась именно такой ценой: «Война или мир», «Судьба целого государства»… А ведь Олег Иванович создал точную копию алмаза «Шах», её даже можно увидеть собственными глазами в Музее имени Вернадского в Москве, куда он передал эту работу практически безвозмездно... Да мало ли чего создал Мастер за долгие годы своего подвижнического труда:  «Портрет В.И.Ленина» (передан в дар «Эрмитажу», «Портрет Пиотровского»(имеется в виду покойный Борис Борисович Пиотровский, отец нынешнего директора Эрмитажа),  «Потрет С.Параджанова»,  «Пушкинский цикл» в честь 200-летия Поэта, «Портрет Леонардо да Винчи», «Портрет Ф.Шопена» (находится в Государственном музее Московского Кремля), «Портрет Т.Шевченко», камея «Сатир»(автопортрет), гарнитур «Лесная песня», гарнитур «Ретро», иконы на топазе: Казанская, Владимирская, Валаамская, Почаевская Божией Матери, икона «Благодатное небо», цикл из «знаковой» для мастеров «камнечесного дела» калканской яшмы – 12 портретов русских знаменитостей, наших современников (камеи одинаковы по форме и размеру, здесь особо уточним – 62 мм в диаметре, 12 мм по толщине), многочисленные и прекрасные женские портреты. Особо хочу отметить, что постоянное и самое главное место в творчестве Олега Ивановича занимал образ Христа. Для художника Спаситель – краеугольный камень духовного мироздания. К его образу он возвращается вновь и вновь,   используя то топаз, то агат, то кахолонг, то аквамарин, то горный хрусталь. О каждой работе можно рассказывать особо, порой эти истории заслуживают отдельного рассказа, иногда даже детективного. Ведь камни живут своей жизнью.  Об этом знают многие ювелиры и знатоки камней с давних времен.  Ведь нет уже ни Помпеи,  ни Римской империи, а камеи  и инталии, созданные древними мастерами до сих пор радуют нас теми прекрасными образами, запечатленными в камне, которые остались далеко  за пеленой времен.
Олег Иванович постиг все тайны камнерезного искусства в достаточно зрелом возрасте. За плечами были уже армия, годы учебы, успешной работы архитектором. И вдруг все изменилось. Что подвигло человека круто изменить свою жизнь и посвятить её до самого конца одному единственному делу – служению Её величеству Глиптике?  Желание быть творчески независимым?  Стремление избавиться от постоянной рутины советского работника, хотя и преуспевающего  архитектора,  в активе которого уже были престижные, или, как сейчас говорят, элитные проекты? Любовь к свободе?.. Скорее всего, мы это доподлинно уже никогда не узнаем.
Остались несбывшиеся мечты и планы: встретиться с Фиделем Кастро, отправить одну из своих работ вместе с очередным экипажем на борт МКС и еще многое, многое, многое…   
Остались прекрасные работы, которые дарят и еще долгие годы и века  будут дарить тепло человеческого сердца Мастера,  сохранившееся в крохотной каменной резной миниатюре.
Осталась память…

09.09.1940 - 05.12.2013