Умение видеть ЗИМА

Шилин Владимир Владимирович
ЗИМА

   
Не повторяй – душа твоя богата –
Того, что было сказано когда-то,
Но, может быть, поэзия сама –
Одна великолепная цитата.
              А.Ахматова

И вот наступила зима. Многие не очень этому рады, ведь зима, в отличие от лета и осени, накладывает свои запреты на человека. Мы не всегда можем гулять: нам мешают сугробы, засыпанные снегом тропы и, конечно же, мороз.  Да и носим на себе много одежды. Но, всё же, зима преподносит нам и небольшие радости: катание на санках, лыжах и коньках. Красота заснеженного леса так же играет не маловажную роль. А как бывает красив снег в момент рассвета или заката, блеск инея!

Поэтически настроенный человек может и должен находить зимой массу всевозможных красот! Ведь снег очень изменяет внешний вид не только знакомой нам местности, но и отдельных предметов на ней. Вот пенёк, покрытый сугробом снега. Как он похож, особенно издали, на огромный гриб! А на каждом дереве снег создаёт своих животных. Надо только уметь фантазировать, находить точку, с которой всего удобнее рассматривать деревья. Даже то, что ты порой проваливаешься в сугроб, может стать темой хорошего стихотворения. Но для всего этого надо не просто ходить ради моциона, а внимательно всматриваться во все, что вам встречается на пути, любоваться природой. Но пока настоящая зима ещё не наступила.

Как же пишут о ней наши русские поэты? Возьмём для примера стихотворение И.Никитина «Встреча зимы» Это очень характерные стихи русского самобытного поэта:
Поутру вчера дождь
В стёкла окон стучал,
Над землёю туман
Облаками встречал.

В полдень дождь перестал
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.
………………
………………
……………..
Здравствуй, гостья-зима,
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.

Это только самое начало. Поэт словно подготавливает читателя к чему-то главному, самому неожиданному. Давайте посмотрим, как он это всё делает! Сколько интересных вещей мы узнаём постепенно: утром – дождь, туман, облака, а после дождя снег. Но не простой, а мягкий, лёгкий, как пушок. Снег не обрушился, не рухнул с неба, а начал падать. Это подсказка заставляет нас вспомнить: начал падать постепенно, понемногу. Но и это ещё не все прелести предзимья: облака пропали, воздух стал лёгким и чистым. Тонкое, очень интересное замечание о воздухе. Если дождь автор видел из окна (в стёкла окон стучал), то о воздухе можно говорить, только выйдя из дому. Да и не каждый, кто находится на улице, может оценить, ощутить всю прелесть  этого воздуха.

И вот, наконец, самое главное: «Здравствуй, гостья-зима, Просим милости к нам…». Вы чувствуете вместе с поэтом радость от прихода зимы. Он восторженно приветствует её появление! Это не просто вежливость культурного человека, а удовольствие от того, что пришёл долгожданный гость, гость желанный. И в то же время здесь радость не наигранная, не поэтический приём.
Надо очень любить именно такое время года, о котором ты пишешь. Необходимо иметь в виду  ещё одну не маловажную вещь, что, только зная о зиме, только испытав её, можно действительно полюбить зиму и так написать о ней, как написано у И.С.Никитина

И тут я невольно вспоминаю стихи другого интересного поэта, но уже пушкинской поры – Вяземского. Он почти теми же словами обращается к зиме:
Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи!
На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи.
И всё же разница чувствуется. Она не в том, что автор нас не подготавливает к началу зимы, нет. Разница гораздо глубже. Радостное чувство у автора вызвано тем, что он встречает зиму на чужбине. Вот именно поэтому он видит в ней много русских черт и примет. Именно потому и наряжает её в такие привычные для нас одежды.

Но у него  есть и другое стихотворение, которое так и названо «Зима»:
В дни лета природа роскошна,
Как дева младая, цветёт,
И радостно денно и нощно
Ликует, пирует, поёт.
Поэт показывает все прелести летней поры, а потом говорит так:
Но поздняя осень настанет:
Природа состарится вдруг;
С днём каждым всё вянет и вянет,
И ноет в ней тайный недуг.
Морщина морщину пригонит,
В глазах потухающих тьма,
Ко сну горемычную клонит,
И вот к ней приходит зима.

Вот видите, как по-разному подходит один и тот же автор к описанию зимы, сколько интересных мыслей у него рождается! Вот это стихи непосредственно о зиме. Но зима в поэзии того же Вяземского может быть и фоном для другого содержания. Прочтите его стихотворение «Дорожная дума»:
Колокольчик однозвучный,
Крик протяжный ямщика,
Зимней степи сумрак скучный,
Саван неба, облака!
И простёртый саван снежный
На холодный труп земли!
Вы в какой-то мир безбрежный
Ум и сердце завели.
Сколько грусти, сколько нескрываемой горечи вызывает в душе поэта вид зимней степи. Три стихотворения связанных с зимою и три разных подхода к их созданию.
Вот как разнообразно можно говорить о зиме.

Есть у Вяземского и такое стихотворение, как «Снег». Давайте посмотрим, что можно сказать на эту тему:
Ночью выпал снег. Здорово ль,
Мой любезнейший земляк?
Были б санки да рысак, –
То-то прогуляться вдоволь!
И снова – интересный поворот темы!

Вспомним хрестоматийное описание прихода зимы в «Онегине»:
В тот год осенняя погода
Держалась долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа,
Снег выпал только в январе
На третью ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стёклах лёгкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок весёлых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Всё ярко, всё бело кругом.
Сколько удивительного  «в окно увидела Татьяна»! 

Это удачный приём, когда автор заставляет нас  увидеть картину зимнего дня  глазами героини. Дальше идут хрестоматийные строки: «Зима, крестьянин, торжествуя…». Но ещё раз посмотрим на самое начало пятой лавы. Пушкин здесь выступает как френолог, подробно описывая то, как запоздала зима, как  сама природа заждалась  её.  И вот, наконец,  зима пришла  –  всё побелело, даже сороки веселы – как же  не радоваться, не удивляться этому чуду!  И Пушкин, понимая это, показывает «зимы блистательный ковёр».

Надо каждому из нас внимательно перечитывать свои стихи, не забывать о том, что в них сказано с самого начала. Ведь бывает, что выскажет автор интересную или нужную по содержанию мысли, но не разовьёт её. А Пушкин помнит об этом, потому и крестьянин у него «торжествует». Ведь снег не только даёт возможность сменить телегу на «дровни», но, главное, согреет озимые.

Зима не всегда является основным объектом поэзии. Иногда в стихах она предстаёт только фоном. Вспомните хотя бы стихи Некрасова  «Мужичок-с -ноготок».
Однажды, в студеную зимнюю проору
Я их лесу вышел, был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
Казалось бы, зима здесь только указывает время, когда происходи данная встреча. Но это только лишь на первый взгляд. Автор сообщает, что мальчику всего шесть лет, а он уже считает себя мужиком: работает  как и отец. Вот именно это указание самое важное в стихах!

Так что небольшое замечание о зиме и морозе  на самом деле играет здесь самую существенную роль, раскрывая  подтекст  всего стихотворении. И хотя дальше автор  и говорит, что будто попал в «картонную сказку», но заканчивает этот  рассказ так:
Всё, всё настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы.
Что русской душе так мучительно мило,
Что русские мысли вселяет в умы,
Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти — дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
     В которых так много любви!

И снова мы должны вспомнить Пушкина, стихотворение «Зимний вечер»:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То,  как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.

То по кровле обветшалой
Вдруг соломкой зашуршит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко постучит.
Именно вот эти два первых четверостишия нам особенно интересны. Посмотрите, как тонко и образно, почти осязаемо, автор описывает бурю – вой зверя и плач ребёнка –  кто из нас их не слышал? Мы очень ясно всё это  представляем себе.  И особенно характерно для того времени сравнение: «как путник запоздалый к нам в окошко постучит»  именно в окошко, а не в дверь!  Зима не главное действующее лицо в стихах. Но без этих двух четверостиший мы бы не так остро восприняли всё остальное содержание. Зима здесь создаёт настроение героя стихов.

Настроение,  создаваемое зимней порой, хорошо проследить по стихам Никитина «Детство»:
Вот моя деревня,
Вот мой дом родной,
Вот качусь я в санках
По горе крутой.
Вот свернулись санки,
И я на бок хлоп!
Кубарем качуся
Под  гору в сугроб.
Сколько тут неподдельной радости, а если вспомнить стихи дальше, то – искреннего огорчения.
И всё же это очень оптимистичные строки.Чувствуется умение описывать
зимние забавы, а не просто их помнить. Как у Пушкина:
Мальчишек радостный народ
Коньками звонко режет лёд.

А часто ли мы сегодня в стихах встречаем такие, не говорю радостные, но хотя бы просто описания зимы? Авторы  мало обращают внимания на катание лыжников, а ведь это прекрасная тема. Я много раз бродил по зимнему лесу, сталкивался с лыжниками. У меня на эту тему немало разнообразных стихов. Надо уметь показать и саму зимнюю природу, и то, как одеты лыжники (а я видел и раздетых! до пояса),  и почувствовать радость от такой прогулки на лыжах.
Я бегу, скрипят полозья,
Под полозьями – снежок!
Чтобы лесу не спалося,
Ветер стелется свежо.

Солнца шар взлетает рыжий,
Разбросав свои лучи,
Я легко бегу на лыжах,
Сердце радостно стучит.

Отстают берёзы, ёлки,
И дубы, и тополя,
Только снег сухой и колкий
Поднимается, пыля.

Ветер, хвост подняв трубою,
Восхищенья не тая,
Улетает за тобою,
А за вами следом – я.

Не кляну судьбину злую,
Что с тобою развела –
Догоню и зацелую
У околицы села!

Вдаль летит моя дорога,
Нет других на свете троп.
Вот ещё, ещё немного,
И… лечу в густой сугроб!

Лес не просто укрыт снегом, Мне часто случалось видеть удивительное нагромождение снега на ветках. Иногда хлопья спускаются с ветки, вроде змеи, иногда напоминают притаившегося хищника. Тут необыкновенно широкий простор для буйной фантазии. Надо не бояться своей выдумки. Многие почему-то считают, что описывать можно только то, что действительно есть или может быть.  А я вот перелистал страницы некоторых поэтов и удивился, как смело они смотрят на мир. Зима ведь не только ветер, снег и мороз. Снег – это мелкие снежинки, ни одна из них не повторяется, как их описать?  Вот, что пишет поэт-символист Бальмонт:
Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!

Дорогой бурною
Легко проносится,
Не ввысь лазурную,
На землю просится.

Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.
Это только начало большого стихотворения. Но и в нём видно мастерство, наблюдательность. Автор не боится говорить от имени снежинки, за неё (на землю просится). Умение понимать других – важная черта поэтизма.  Поэт не только должен давать читателям кое-что домыслить, но и сам должен это уметь. И Бальмонт неплохо «домысливает» за снежинку.

Выше мы говорили о том, как поэты описывали начало зимы. И тут мне попалось любопытное стихотворение Баратынского:
Где сладкий шёпот
Моих лесов?
Потоков ропот,
Цветы лугов?
Деревья голы;
Ковёр зимы
Покрыл холмы,
Луга и долы.
Под ледяной
Своей корой
Ручей немеет,
Всё цепенеет,
Лишь ветер злой,
Бушуя, воет
И небо кроет
Седою мглой.
Посмотрите, как интересно начато! Невольно вспоминается строка Пушкина: «Где наша роза…». Но здесь всё очень логично и поэтически оправдано.

Неожиданно мне вспомнилось такое моё стихотворение:
Возле ног моих ручей
Пробегает у речке,
Я ловлю его речей
Звонкие словечки

Не страшит его мороз,
Весел он и светел,
А меня пробрал до слёз
Леденящий ветер:

Я закрыл перчаткой рот,
Зябко поднял плечи –
А ручей бежит, поёт,
Весел и беспечен.

И, не знаю отчего,
Я в такую пору
Позавидовал его
Юному задору,

Улыбнулся, распрямясь, –
Хватит гнуться дедом!
И пошёл, не торопясь,
За водою следом….
Самое интересное состоит в том, что  действительно, был довольно сильный мороз,
а ручей, где я остановился, весело бежал почти у моих ног – я сошёл с мостика.
Вот такие неожиданные встречи порой наводят на прекрасные мысли.

Наблюдательность всегда помогает авторам. Надо писать не вообще о зиме (хотя и это не плохая тема), но лучше отметить одну какую-нибудь интересную, запомнившуюся вам черту.
Понятно, о зиме можно писать и сидя в комнате. Вот вам пример из Фета:
Кот поёт, глаза прищуря,
Мальчик дремлет на ковре,
На дворе играет буря,
Ветер свищет на дворе.
«Полно тут тебе валяться, –
Спрячь игрушки и вставай!
Подойди ко мне прощаться,
Да и спать себе ступай».
Мальчик встал, а кот глазами
Проводил и всё поёт.
В окна снег валит клоками,
Буря свищет у ворот.
Небольшое, но очень милое стихотворение.  А для многих весьма поучительная картинка. Тут и мальчик, и кот, и ветер. А ветер даже заводит разговор! 

Возьмём  ещё очень поучительный пример (тоже Фет).
Я привожу только начало:
Мама! Глянь-ка из окошка –
Знать вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело,
Видно, есть мороз!
Какая интересная подробность: автор вспомнил народную примету (кот моет нос), потому и осадки в виде снега. А всегда ли авторы используют такие приметы?
У меня были стихи, где я писал, что кот намывает нам гостей.

А вот ещё  зарисовка (моя), но через отдельную деталь, через образ:
Эти ели
еле-еле
перешли через сугроб.
И, назло седой метели,
Что снегами метит в лоб,
Встали около дороги,
Где покрыта льдом земля,
Обметая молча ноги,
Снегом радостно пыля.
На сугробы косят глазом,
Улыбаясь от души,
И метель затихла разом
И укрылася в глуши.
Пусть стишок очень простой, незамысловатый, но картинка в нём есть.
Надо именно взять что-то простое – дерево в снегу, маленькую ёлочку – и построить самый незамысловатый, но интересный сюжет. 

И, конечно, каждый из нас слышал скрип снега под ногами. А кто-то пробовал передать
 это в стихах?
Хрустит под ногами снежок,
Луч солнца в сугробе танцует,
Мороза нежнейший ожог
Напомнит о поцелуе.
Войдите в снежный мир. Смотрите как падает снег на деревья, на людей. Как он блестит на меховой шубке, как лежит на заборе. Что-то  отозвалось, удивило вас?  Найдите свои узоры, свои сценки, свои краски, прочувствуйте зиму душой. Без единства фантазии и души стихи не пишутся!

А вот у Есенина совсем другая зима, очень своеобразная. Приведу лишь начало:
Поёт зима-аукает.
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
Посмотрите, какая интересная форма стиха – это хорей. А строфа шестистрочная.
Сейчас такое встретишь очень редко. Да и образная система необычная, чисто есенинская: зима аукает, баюкает стозвоном сосняка. Как это понять? Сосульки повсюду? Скорее всего, тут играет роль сильный мороз, от которого могли трещать деревья. Да и лес назван мохнатым. Умение видеть и создавать образы у него великолепное!

Говоря формально, у зимы всего два цвета: белый и чёрный. Белый – это сам снег, хотя он и не чисто белый, а с различными оттенками, а чёрный – это стволы деревьев, кусты и трава. Но сколько разных по сюжету стихов о зиме создали наши поэты! Тут хочется сказать, что чёрно-белая расцветка очень напоминает мне гравюру. Она ведь тоже состоит из двух этих цветов. Можно обыграть и этот образ, он ещё никем не использовался.

Но зима не просто снег и деревья,  это суровое время мы нередко видим зверей и птиц.
У Н.Рубцова  я нашёл стихотворение о вороне:
Вот ворона сидит на заборе,
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.

Суетится она на заборе.
Горе ей. Настоящее горе!
Ведь ни зёрнышка нет у вороны
И от холода нет обороны.
Вроде бы ничего особенного автор здесь нам не сообщает, а стихи трогают!  Чем?  Да мы ясно чувствуем жалость к этой птице. Она нам напоминает бездомного человека.

А вот как встречает зиму  поэт Н.Заболоцкий. Я случайно просматривал его сборник
и нашёл вот что:
При первом наступлении зимы,
Блуждая над просторною Невою,
Сиянье лета сравниваем мы
С разбросанной по берегу листвою.

Но я любитель старых тополей,
Которые до первой зимней вьюги
Пытаются не сбрасывать с ветвей
Своей сухой заржавленной кольчуги.

Как между нами сходство описать?
И я, подобно тополю, не молод,
И мне бы нужно в панцире встречать
Приход зимы, её смертельный холод.

Здесь есть несколько удивительных моментов, задержавших моё внимание. И в первую очередь это сравнение опавшей яркой листвы с сиянием лета. Дальше следует любопытное наблюдение: тополя очень долго не осыпаются. А кто из нас наблюдал за тем, как осыпаются разные деревья? Какие раньше, а какие позже? А вот Заболоцкий отметил этот любопытный факт! И третье, что меня поразило, это сравнение кроны тополя с кольчугой.

Зима не так разнообразна на картины, на обилие красок, как я уже говорил.
Но невольно хочется привести не сами стихи, а лишь их названия, чтобы показать, как много можно сказать о зиме. Вот только у Блока: «На зов метелей», «Тишина в лесу», «В снегах», «Зимний ветер играет терновником», «На снежном костре». «И опять снега».
А это зимняя тема в стихах Н.Рубцова: «Зимняя ночь», «Зимовье на хуторе», «Зимняя песня», «Выпал снег», «Гололедица», «Зимним вечером».  Я привёл только немногие названия, а сколько их у других русских и советских поэтов!  Они даже в такую неуютную холодную пору умеют найти что-то для себя интересное или важное, о чём стоит сказать.

Все приведённые мною стихи русских поэтов разные не только потому, что  созданы разными авторами, но и потому, что зима каждый год приходит по-новому.
Я с улыбкой вспомнил народную прибаутку о зиме:
Заинька у ёлочки попрыгивает,
Лапочку об лапочку поколачивает:
«Экие морозы, прости господи, стоят,
Лапочки от холода совсем свело».
Я привожу только самое начало, но как оно выразительно!  Тут и ласка к зайчику, и глубокая жалость.  Вот это любование зимней сценкой тоже надо уметь видеть и выражать в слове.

В заключение посмотрим на зиму в городе.
Снег намокший сбрасывают с крыши,
Лёд летит по трубам, грохоча.
Вновь на Пушкинском бульваре слышу
Песенку картавую грача.         
                Ю. Друнина
А кто сказал, что о сбрасываемом с крыши снеге нельзя писать? Говорят, что это мелкая тема.
А сам ты не мелкий человек, когда говоришь вот такое? Возьми и напиши об этом, сделай такую простенькую тему значительной. Ведь это не просто тема, а кусочек живой жизни!

Именно живые картины создаёт Некрасов в цикле «Случайные встречи»:
– Государь мой, куда вы спешите?
– В канцелярию. Что за вопрос?
Я не знаю вас. – Трите же, трите
Поскорей, бога ради, ваш нос.
Побелел! – А, весьма благодарен!
– Ну, а мой-то? – Да ваш лучезарен!
–  То-то, принял все меры я. – Что-с?
Казалось бы самая прозаическая тема. О зиме ничего не сказано, но она проступает из этого разговора.  Другой бы не обратил на это внимания, а Некрасов создал прекрасную миниатюру.
В ней дана не просто случайная встреча, но показана и зима с её сильным морозом, и характеры двух прохожих. 


Я зиму нашу нравную люблю –
Метель, что закружила, во хмелю,
Люблю крутой мороз розовощёкий.
Не здесь ли русского характера истоки:
И щедрость,
           И беспечность,
                И пороки?...
Метель,
Как ты кружишься во хмелю!
                Ю. Друнина

Зимняя тема  в стихах Друниной очень совпадает с тем, что написал в конце своего стихотворения
«Встреча зимы» И.Никитин:

Рассыпай же, зима,
До весны золотой
Серебро по полям
Нашей Руси святой!

И случится ли, к нам
Гость незваный придёт
И за наше добро
С нами спор заведёт —

Уж прими ты его
На сторонке чужой,
Хмельный пир приготовь,
Гостю песню пропой;

Для постели ему
Белый пух припаси
И метелью засыпь
Его след на Руси!

        И.С.Никитин  (http://svatovo.ws/nature_verses_winter.html)


Дорогие читатели, поздравляю вас  с наступающим НОВЫМ ГОДОМ!

                Владимир Шилин

4.12.2015г.