О хороших людях на моем пути

Иванюк Ольга Никаноровна
        Дорога открыта. Это дорога моей жизни. Дорога бывает крутая, со скользкими участками, – важно пройти ее успешно, не оступиться на поворотах, не поскользнуться.  Многое зависит от тебя самого: от собственного ума, рассудительности, воспитания, но немало зависит и от атмосферы, в которую ты попадаешь, какие люди тебя окружают.  Хорошо, когда ты попадаешь в ту среду, то окружение, которое тебя понимает, помогает тебе – тогда легче войти в коллектив и почувствовать себя равноправным.
        1949-50 учебный год – первый год моей работы в школе. Я, восемнадцатилетняя (шел 19-й год), вошла в коллектив Новоселковской семилетней школы. Была плохо одета: на мне были туфли, требующие ремонта. Но никто не смеялся, не осуждал. Мне предложили вести уроки математики в 5-7-х классах. Нужно стоять у доски, объяснять, а мне стыдно за свой внешний вид. Я с трудом преодолевала эту неловкость. Директор школы, Бурцев Михаил Петрович, был мне, как отец, – проявлял заботу. Когда выезжал в город Брест, даже покупал нам, молодым учителям, то, что мы просили. По выходным мы собирались у него дома, слушали музыку, разговаривали о работе, о жизни. Мне особенно многому нужно было учиться. Благодарю Господа Бога за то, что мне встретился такой человек в начале моего становления, на заре моей самостоятельной трудовой жизни.
        В 1950-51 учебном году меня перевели в Маловзводскую среднюю школу, так как в Новоселковской в то время было мало учеников. Продолжила работать учителем математики в 5-7-х классах. Директором был сначала Субботин Павел Самсонович. После его ухода на партийную работу директором назначили Канаревского Николая Ивановича. Наверное, мой Ангел Хранитель помогал встречать на своем пути таких высокообразованных, умных, знающих свое дело людей и работать с ними! С директором в коллективе было очень интересно. Когда в школу приезжали проверяющие, он всегда становился на защиту своих учителей. Мне тогда было двадцать лет. Он очень бережно, внимательно относился ко мне, высоко ценил. Однажды из области в школу на проверку приехал Старовойтов Владимир Петрович, заместитель председателя брестского облисполкома. После разговора с директором он пригласил на беседу меня. В коллективе я была самой молодой. Беседу Владимир Петрович начал с общих вопросов: «Как работается, как живется, какие условия жизни». Потом начал советовать продолжить учебу в институте (у меня на тот момент за плечами было только педучилище). Я, конечно, согласилась. Он написал письмо проректору Брестского педагогического института по заочному обучению Курбако Любови Ефимовне и отдал мне, чтобы я отвезла его адресату. Любовь Ефимовна прочитала письмо и сказала, когда мне прийти на вступительные экзамены.
Так я стала студенткой Брестского учительского (в то время) института. Поступила в 1951, окончила – в 1956 году.
В студенческой жизни я очень многому старалась научиться: читала книги, слушала радио. После многому училась от учителей-коллег, подруг. Все хорошее старалась перенять. Главное, что у меня было стремление: выйдя на широкую дорогу жизни, получить знания, которых я не имела.
        Я из многодетной семьи. Нас, пятеро детей, родители воспитывали в трудолюбии, уважении к старшим, стремлении к хорошей учебе. Мы, дети, очень уважительно относились к родителям, выполняли их просьбы. Но многому учила меня та среда, в которой я оказалась. На моем пути в СШРМ №4 (средняя школа рабочей молодежи), куда я пришла на работу по приезду в Брест, встретился слаженный, хороший коллектив, который возглавлял замечательный, порядочный, справедливый, но требовательный директор Рубис Марк Федорович. Он меня принял на работу сам, лично оформлял мои документы. 
         Работать в школе рабочей молодежи оказалось непросто. Ученики – люди взрослые, многие годились мне в отцы, имели семьи. Выполнять домашнее задание им было трудно и некогда. Старалась больше объяснить и закрепить пройденное в классе. Но работать было очень интересно! Директор нам всегда помогал и вдохновлял. Я очень счастлива, что после сельской школы попала в коллектив к Марку Федоровичу.
         После 17-ти лет работы в СШРМ №4 я была переведена в СШ №16 г. Бреста, где директором был Гончаров Анатолий Лаврентьевич, а завучем – Линевич Георгий Владимирович. Я благодарна судьбе, что мне встретились эти люди. Когда Анатолий Лаврентьевич ушел с должности по болезни, директором назначили Линевича Г.В. С ним работать было очень интересно: он часто посещал уроки, анализировал, восхищался тем, что удавалось хорошо, посещал классные мероприятия. Был требовательный к работе, но справедливый. Мне это очень нравилось, потому что я к своей работе тоже была требовательной.
         К сожалению, в самом конце моей педагогической деятельности, перед уходом на пенсию, мне довелось узнать, что бывают и другие люди… Завучем в то время была назначена учитель биологии. Она в этой должности посетила только один мой урок, даже не анализируя. Не посетила ни одного классного мероприятия. Относилась ко мне с некоторым пренебрежением. Очень жаль, что среди всех добрых людей встретился на моем пути такой человек. У нее было свое окружение, свои приоритеты. В этот круг я не входила.
        Итог моей работы – медаль Президиума Верховного Совета СССР «Ветеран труда», выданная «за отличную и долгосрочную работу» в 1986 году.
        На пенсию я вышла в 1988 году. 

* 1960-61 учебный год. Мой выпускной 8-й класс СШРМ №4 г. Бреста. Внизу в центре - директор, Марк Федорович Рубис. Слева от него - учительница географии, Анохина Нелли Ивановна, справа - я, Иванюк Ольга Никаноровна.