4. Школа огня и меча. Джучи

Владимир Гусев Тульский
ЛЮБИШЬ  ЛИ  ТЫ    РОССИЮ,  ЕСЛИ  НЕ  ЗНАЕШЬ  ИСТОРИЮ  ЗЕМЕЛЬ  РУССКИХ?
               
                ДЖУЧИ.
 ……………………………………………………………….
Возможно,   кто-то  из   читателей  спросит:  «Какое  отношение  сын  Чингис-хана  имеет  к  истории  земель  русских?   Да  самое  непосредственное:  Разве    земли,  которыми  он  правил,  простиравшиеся  от  Южной  Сибири  и  до  Волги  не  заслуживают  нашего  внимания.   Разве  его  подданные  не  стали  предками   многонационального  народа  России,  как  славяне,  угро-финны,  балты,  скифы,  сарматы,  гунны,  половцы  и  многие-многие  другие.  Исчезли  государства  скифов,  сарматов,  гуннов,  готов,  хазар.  Но  люди – то  остались.  И  лишь  слияние  этих  народов  породило  то  могучее  объединение,  которое  именуется  РУССКИЙ    НАРОД.
В  13  веке   талантливый  полководец  и  политик  Темучин,  объединил  разрозненные  монгольские  племена  и    создал  самое  сильное  в  мире  государство  Монгольскую  империю. 
Мы  представляем  монгол  как  дикую  массу  кочевников, которой  стало  тесно  в  крошечной  Монголии, и  она  выползла  оттуда  подминая    под  себя  всех  и  всё.
Начнём  с  того,  что   земли  племён,    которые  объединил   Темучин,  простирались  в  начале  13  века  от  Байкала    и  до  Великой  Китайской  стены.
А  племена  были    разными:  от  самых  примитивных  и  до  высокоорганизованных.
Кереиты  и  найманы  были  самыми  могучими  из  племён,  имели  собственную  письменность  и  государственность.  Кереиты  во 2-м  веке  приняли  крещение  в  христианской   вере  у  архиепископа  крупнейшего    Среднеазиатского  города  той  поры – Мерва. 
У  кереитов  Темучин    укрылся  от  врагов,  и  с  ними  начал  создавать  Великую  Монголию.  Своих  последователей  ему  удалось  убедить,    в  своей  богоизбранности.
Он  убедил  их,  что  Бог  Неба  именно   ему    поручил  навести  в  мире  порядок,  создать  государство,  в  котором    не  будет  вражды,  подлости,  лжи,    Но  сначала  надо  подчинить  всех  под  властью  монголов,  в  том  числе  и  силой  оружия.  Кто  противится  воле  «богоизбранного»  Темучина,  тот  противится  воле  Бога.
Победы,   которые  одерживал  он  одну  за  другой,  убеждали  сторонников  в его  правоте.
Весной 1206 года у истоков реки Онон на курултае Темучин  был провозглашён великим ханом над всеми племенами и получил титул «Чингис-хан».
Он  выполнил  данное  соплеменникам  обещание,  создал  государство,  в  котором  не  было  убийств,  воровства, прелюбодеяний,  лжесвидетельства,  предательства…
За  всё  это  полагалась  смертная  казнь.  Смертная  казнь  полагалась  за  неподчинение  старшим,  за  трусость  и  оставление  раненного    друга  на  поле  боя.
Теперь  оставалось   только   «навести  порядок»    и  в  остальном  мире.  Он  разделил  этот,  пока  ещё  незавоёванный  мир,  между  своими  сыновьями.
Старшему  сыну,  Джучи,    достались  земли  от  Средней  Азии  до  Днепра.
Правда,  земли  эти  стоило  ещё  завоевать. 
С  1207  по  1218  год  старший  сын  Чингис – хана  усердно  воплощает  в  жизнь  планы  своего  отца  по  присоединению  новых  земель,  проявляя,  где  талант  полководца, где  талант  политика. 
  Но  дойдя  до  берегов  Волги,  вдруг  остывает  и  начинает  всё  больше  противиться  воле отца,    упрекая  его  в  неразумной  жестокости.  Он  воспитывался  в  семье  кереитов.  Было  ли  это   внезапным  пробуждением  совести  Джучи  или  нежеланием  воевать  с  единоверцами,  если  он  был  крещён  у  кереитов?
Продвижение  монголов  на  Запад    было  прервано    минимум  на  12  лет.
Но  Русь  не  воспользовалась  данной  ей  БОГОМ  передышкой,  продолжая  междоусобные  разборки  князей.
Расплата  за  безрассудство  пришла  в  1237  году   с  началом  похода  на  Русь  хана  Батыя,  сына  Джучи.
До  16  века   государство   монголов  со  столицей  Бату-Сарай  на  Волге  / Сейчас  Волгоградская  область/  носило  название  Джучи – Улус.  /Государство  Джучи.
С  16 века  в  письменных  источниках  его  стали  именовать  Золотой  Ордой.



              СЫН   ХАНА.

Устал  он  сеять  горе  и  беду
Душа  давно  пресытилась войною
Сказал: «На  Русь  орду  не  поведу!
Пусть  будет  кровь  их -  не  моей  виною»
Интригам,  козням,  войнам  -  нет  конца.
Отрубленные  головы  на  кольях…
Сын  хана, -  раб  всесильного  отца,-
Иметь  не  должен  собственную  волю.

Он  багатуром*   в  детстве  быть  хотел,-               
О  громкой  славе  в  детстве  все  мечтали…
Но  море  крови,  горы  мёртвых  тел
Теперь  его  ночным  кошмаром  стали.
Душа  его  просила  тишины,
Не  знал,  что  совесть  так  жестоко  гложет!
Но  мёртвые  в  его  врывались  сны,
Вопили:  «Покарай  злодея,  БОЖЕ!»

Монголии  отважные  сыны
Давно  не  знают  мира  и  покоя.
Внушили  им,  что  в  пламени  войны
Творец  велел  им  сжечь  всё  зло  людское.

В  семье,  где  рос,  молиться  он  привык,-
Ему  молитвы  прибавляли  силы.
Он  спрашивал:  «Коль,  Боже  Ты  велик,
Зачем  врагам  распять  позволил  Сына?»
Стал  Джучи  ощущать  чужую  боль,
Ответ  нашёл  он  в  византийской  вере:
Кто  не  страшится   жертвовать собой,
Тому  открыты  в  Дом  Небесный   двери!

Не  знаю  я,  что  с ним  произошло:
Ожесточённый  в  бесконечных  битвах,
Вдруг  всей  душой  возненавидел   зло
И  стал  искать  спасение  в  молитвах.
Молился  не  у  греческих  икон,-
 Христианином   настоящим  не  был.
В  степь  на  коне    на  зорьке  мчался  он,
Там  возносил  свои  молитвы  к  Небу.

Из  Хархорума*    прискакал  гонец .
Приказ  подписан  ханскою  рукою:
За  Волгу  приказал  идти   отец
И  покорить  все  земли  за  рекою:
«Зря,  Джучи,  ты  не  прибыл  на  Совет!
Свою  я  волю  излагаю  кратко:
В  твоих  Заволжских  землях  мира  нет!
Там  нет  повиновенья  и   порядка!
Готовь  свои  полки  в  кратчайший  срок,
Отвагу  прояви  на  деле  снова
Я   на  земле  для  всех  и  царь  и  бог!
И  мой  приказ  для  всех  как  Божье  Слово!»

Как  будто  от  тернового  венца
Виски  пронзило  нестерпимой  болью:
«Сын  хана, -  раб  всесильного  отца,-
Иметь  не  должен  собственную  волю!»
Обдумывал  приказ  он  не спеша,
Вновь  горы  мёртвых  тел  увидел  сразу
Стонала  и   противилась  душа,
Бунтуя  против  ханского  приказа:

«О,  как  же  ты  коварен, Темучин!
Не  ту  совсем  мы  выбрали дорогу?
Ведь  сам  когда-то  ты  меня  учил,
Что  кровь  невинных  неугодна  БОГУ!
Прости,  отец,  но  верится  с  трудом,
Что, злобные  искореняя  нравы,
Людей  ты  судишь  Божиим  Судом.
На  Божий  Суд  лишь  БОГ  имеет  право!
Ответь,  а  нет  ли  в  нашей  правде  лжи?
Не  запятнали  ль  мы  свои  знамёна?
Несём  мы  смерть,  насилье,  грабежи,
Бесправие  народам  покоренным!»

Ответ  ждёт  с  нетерпением  гонец,
Противиться  кто  смеет  воле  хана?
И  Джучи  отвечает  наконец,
Слова  звучат  в  устах  монгола  странно:

-  Скажи  ему,  что  я  лежу  в  бреду,
Доверия  я  хана  не  достоин.
На  Русь  в  поход    орду  не  поведу.
Скажи  ему,  что  я  уже  не  воин!
Народ,  что  за  рекою – мне  не  враг!»

Он  силой  воли  подавил  тревогу.
И  понял  вдруг,  что  сделал  первый  шаг,-
Свой  самый главный  шаг  навстречу  БОГУ!


                2.

Любим  своим  народом,  знаменит,
Погиб  он  вскоре,  вроде  бы  случайно.
Но  слухи  поползли,  что  был  убит.
Смерть   Джучи  до  сих  пор -  большая  тайна.

Всего    два   слова  об  его  отце:
Узнав,  что  сын  был  найден  бездыханным,
Изобразил  он  горе  на  лице.
А в  душу  кто  залезть  посмеет  к  хану?

Чингис  от  смут  Монголию  берёг,
Всегда  считал  немало  и  немного,
Что  властью  наделил  его  сам  БОГ!
Противиться  кто  смеет  воле  БОГА?
Интригам,  козням,  войнам  -  нет  конца.
Отрубленные  головы  на  кольях…
Сын  хана, -  раб  всесильного  отца,-
Иметь  не  должен  собственную  волю!

В  1946  году  советские  учёные  исследовали  скелет  Джучи.  Кисть  правой  руки  у  него  была  отрублена,  а  череп  повреждён  ударом  тяжёлого  предмета.


Рождение и смерть Джучи - большая тайна истории. Моё стихотворение это не историческая истина, а лишь одна из версий.
Чиновники Чингис-хана тщательно протоколировали всё. А о смерти Джучи сказано мало. Вроде бы было начато расследование. В заключение написали: Погиб на охоте. Упал с лошади, ударившись головою об камень. Руку отгрыз кулан /дикая лошадка такая/.
В истории много тёмных пятен и  просто  вранья.  Но  монголов  эта  версия  с  куланом  вполне  устроила.


……………………………………………………

Багатур -  монг.  Герой.  Отсюда  русское  слово   БОГАТЫРЬ.
Хархорум –монг.  /Каракорум/  -  название  монгольской  столицы  с  1220  по  1260г.г.
/////////////////////