КТО написал стихи о... немытой России?

Ольга Благодарёва
или
Ещё одна загадка века
*****
(Из цикла "ИСТОРИЯ ОДНОГО СТИХОТВОРЕНИЯ")

                «…Эти стихи – эпитафия всей николаевской России.»
                (С.Наровчатов)
               

   От автора.               

   ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

   Это не серьёзная научная литературоведческая статья, а просто моё эссе, основанное на некоторых известных (и не очень) фактах и моих размышлениях на эту (как оказалось, до сих пор спорную и актуальную!) тему.
   
 ***   
   
   А предыстория такова.
   
   Недавно, в переписке-разговоре-споре с Алексеем Сальниковым (по поводу авторства и подлинности некоторых рубаи Омара Хайяма, в частности – про зло-бумеранг), мы с ним совершенно случайно затронули и ещё один очень интересный вопрос: А кто же на самом деле написал стихотворение «Прощай, немытая Россия...»?

   Вот оно:
   
   «Прощай, немытая Россия,
   Страна рабов, страна господ,
   И вы, мундиры голубые,
   И ты, им преданный народ...
   Быть может, за стеной Кавказа
   Сокроюсь от твоих пашей,
   От их всевидящего глаза,
   От их всеслышащих ушей.»

***
   
   Это знаменитое восьмистишие мы анализировали и заучивали в ТОЙ, советской ещё, школе.
   
   И с тех самых пор мы навсегда запомнили, что строчки, полные обиды и злости на страну, принадлежат великому русскому поэту Михаилу Юрьевичу Лермонтову.
   Да и потом, уже работая в школе, я как-то не сомневалась, что это так. И своим ученикам так же говорила.
   
   Однако в последнее время появились публикации, которые ставят авторство русского классика под сомнение.
   Похоже, что Лермонтов к обидным виршам про «немытую Россию» не имел никакого отношения!?
   А может... кому-то просто хочется выдать желаемое за действительное?!..

***
   
   Всегда было принято считать, что это антипатриотическое стихотворение Лермонтов написал незадолго до своей гибели, зимой или весной 1841-ого года. 
   
   Двадцатисемилетнего поэта тогда переполняли тягостные чувства: после отпуска в Санкт-Петербурге ему предстояло возвращаться на Кавказ, на военную службу.
   На войну!
   
   Напомню: под пули кавказских горцев, непокорных чеченцев, Лермонтов отправлялся не по доброй воле. Ещё в 1837-ом году его в первый раз выслали на Кавказ по политическим мотивам: Михаил, потрясённый смертью Пушкина, написал тогда своё самое смелое, разоблачительное и гневное стихотворение «На смерть поэта», впоследствии переименованное им (?) в «Смерть Поэта».
   В этих стихах он, тогда ещё не известный в широких кругах, очень эмоционально и дерзко обвинил в гибели великого русского поэта не только убийцу Дантеса, но и высший свет, и царский двор.
   
   Императору Николаю Первому эту крамолу услужливо дал почитать кто-то из придворных, сделав к стихам приписку: «Призыв к революции».
   Разразился страшный скандал. Лермонтова, который служил в Петербурге офицером, арестовали. Спасло его только заступничество богатой и влиятельной бабушки, а также друзей Пушкина, особенно – известного поэта и воспитателя царских детей Василия Андреевича Жуковского.
   
   Та первая лермонтовская «командировка» на Кавказ была недолгой – бабушка поэта добилась, чтобы внука через несколько месяцев перевели служить в центральную Россию.
   Однако уже зимой 1840 года Михаила Юрьевича снова вернули на Кавказ – из-за дуэли с сыном французского посла де Баранта. Сын посла обиделся на оскорбительную эпиграмму, написанную на него Лермонтовым, и после ссоры в гостях они отправились выяснять отношения на шпагах и пистолетах.
   К счастью, поединок закончился тем, что дуэлянты остались живы и невредимы. Однако Лермонтова из-за этого арестовали, судили военным судом и… снова отправили с глаз долой… В «горячую точку», как сейчас говорят.
   На Кавказ.
   
   В то время к молодому поэту уже пришла литературная слава, в «толстых» журналах публиковали его стихи и роман «Герой нашего времени». Если верить биографам, Лермонтову не хотелось служить, он мечтал выйти в отставку и целиком посвятить себя литературе.
   И вот зимой 1841-го года он приехал в отпуск в Санкт-Петербург, одержимый этой мыслью. Но… что-то не заладилось.
   Получить желанную отставку не удалось, встречи в свете с бывшими друзьями и возлюбленными разочаровали.
   
   И поэт снова уезжает на Кавказ, где через несколько месяцев ему суждено было погибнуть на очередной дуэли, из-за очередного глупого конфликта с сослуживцем Николаем Мартыновым.
   Есть мнения, что Лермонтов как будто нарочно искал гибели, потому что был глубоко разочарован в жизни и в любви. А своё разочарование и гнев он якобы и выплеснул тогда в стихах про «немытую Россию», написанных в сердцах накануне отъезда из Петербурга.

   В общем-то, всё выглядит вполне правдоподобно и убедительно.

   Но почему же тогда литературоведы сомневаются в том, что это стихотворение написал именно Лермонтов?

***
   
   А дело в том, что доказательства-оригинала этих стихов, якобы собственноручно написанных Лермонтовым, не сохранилось!..
   
   Впервые они были опубликованы в печати только в 1887-ом году, то есть спустя 46 (!) лет после смерти поэта (по др. данным – спустя 32 года после смерти Лермонтова).

   Один из первых биографов М.Ю.Лермонтова, Павел Висковатов, процитировал это восьмистишие в своей статье в журнале «Русская старина».
   По словам биографа, не публиковавшиеся ранее стихи Лермонтова он получил от литературоведа и издателя журнала «Русский архив» Петра Бартенева. А тот, в свою очередь, переписал их ещё у кого-то. У кого же?
   Вопрос остался открытым!..
   
   До нашего времени дошло письмо П.Бартенева от 9 марта 1873 года к издателю Петру Ефремову, который готовил тогда к выпуску двухтомное издание сочинений Лермонтова. В письме Бартенев процитировал это восьмистишие и предложил включить его в книгу.
   Но… издатель отказался. Почему?
   Побоялся цензуры и политических последствий? Или у него возникли сомнения в  подлинности стихотворения?
   
   Как можно понять из письма Бартенева, сам он списал это восьмистишие с оригинальной рукописи Лермонтова, которую видел у наследниц поэта, его двоюродных сестёр по материнской линии.
   Но так ли это было на самом деле? Ведь впоследствии, когда наследницы передали музеям весь архив Лермонтова, загадочная рукопись с этими стихами так и не нашлась!
   Зато Пётр Бартенев, опубликовавший стихотворение про «немытую Россию» в своём журнале «Русский архив» в 1890-м году, уже сделал приписку, что оно было «записано современником… со слов поэта».
   Выходит, лермонтовского оригинала он всё-таки не видел!?
   
   Как и никто другой!

***
   
   Одним словом, история с появлением этого «лермонтовского» стихотворения… – тёмная, загадочная!

   Валентин Антонов пишет: «...То безмерное разочарование в «народе», которым буквально пронизаны стихи о немытой России, наступило у нашей просвещённой «элиты» только лишь четверть века спустя и выходит, что Лермонтов успел в нём разувериться уже в 1841 году?..»

   Говорят, что в литературной среде XIX века были в большой моде литературные мистификации и розыгрыши. Потому и не исключено, что кто-то из русских литераторов написал стихи «под Лермонтова», а редакторы литературных журналов мёртвой хваткой вцепились в «сенсацию» (Ведь журналисты всех времён и народов так падки на них!).

   Да и вообще, по мнению многих известных литературоведов, стиль этих стихов слишком примитивен и НЕ характерен для гениального Лермонтова (мне, уже хорошо изучившей его жизнь и творчество, ТЕПЕРЬ тоже ТАК кажется!).
   Зато он очень похож на стиль известного поэта-пародиста Дмитрия Минаева, сотрудничавшего во второй половине XIX века с юмористической газетой «Искра».
   
   Литератор Д.Минаев прославился в 70-80-е гг. тем, что в издевательской манере… «перепел» стихи многих русских дворянских поэтов: Жуковского, Пушкина, Тютчева, Фета.
   На Лермонтова, кстати, он тоже сочинил немало эпиграмм и пародий!
   Вот, например, строчки одной из них:

   «Когда хилея день от дня,
   Я ездил на Кавказ,
   Там встретил Лермонтов меня,
   Обрызгал грязью раз...»

   Как можно понять из воспоминаний современников, Минаев был типичным либералом, западником и... русофобом. И слова про «немытую Россию, страну рабов, страну господ» гораздо больше были созвучны именно ему и его окружению, нежели аристократу Лермонтову, автору прекрасных патриотических стихов про Бородинское сражение («Бородино»), про Родину («Родина»).

***
   
   Приведу ещё один интересный и, на мой взгляд, довольно многозначительный факт.
   
   Издатель и литературовед Пётр Ефремов, который до конца XIX века несколько раз переиздавал Лермонтова, ни разу так и не включил стихотворение «Прощай, немытая Россия…» ни в одно собрание его сочинений!
   
   Сведений о том, когда это восьмистишие признали каноническим, лермонтовским и стали публиковать в книгах, я, к сожалению, не нашла. Рискну предположить, что это случилось только после революции 1917-го года, когда в бывшей «стране рабов, стране господ» начали строить социализм.
   
   Если верить современному исследователю Павлу Краснову, в советские школьные учебники литературы спорное стихотворение попало лишь в 60-е годы, во время т.н. «оттепели». Тогда его якобы и признали «вершиной политической лирики Лермонтова».
   «В среде литераторов ходят слухи, что «продавили» это решение с уровня ЦК КПСС через Академию наук, – написал Павел Краснов. – Но кто именно стоял за этой идеей, до сих пор неизвестно».

   В общем, трудно (пока!) абсолютно точно сказать, КТО на самом деле написал стихотворение о «немытой России», приписываемое М.Ю.Лермонтову.

   Надеюсь, эту загадку когда-нибудь разгадают!

   Но... как бы там ни было,

   «Судить его нам права нет.
   Ну кто мы перед Миром?
   Не мы, а он несёт нам свет
   Дарованною лирой.»*

   Так пусть же его нежная и суровая Лира ВСЕГДА и ВСЕМ несёт свой СВЕТ Любви, Добра и Разума!

   Примечание-1

   *Строки из стих-я автора Стихи.ру Комбатова.

***
   
   ПОСЛЕСЛОВИЕ

   В наше время строчки о «немытой России», «стране рабов, стране господ» приобрели новый смысл.
   Они стали крылатыми у современных либералов, злопыхателей-русофобов, которые молятся на Запад и Америку, а про Россию, её народ говорят и пишут с издёвкой и пренебрежением.
   «Более сильного литературного аргумента для опорочивания России, чем ссылка на её национального гения, трудно придумать», – считает публицист Алла Кутырёва.
   По словам филолога Павла Краснова, хлёсткие строчки про «немытую Россию» воспринимались бы совсем иначе, если бы про них честно сказали: «Это стихи неизвестного поэта конца XIX века».

   Но кому бы тогда эти стихи были интересны СЕГОДНЯ, когда так активизировались русофобы всех мастей, эти прозападные злобные шавки-пачкуны, только и ждущие возможности… укусить Россию и россиян побольнее!?!
   А тут – САМ Лермонтов, вот ТАК зло пишущий о России!
   
   Вот только ОН ли это?!..

***
   
   А вы как думаете, коллеги?

P.S.
   
   В Интернете я видела три версии «лермонтовского» стихотворения, существовавшие ещё в XIX веке (!) и существенно отличающиеся друг от друга.

   Современную версию знаменитого стихотворения написал литератор и журналист Дмитрий Быков для проекта «Поэт и гражданин».
   Она начинается словами:

   «Ну, что, немытая Россия,
   страна рабов, страна господ?
   Тебя пытался отскрести я,
   но кто ж такую отскребёт?»
   
   Стихи эти… тоже «с душком», не правда ли?!..
   И, в отличие от С.Наровчатова, сказавшего, что стихотворение «Прощай, немытая Россия...» – «эпитафия всей николаевской России», Д.Быков превращает его в эпитафию... СОВРЕМЕННОЙ России!

   А зря! ЖИВЫ мы ещё! И, надеюсь, ДОЛГО БУДЕМ ЖИТЬ, назло врагам!!!

   
© Ольга Благодарёва, 2015

 

   +ПРИЛОЖЕНИЕ .
 
   1.«Главное, что сразу бросается в глаза, вызывает недоумение и внутренний протест, так это оскорбление Отечества – с первой строки.  Лермонтов, дворянин и патриот, с любовью в своих сочинениях отзывавшийся о простом народе, НИГДЕ, ни одним словом не отмечает телесной нечистоплотности низших сословий. «К слову сказать, – пишет П.Краснов, – словосочетание «немытая Россия» если чем и примечательно, так это своей подлостью и переворачиванием ситуации с ног на голову. Уж по уровню гигиены с русским мужиком из самой захудалой деревни, сотни лет мывшимся в парной бане, как минимум, раз в неделю, не сравниться не то, что европейским крестьянам, мывшимся два раза в жизни, но и самым изысканным французским дворянам, мывшимся, в лучшем случае, раз в год, и придумавшим духи и одеколон для отбивания невыносимого смрада немытого тела, и дворянкам, носившим блохоловки».
   Ваш покорный слуга, уважаемый читатель, сподобился после ВОВ, в юном возрасте, побывать в европах, куда занесли нашу семью военные дороги отца. Напоминаю, это была середина ХХ века. В сибирском городке, откуда мы, Сокуровы, родом, едва ли не в каждом дворе была банька (или одна на 2-3 двора). То же – в деревнях.
   В мадьярской же Ньиредьхазе, в галицийском Самборе на первых порах негде было помыться. В отдельных квартирах среднего класса были ванные комнаты, но не сразу стал действовать водопровод. В простонародных кварталах горожане пользовались общими колонками на улицах, плескались на кухне в тазиках. Для селян – речка и колодец, без проблем. Зимой дрова, торф и уголь расходовали только на приготовление пищи и обогрев жилья. Так что вправе было бы воскликнуть: «Привет, немытая Европа!»"

   "...Соотечественники, будьте бдительны и разборчивы! Читайте подлинного Лермонтова – «Родину», «Бородино», да практически всё, что им написано. К столетнему юбилею поэта «Вестник литературы» откликнулся такими словами: «Лермонтов составляет гордость и славу русской поэзии, которому наравне с другими «богатырями пера» обязаны мы крепостью наших национальных чувств… Ведь Лермонтов, бесспорно, был одним из тех поэтов, которые научили нас любить нашу родину и заставили возгордиться ею...». В.О.Ключевский писал: «... вспомните РОДИНУ Лермонтова... Поэзия, согретая личным чувством поэта, становится явлением народной жизни, историческим фактом. Ни один русский поэт доселе не был так способен глубоко проникнуться народным чувством и дать ему художественное выражение, как Лермонтов».
   (Сергей СОКУРОВ. ОСТРЫЙ УГОЛ)

   2.В средневековье Европа жила хорошо, но грязно. Личная гигиена тогда в тех краях вообще отсутствовала. Люди ходили годами немытые и очень дурно пахли. Мытье считалось делом опасным и не нужным, некоторые не мылись вообще никогда. И это касалось не только простых смертных, но и сильных мира сего: королей, королев, герцогов и прочей знати. По этой причине именно в то время и были изобретены духи - чтобы отбивать смрад, исходивший от людей. Вши заедали всех и от них избавлялись ртутью. Умирали от этого пачками, но вшей выводили. А русских считали придурками и извращенцами за то, что они каждую неделю ходили в баню. Темные были времена...
   
   3."Немытой" Европа была в Средние века. Так считают многие. И ошибаются. Наоборот, до XV–XVI веков европейцы все-таки мылись. Непростительно часто — раз в полгода. А в эпоху Возрождения, как ни парадоксально, и вовсе оставили эту «скверную» привычку.