Баня по-чёрному

Сергей Карпеев 3
Пух рассыпчатый, не мятый,
От вчерашнего бурана.
С сеновала над курятней
Пару веников достану.

Проложу тропу в сугробе
От избы до чёрной бани.
Снег по прясла в огороде –
Хоть конём впрягайся в сани.

Выну кованый топорик,
Наколю лучин в растопку.
Туча вьюжной пылью в дворик
Сыпет мерно, редко, робко.

Берестой дымит печура,
Открываю дымоволок.
В поднебесье луч каурый
Прожигает мглистый полог.

Рдеет каменка от жара,
В бане гарь, и дух томится,
Я в предбанник от угара
Выбегаю освежиться.

Только камень раскалился –
Хвать его щипцами в бочку:
Забурлил и паром взвился
Кипяток крутой, молочный!

По тропе иду к колодцу,
Поверну со скрипом ворот.
В пелену Сосняк обвился,
И стоит, как древний Волот.
_______________________________________________________
Чёрная баня – встречается по деревням у марийцев, а также в Вятской области, удобна тем, что быстро протапливается и экономит дрова, особенно зимой, марийцы также часто гадают и ворожат именно в чёрной бане, раньше в черной бане принимали роды, татары же чёрных бань не любят - у них баня только белая,
Прясло – продольные жерди сельской изгороди,
Печура – очаг в черной бане, складывается из особых камней, которые не трескаются от жара, сверху крепят колосники или чугунную решётку, где калят камни или ставят котёл с водой, очаг бывает и кирпичный,
Дымоволок – отверстие в черной бани для выхода дыма в потолке, также открывают оконце, двери, когда очень много дыма, для черной бани готовят осиновые и березовые дрова – от них меньше копоти на стенах,
Щипцы – в черной бане обычно котел на очаг не ставят, поэтому особыми щипцами хватают раскаленные камни и бросают в отдельную бочку – от этого вода кипит и нагревается,
Волот – название великана в славянских преданиях.