Фиренце степ бай степ - день 5 и 6, Сиена и Рим

Ольга Шевелева
36. Электричка в Сиену. 

В Тоскане такая пора –
туманы лежат и не тают,
и зреет хурма золотая,
сияя во встречных дворах,
и ветки безжалостно тянет
к земле, всею тяжесть гнет,
и ждет, когда солнце проглянет,
и ярче еще полыхнет...

37. Повадится собака за возом ходить…

Что ж, выходит, я все та ж:
все мне мало, сколь ни дашь;
вот занес меня в Сиену
неожиданный вираж…

38. Туризмозависимость.

Неразумно и глупо? Конечно! Но в том воля вышняя,
что скитания вирус ношу в себе издавна... Ну,
сэкономлю на необходимом, потрачу на лишнее,
обойду всю Италию, нынче ж с Сиены начну!


39. Альтернативная история.
Ведь история - это же не театральная сцена,
и не переиграешь сначала, и Клио права.
Можно спрашивать: что, если бы победила Сиена?
Или если бы Тверь победила тогда, не Москва?

40. …это маленькая жизнь…

Это будто пограничная такая черта,
и она в любой поездке обязательно есть:
наступает миг, когда ты уже вроде не здесь,
но еще (определенно!) абсолютно не там,
и на всем как будто отблеск этот странный лежит,
ну а ты границу эту даже в мыслях не трожь:
уже завтра ты родишься в свою прежнюю жизнь,
но сперва для этой жизни, как взаправду, умрешь.
И чем лучше провела ты эту жизнь, что дотла
истлевает, рассыпается, подобно золе,
чем ты более крылатой в этой жизни была,
тем сложней себя заставить вновь ходить по земле...

40. Рим. Начало осмотра.

Нет, в Риме конечно же, все офигенно,
и длинная очередь в два километра
ползет, не кончаясь, к собору Сан-Пьетро,
но терракотовая Сиена
средневековьем неумершим веет;
собор полосат на холме высоком,
и площадь, распахнутая, как веер,
заканчивается внизу водостоком.
Здесь улочки узки, и  хочется влиться
в их странные спуски, подьемы, изломы...
 ...А может, ты просто не любишь столицы?
А может, здесь все по картинкам знакомо?
А может быть, ты подсознательно помнишь,
 что вечером - рейс, что денек-то последний...
А может, ты слишком полна впечатлений?
Известно же - полный стакан не наполнишь...

42. Да задолбали, или На крыше собора св. Петра.

Не знаю я, как у других,
что до меня - то, без сомненья,
конкретно в чудное мгновенье –
звонок, и вынесут мозги
с работы, просто за...,
хоть и не так, в Росприроде;
в мироустройственной природе
заложен этот атрибут:
покоя хочешь? Брось работу;
но ездить не на что тогда.
Да ладно, успокойся, что ты,
ну позвонили, вот беда...

43. Это Рим

Но сверни лишь с наезженных улиц и просто взгляни:
это Рим. Погружайся, как в море, входи постепенно;
эти древние здания, что поднимают антенны
в небеса вместо стягов - как могут не тронуть они?
Эти церкви, фонтаны, бутики, пиццерии... Боже,
эти виды, и звуки и запахи с разных сторон;
здесь похоже на все и совсем ни на что не похоже...
Я вполне бы могла не зажабиться сесть на hop-on,
только ехать и слушать не хочется. Определенно
мне по нраву самой пролагать через город следы;
и пойду наудачу, и выйду на площадь Навона,
где мелодия льется нежней, чем дыханье воды...   

44. Эх, а монетку-то!   

Если хочешь, так дурою снова себя назови,
ну а лучше молчи, да и что в оправданье сказать?
Как же ты позабыла, что нужно в фонтан Треви
непременно монетку швырнуть, чтоб вернуться назад!

45. По дороге на вокзал.    

Вечером глаза лишь подними,
и увидишь, как все ниши темные
занимают призраки бездомные,
тени, прежде бывшие людьми.
Где скрываются они при свете дня?
Да и запах выдаст - грязь, моча...
Отчего-то это так меня
зацепило, что не вышло промолчать...

46. По возвращении

Пока я кропаю работу свою,
Верстаю программу, леплю интервью,
И пуст чемодан мой, готовый на вынос в сарай,
Все Рим – странный город, живущий в веках,
С Флоренцией держат меня на руках,
И светит Сиена, еще не утраченный рай…