Серпом по сердцу. Война

Иванюк Ольга Никаноровна
       1942-й год… Война. Страх. Потери. Развалины.
       Мужчин нет: кто на фронте, – в основном молодые, – кто в партизанах. Единицы – в полиции. Староста тоже работал на немцев. В деревне остались только старики, женщины с детьми да инвалиды.
       Мой папа 37-ми лет был партизаном Николаевского отряда 600-го партизанского полка. Мама с пятью детьми осталась дома. На ее хрупких плечах было все хозяйство, все заботы по дому. И вообще в деревне вся хозяйственная работа легла на женские плечи.
       Колхозные поля были разбиты на делянки. Размер делянки зависел от количества членов семьи. У нас была одна из самых больших делянок. Ее нужно было обрабатывать. На руках у мамы было трое малышей – Саша, Майя и Толик, поэтому помочь маме взялись мы с сестрой Ниной (мне был 12-й год, а Нине – тринадцать).
       Помню, что особенно трудно было проводить прополку льна… Зерновые – рожь, ячмень, пшеницу, – убирали серпом. Мы с Ниной выходили жать раньше мамы, пока та хлопотала по хозяйству: не хотели отставать от соседей, – поэтому трудиться нужно было постоянно.
       Серпом я владела плохо – однажды, чуть не отрезала палец. С тех пор сильно боялась даже брать серп в руки, но делать это все равно приходилось. Шрам на пальце остался на всю жизнь…
       Война, что ты с нами сделала?..