Диалог о счастье, семье, бизнесе и всяком таком

Андрей Баранов 3
Двое мужчин сидели за столом, пили чай. Один из них, молодой, другой уже в солидных годах. Между собой они называли друг друга – ученик и учитель.
В этот раз ученик оттягивал разговор, но было видно, что ему не терпится что-то спросить. Учитель видел это, но не форсировал начало разговора – давал возможность ученику собраться с мыслями, подобрать слова и наконец, собраться с мужеством и задать интересующий вопрос.

- Учитель, как ты думаешь, почему одни люди успешнее других? Что является движущей силой, мотивом успеха?
- Движущей силой, мотивом успеха являются ответы на 3 вопроса: зачем (для чего), что и как. Одни люди успешнее других потому, что нашли больше ответов на эти вопросы. Самый успешный нашел для себя все ответы, выполнил все, что они требуют.
- Учитель, а где искать ответы на эти вопросы?
- Только в своей жизни.
- Учитель, я не понимаю, как я могу узнать, зачем мне, например бизнес?  Ответ, конечно, очевиден, я хочу заработать много денег. Но чего-то здесь не хватает.
- Ты же знаешь, ученик, я не бизнесмен, и не в праве давать советы в конкретных случаях в бизнесе. Но, я знаю принципы успеха в жизни, а успех в жизни, конечно, подразумевает и финансовый успех, независимо от условий, будь то работа в найме или свое дело. Ты, наверное, слышал выражение: - «Работает, как часы»?

- Конечно, Учитель!
- Тебе хочется, чтобы бизнес работал «как часы»?
- Разумеется, хочется! Вот только, как это сделать?
- Тот, кто придумал и применил это выражение, выбрал сравнение с часами совсем не случайно. Как ты думаешь, почему именно часы?
- Ммм… Не задумывался над этим. Наверное, по тому, что часы символизируют точность хода дел, без заминок, т.е. все отлажено…
- Чем, по твоему, является бизнес в нашей аналогии?
- Думаю, «часами». Т.е. это механизм, который также точно должен работать, без сбоев. Все части должны быть на месте и выполнять свои функции.
- Много ли ты встречал людей, которые одновременно носят на руках десяток часов?
- Что? Нет. Я «таких»  не встречал в жизни. Я встречал людей, у которых несколько наручных часов и они их меняют в зависимости от стиля одежды и куда именно собираются пойти.

- Понимаю. Как ты думаешь, вся жизнь каждого предпринимателя крутиться только вокруг бизнеса? В их жизни больше ничего нет?

- О! Я понял! Бизнес - это только часть механизма часов!
- С этим ты разобрался, Ученик, молодец. Теперь скажи, какая часть механизма в часах отведена бизнесу? Не слишком ли много? Не слишком ли мало?
- Учитель, у меня в голове каша… Как это вообще можно оценить? Взялся за дело, так делай. Конечно, на это может уходить много времени, особенно на начальном этапе. Да и потом…
- Для успеха в жизни, конструкцией часов, предусмотрено, количество частей механизма и баланс между ними. Как, например, ты поставишь шестерни от «Курантов» в наручные часы?
- Так как же оценивать?
- Конечно по результатам. Если все части на месте и пропорции соблюдены, все сферы жизни процветают и находятся в гармонии.
- И как это сделать?
- У тебя хороший, практический подход к делу, Ученик. Вот только, ты делаешь не совсем по порядку.
- Учитель, я не понял?
- Ты в очередной раз спрашиваешь «как», но ни разу не спросил «что». Тебя научили «как рубить». Ты пришел на площадку и тебе дали топор и задание разрубить пень на дрова – все отлично – раз, и ты справился. Второе задание, разрубить бревно длинной 2 метра по длине. Твое знание «как» тебе мало поможет, т.к. бревно нужно не рубить, а колоть  колуном и клиньями, нужно смотреть на сколько «витой» ствол и есть ли «места захода для клина».
- Учитель, ты хочешь сказать, что для каждого «как» есть «что» и пока не понял «что» можно использовать не то «как» до посинения и результата не будет?
- Совершенно верно.
- Чем тогда является это «что»?
-  Если смотреть на механизм часов, то это конкретные шестерни и пружинки для конкретно этой модели часов. Для бизнеса – это конкретные процессы и действия соответствующие: выбранному виду деятельности, масштабу, стратегии развития и пр.
- Как все это определить?

- Самый простой и эффективный способ на данный момент – взять точно такие же отлично работающие часы (идеальная «картина» осуществленная на практике) и скопировать их. В бизнесе – найти «эталон успеха в выбранной сфере деятельности» и копировать их действия. Таким образом, увидишь и «что» они делают, и «как». Ответ «как» чаще всего полностью не раскрывается т.к. это «технология успеха» - зарекомендовавший себя, порядок успешных действий. Отдать его, значит создать себе конкурента. На практике ты можешь собирать крупицы «как» и выводить идеальную формулу заново для себя. Собственно – это и есть суть работы бизнесмена – найти формулу (технологию) и следить за ее применением без отклонений.
- Звучит достаточно просто. Может ли быть так, что никто до этого не додумался?  Почему тогда так много не удачливых предпринимателей, если все так просто?
- Конечно, додумались! Чаще всего этот принцип применяется в МЛМ (сетевых компаниях) и называется принципом «дубликации». Также применяется при передаче должности на предприятии и пр. Почему много неудачливых предпринимателей? Потому, что они не задали вопрос «зачем».
- Так зачем же человеку бизнес?
- Ответ не прост, Ученик. Каждый вид деятельности, будь то бизнес или работа по найму, есть внешнее проявление, внутреннего стремления человека. Если выбранное дело соответствует предназначению человека (миссии или цели), то человек успешен и счастлив, он легко учиться и справляется с трудностями, решает задачи. Процесс решения задач и успех в этом – по определению и есть удовольствие от деятельности. Вопрос «зачем» довольно частый в бизнесе. Зачем: начинать бизнес, именно этот бизнес, вкладывать деньги и время, зачем мой продукт нужен людям, кому-то покупать мой продукт, мне сидеть на работе сутками, снова обзванивать клиентов (поставщиков, партнеров, банки и пр.) и т.д. Цепочка ответов на эти «зачем», в конечном итоге, тянется к одному – к миссии или личной цели на жизнь.
- Хочешь, расскажу историю?
- Да, Учитель!
История о семейном счастье и миссии.

На кануне новогодних праздников, в городском парке, на лавочке, сидел мужчина. На вид, лет 30, хорошо одет, был похож на достаточно успешного предпринимателя. Он был сильно чем-то опечален. В это время в парке было немного посетителей с детьми, недалеко от его лавочки, видимо один из родителей, собирал снег в «детскую горку».  Через некоторое время, человек решил сделать перерыв в строительстве горки и присел на лавочку, рядом с «предпринимателем».
- Добрый день!
- «Предприниматель» удивленно посмотрел на него, ответил: - Добрый день.
- У Вас что-то случилось? Я могу чем-то помочь?
К своему удивлению, «предприниматель» ответил.
- Меня расстраивают наступающие праздники. Из года в год я пытаюсь устроить дома празднование для семьи, но получается одинаково плохо. Я не знаю, что мне делать.
- Я вижу, Вы деловой человек! Давайте рассмотрим, что и как Вы делали с позиции «задачи - цели».
- Ну, хорошо. Я ехал в магазин, покупал елку и игрушки, продукты, подарки, приезжал в загородный дом, ставил и наряжал елку, складывал под елку игрушки. Позже жена приезжала с детьми. Ну, понимаете, это должен был быть сюрприз и всякое такое…
- Понимаю. Ваши задачи – это покупки и обустройство праздника. Вы справились с ними! Скажите, а как звучала цель?
- Ну, устроить праздник для семьи. Чтобы все было, как положено.
- Спасибо! И я понимаю Вас. Сказать больше – вы и с достижением цели справились!
- Вот только меня это не радует. Чего-то не хватает.

- По мнению каждого человека у него есть несколько областей жизни, которые он считает, на столько важными, что если в них нет порядка, то он чувствует себя несчастным. Каждая из областей увенчана целью. Если все цели объединить – то получаем личную миссию человека, то ради чего он живет, то, с чем он совершенно согласен и отказаться от этого, смерти подобно. Скажите, какой вы хотели бы видеть свою семью каждый день? И что вы готовы ради этого делать?
- Я бы хотел, чтобы моя семья была всегда полной, дружной, здоровой и счастливой. Чтобы мы были внимательны и доверяли друг  другу. Я готов ради этого на все!
- Отлично! Как бы могла звучать ваша цель, на создание праздника, исходя из того, что вы только что сказали?
- Сделать все возможное, чтобы я и моя семья провели самые веселые, интересные и незабываемые новогодние праздники!
- Я думаю, вы уже знаете, как это осуществить? 

- Да. Я все делал не так! Я не поеду за елкой и игрушками один – мы это сделаем все вместе! Мы будем наряжать елку вместе, готовить вместе, а затем, мы будем участвовать в поисках подарков. Я уже предвкушаю, как нам будет весело! Спасибо Вам за помощь!
***
- Учитель, правильно ли я понял, что эта история и о бизнесе?
- Эта история о любой из тех «областей жизни».
- То есть, если бизнес не идет в гору, если он «завис» на определенной точке или рушится – то в первую очередь нужно смотреть на правильность цели?
- Совершенно верно.
- А цель(и) в бизнесе не могут быть верными если они не привязаны к личной миссии?
- Да. Но, конечно, бывает, что человек успешен в бизнесе, просто потому что умеет зарабатывать этим способом. Об  удовольствии и счастье речь не идет, просто потому, что он зарабатывает деньги ради денег (вещей).
- Так что же получается бизнес не ради денег?
- Бизнес ради денег иначе это не бизнес! Вопрос – для чего деньги?
- Мы снова возвращаемся к личной миссии. Бизнес – это просто любимый способ заработка еще и удовольствие приносящий, который финансирует исполнение миссии.
- Да, это так, Ученик. Думаю, ты готов ответь на еще один вопрос: - Кем в нашей аналогии с часами являешься ты?
- Ну, если часть механизма это бизнес или работа, часть это семья, еще есть другие важные части жизни и все это касается меня, то, думаю, я и есть эти часы целиком.
- Часы требуют время от времени внимания: их нужно чистить, заводить, носить или менять батарейку, следить за точностью хода, если нужно менять дату, подводить стрелки, ограждать от ударов и попадания пыли.
- Я понял, Учитель! Я не часы. Я тот, кто выбрал часы и носит их!

- Тогда ответь Ученик, как ты выбирал часы? Ты выбрал: красивые, модные, дорогие, дешевые, сломанные, противоударные, механические, электронные или те, которые соответствуют твоей идеальной картине жизни, твоей миссии? Эти часы делают тебя счастливым? Ты готов нести эти часы, выдержать их темп хода? Ты готов в каждый момент БЫТЬ человеком, который создает и поддерживает идеальное состояние часов?
- …