Озеро Светлояр, град Китеж

Сергей Карпеев 3
В этом рассказе мы остановимся на  самом знаменитом озере междуречья Ветлуги и Керженца, и на самом знаменитом озере средней России - на легендарном Светлояре!!!
Всякий человек не раз слышал легенду о скрытом граде Китеже и чудесном озере Светлояре! Как скрылся от отряда Батыя град святых и непорочных людей на дне святого озера.
Много легенд бродит в этих краях!
А ведь ещё полтысячи лет назад в дремучих лесах этого края жили мари (марийцы), а по северу нынешней Руси: от Балтики до Уральских гор простирался финно-угорский пояс родственных народов: коми, карелы, чудь, мерь, мещера, берендеи, мари, мордва, удмурты, пермяки, ханты, манси и т.д.
Множество географических названий средней России свидетельствуют об этом, в том числе, обращает внимание на себя окончание озер: -яр, -ер, имеющие явно марийское происхождение. Именно у западных мари озеро называется: яр, например, расположенные рядом со Светлояром озера – Нестияр, Патьяр, Кузьмияр, Изьяр, Ардинское, Морьяр, Юронское  и т.д.
Нельзя не упомянуть названия рек в Нижегородской области, которые очень часто имеют финно-угорские корни, и также прямое происхождение из марийского языка.
Вот лишь краткая подборка наиболее явных примеров: Ветлуга, Пижма, Урень, Люнда, Юронга, Кудьма, Керженец и т.д.
(что интересно: корень в реках Ветлуга и Вятка – одинаковый, финно-угорский, от марийского слова: вюд, или удмуртского: вят  –  то есть вода).
Таким образом, топонимика Нижегородского края даёт нам с полным основанием называть междуречье Керженца и Ветлуги – марийской исторической землёй! При этом и название озера Светлояра – явно марийское, и исторически известно, что владимирский князь Георгий, основавший на его берегу град Малый Китеж, прежде разрушил здесь марийское языческое капище.
Потом уже было татарское нашествие, от которого легендарный Китеж исчез под водой!
Следовательно, эти места обладают особенными энергиями, если здесь переплетаются следы финно-угорских, тюркских и славянских народов!
Озеро Светлояр:
В Воскресенском районе Нижегородской области, около села Владимирское (по-старому - Люнды) расположено озеро Светлояр. Согласно легендам некогда на его берегу стоял город Китеж. Не совсем ясно, что именно случилось с городом. Он то ли остался на месте, но сделался невидимым, то ли ушел под воду, то ли провалился под землю. Но до сих пор еще люди видят отражения города в озере и слышат колокольные звоны его церквей. Так говорят.
По легендам, праведному человеку видится этот город – со стенами, куполами храмов, крышами больших домов.
А есть люди, которые встречались с пришельцами-китежанами, как бы в тонком сне, не наяву. Так, по преданию, один человек заснул около озера, и ночью его посетил некий старец, который открыл ему будущее…
Конечно, самые яркие видения бывают на берегах озера от дня летнего солнцестояния до Ивана Купалы (7 июля по новому стилю).
Исконная местная мифология вырастает прямо из языческих культов, бытовавших на Светлояре с древнейших времен. И самое интересное - в ней отнюдь не легенда о Китеже, скрывшемся от Батыя на дне озера.
Это довольно поздний миф, оформившийся не ранее 17-го века в среде заволжских раскольников и записанный в "Китежскои летописце". Тексте, не имеющем практически никакого отношения ни к каким историческим реалиям, но зато - имеющем отношение к быту самих раскольников, чья жизнь была постоянным ускользанием (хотя бы и в смерть) от властей. Так вот самое интересное здесь не раскольничьи легенды, а их происхождение. Ибо - если уж говорить о чем-то, ушедшем (в подполье) и ставшем почти что невидимым, то - надо говорить о религии, которая была на Светлояре до прихода христианства.
Павел Мельников-Печерский,  который и запустил в широкий оборот легенду о граде Китеже,  начинает четвертую часть  своего заволжского эпоса "В лесах" с подробнейшего изложения мифа о том, как бог Ярило полюбил Мать Сыру Землю. Совокупившись, они породили все живое на земле. При этом Ярило для Мельникова-Печерского - абсолютный синоним Купалы.
Так это на самом деле или не так, вопрос спорный, однако известно, что ежегодные собрания старообрядцев на озере Светлояр происходили как раз на Купалу. Правда, раскольники совсем не приветствовали купальские игрища, но всё же сами молились березам.
На светлоярских сходках был обычай приносить с собой иконы и, развесив их на деревьях, молиться. Получалось довольно двусмысленно: молишься иконе, но одновременно - и дереву.
С ними вместе молились и марийцы, которые обязательно посещали это озеро, так как тут располагалось их святилище – кюсото.
До сих пор среди паломников на берегу Светлояра можно увидеть и марийцев, отличимых как по одежде, так и по разговору.
Вероятно, те невидимые языческие божества, которым молились, молясь православным иконам, и представляют собой некий таинственный Китеж, особую духовную реальность около этого озера.
На Светлояре от преследования чужих богов скрылся целый пласт народной культуры. И не столько русской, как финно-угорской. До Русских здесь жили предки Марийцев. 
По берегам реки Люнды стояли дубовые идолы, росли священные рощи.
Разумеется, не вся местные язычники ушли.
 Многие остались. Их и сейчас много по деревням, особенно - за Ветлугой. Я ездил по тем деревням. Местные люди (и марийцы, и русские) даже не осознают до конца, насколько они древопоклонники. О чем с ними ни заговоришь, они обязательно повернут на лес, деревья или древесину. Дерево им - как родня.
 Много тайн скрывает Светлояр, но полюбил я его за особую атмосферу лесного озера, где нет суеты и шума, и таких озер в том краю великое множество!
Рядом же озеро Нестияр, где есть легенды про клады и летающую церковь.
Озеро Большое Плотово с нечистым (проклятым) местом.
А вдоль реки Люнда раньше проходила Батыева тропа, которую местные старожилы помнили ещё в начале прошлого века…