Трагедия ГГ или Исповедь Светлокожего Вдовца

Василиса Беллами
Прекрасного воскресения, дорогие Горожане! Сегодня мне бы хотелось рассказать вам об одном из самых противоречивых романов шестидесятых. Если вам по душе сложные композиции и интересный сюжет, яркие образы и всеохватывающие чувства, неожиданный финал и внутренние монологи героя, не проходите мимо – сегодня мы поговорим о романе Владимира НАБОКОВА «ЛОЛИТА».

Первоначально роман был написан на английском языке, а впоследствии переведен на русский (автором) и многие другие языки мира. Сегодня роман не теряет своей актуальности и стоит одним из первых произведений в списках книголюбов, однако экранизировать его отважились лишь два режиссера: Стэнли КУБРИК (в 1962 году) и Эдриан ЛАЙН (в 1997 году).

По сей день некоторые литературные критики и посредственные читатели называют Гумберта растлителем. Я принадлежу к противоположному лагерю. Все внутренние монологи Г.Г. обращены к читателю: он кается, винит себя, оправдывается, как перед судьей. Читатель – всегда судья. И Гумберт раскрывает свою душу перед ним. Нельзя называть Г.Г. растлителем, потому что на протяжении всего романа Лолита растет, ее характер меняется, а вместе с тем растет и меняется любовь Гумберта:

--> Ло – насмешливое влечение к девочке с плохими манерами и лукавым взглядом, привлекательной неопрятностью и рыжими косичками, дочке женщины, у которой он снимал комнату;

-->Ли – демоническая страсть после долгожданного приезда Долорес домой, страсть к девушке с неким опытом, полученным в лагере наряду с элементарными понятиями о поведении в обществе и спорными манерами подрастающей леди;

-->Та – зрелая любовь к женщине, любовь, готовая пройти любые преграды и простить все недомолвки, обман и даже чужого ребенка под сердцем.

Гумберт не первый мужчина в жизни Лолиты, но первый, кто полюбил ее. Ее клеймо прелюбодеяния, нелюбимое воспоминание из детства.

Он был безупречно одетым Гумбертом, вечно молодым и полным энергии. Гумбертом, полным отталкивающе-притягательной харизмы, Гумочкой для нее и ее матери – Гейзихи, Г.Г. для самого себя и неисправимым романтиком для каждого из нас.

Гум-бер-т: верхняя и нижняя губы смыкаются в непродолжительный поцелуй и растягиваются томным английским yeah, после которого язык в изнеможении падает на зубы.

Психологическое потрясение в возрасте начального полового созревания – смерть его первой возлюбленной – повлияло на дальнейший выбор господина Гумберта.

Аннабелла Ли – первая любовь Г.Г. Она – прообраз Лолиты, утерянный героем в далеком детстве. Если бы не было Аннабеллы, в воображении Гумберта не возникла бы первоначальная симпатия к Лолите.

Аннабелла – его потерянный рай, запретный плод, после вкушения которого душа Гумберта осталась в отрочестве, а тело было изгнано в земное существование и дальнейшее физическое развитие.

Г.Г. хотел найти в Лолите те чувства, которые отдавала ему Аннабелла. Но Ло не была ею, за исключением лишь внешнего сходства. Лолита обладала изменчивым характером: то была слишком холодна, то чересчур эмоциональна. В силу этой изменчивости Ло управляла их с Гумбертом раем. Ло – еще до конца не оформившийся подросток, – она ставила условия в этом союзе.

Это была, что называется, самая нормальная любовь между людьми противоположного пола, любовь со всеми ее капризами. В случае Лолиты Гумберт был мифическим мужчиной с обложки, детской мечтой, при соприкосновении с которой юная Ло охладела, как и все дети ее возраста, к предмету своего обожания...

В романе есть поистине отрицательный герой: Клэр Куильти. Он выступает в роли «плохого» Гумберта, в которого влюбляется Лолита. Однако, она вскоре понимает, что совершила ошибку и сбегает от него.

Гумберт, снова потерявший свою возлюбленную (как это с ним случилось в далеком детстве), находит Куильти и жестоко убивает его. На момент записок о жизни с Ло Гумберт находится в тюрьме. Он так и не дождется своего приговора и умрет в камере предварительного заключения от сердечного приступа, а Лолита скончается при родах.

Не только у Гумберта, но и у читателя к развязке романа просыпается еще до конца неоформленная мысль о том, что Долорес так и не оценила чистых помыслов Г.Г.

... Говорю я о бесконечных поездках из одного города в другой, совместном выполнении домашних заданий, заплетании милых рыжеватых косичек, записей в дневнике Гумберта – о каждом моменте их пребывания вдвоем, всплывающих в моей памяти.

И это единственное бессмертие, которое Г.Г. и Ло могут разделить друг с другом.

Виолетта Гурина специально для #РИНХбург #РГЭУ #РИНХ #RSUE