Ювелирное изделие. Кольцо Мишеля

Рафаэль-Мендель
                Из цикла " Шедевры
                мирового искусства".

Недавно мне позвонил знакомый антиквар.
- Зайдите! – сказал он. – Для вас кое-что есть.
Зная, что этот человек не бросает слов на ветер, я выкроил пару часов из своего довольно плотного рабочего графика и поспешил к нему.
Антиквар не стал меня долго томить. Он вытащил из шкафа небольшую коробочку и произнёс, таинственно понизив голос до шёпота:
- Вот, полюбуйтесь.
Я открыл коробочку.
Там лежало золотое кольцо с изумрудом.
Камень был очень красивым, необычного тёмнозелёного оттенка и очень странной ромбовидной формы.Да и само ювелирное изделие отличалось богатством густоты насыщенного металла и смотрелось очень солидно.
Я взвесил кольцо на руке, оно было достаточно тяжёлым. Попробовал надеть на палец. Не вышло, кольцо, очевидно, предназначалось для маленькой ручки, скорее всего, женской.
Вопросительно уставившись на антиквара, я спросил:
- В чём тут дело? Думаю, что кольцо с секретом.
- Ещё с каким! – продолжил мою мысль антиквар. Он повернул кольцо, и я заметил, что по ободку идут какие-то буквы.
- Возьмите лупу! – подсказал антиквар. Последовав его совету, я с удивлением прочитал следующее: "В минуты любовного угара. Мишель".
- Мишель? – переспросил я.
- Ну да! Мишель.
- Какой Мишель?
- Тот самый.
Я глядел на антиквара с недоумением.
- Неужто вы хотите сказать…
- Да, - серьёзно ответил он, и достал с полки очень старую, всю покрытую жирными пятнами, потрёпанную тетрадь.
- Потом прочтёте, - заметил он, видя, что я рванулся к тетради, - сначала я кое-что вам расскажу.
Его короткое повествование было удивительным и настолько необычным, что я ему не поверил.
 - Посмотрите снова на кольцо, - начал он, - много ли вам доводилось видеть в жизни таких колец? Согласитесь, что это произведение искусства. Даже шедевр.
Мне пришлось согласиться.Кольцо было уникальным.
- Это работа очень известного в Европе ювелира. До сих пор непонятно, как она попало к Лермонтову.
Я вздрогнул, но промолчал.
- Вы помните, - продолжил антиквар, - как наш замечательный поэт отомстил Екатерине Сушковой за былую холодность и насмешки?
- Да, - ответил я, - он влюбил её в себя, а потом посмеялся над пылким чувством.
- Правильно! – одобрил меня антиквар. – Там была в ходу целая система обольщения. Одним из её звеньев и явился этот подарок – кольцо прекрасной старинной работы с гравировкой. Говорят, Сушкова очень дорожила этим кольцом. Но когда обман раскрылся, она поручила одному из слуг снести подарок Лермонтова в ломбард.
Я напряг внимание.
- Кольцо трижды поменяло владельца и выплыло через полсотни лет в Пензе. Его владельцем оказался богатый откупщик Саватеев.
- И что?
 В Пенза жил разночинец Сушкин, занимавшийся жизнью и творчеством Лермонтова. Кстати, мой дальний предок, - скромно добавил антиквар.
- Дальше! – потребовал я.
- Сушкин  был знаком с Саватеевым и вхож к нему в дом. Однажды он увидел кольцо, заинтересовался легендами, окружавшими его и, вдохновившись, написал и опубликовал работу "Кольцо Мишеля". Вот она, - антиквар показал на тетрадку.
Увидев, что я пытаюсь раскрыть рукопись, снова резко сказал:
- Потом прочтёте! Дослушайте мой рассказ. Литературная общественность приняла публикацию Сушкина в штыки. Его обвинили в некомпетентности. Главный аргумент против: никто никогда не слыхал, что у Лермонтова мог быть столь дорогой и уникальный предмет.
Последовало несколько разгромных статей. Сушкин сник. А так как здоровье у него было не блестящим, обострилась тлевшая в нём чахотка, то он вскоре скончался.
- А кольцо?
- Кольцо было у него.Откупщик Саватеев дал драгоценный предмет Сушкину на время, но вскоре сам погиб – несчастный случай на охоте.
Кольцо и рукопись много лет хранились в нашей семье.Сейчас я единственный наследник и хранитель этих вещей.
- Что вы хотите от меня?
Антиквар долго не отвечал.
Потом сказал:
- Я хочу, чтобы вы доказали, что это кольцо Лермонтова, а потом мы подарим его музею поэта.
- Попробую, - ответил я, - но сначала нужно прочесть рукопись.
- Идите! – произнёс антиквар. – Желаю вам успеха.
Рукопись была слабенькая. Чувствовалось, что Сушкин – птица невысокого полёта. Аргументы меня не убедили. Я уже хотел возвратить тетрадку антиквару и извиниться за то, что не смог поверить в подлинность этой истории.
Но неожиданно он сам позвонил среди ночи.
- Украли! – закричал антиквар не своим голосом.
- Что украли? – почуяв неладное,- спросил я.
- Кольцо Мишеля. Очень странная история. Вместо кольца оставили записку следующего содержания: "Дуракам закон не писан. Кольцо вернулось к хозяину". И подпись: "Мишель Лермонтов".
- Что? – закричал я в свою очередь. – Сейчас приеду!
Мы долго вертели лист старинной бумаги.
- Вы знаете, шёпотом сказал я, - это ЕГО почерк.
Антиквар схватился за сердце.
Прошли годы. Уникальное кольцо – шедевр ювелирного искусства - исчезло бесследно.
Недавно я вспомнил эту историю, и сами собой родились стихи.
Вот они.

Я видел этот миг,
Они стояли рядом,
Мишель надел ей на руку кольцо.
Потом сказал:
- Люблю вас,
Вы награда
За те насмешки,
Что терпел юнцом.
Кольцо бездонной прелестью сверкало,
Горело изумрудным колдовством.
И Катя пылко вдруг поцеловала
Корнетика с насмешливым лицом.
Что будет дальше?
Разразится буря!
Кто станет жертвой или подлецом? -
Но ветры безнадёжности задули
Пустую память
С горестным кольцом.
                Рафаэль-Мендель
                7 ноября 2015г.