Японский сонет или от простого к сложному

Японский Сонет
СОДЕРЖАНИЕ (от простого к сложному):

1.  Японский сонет (дактиль) и его вариации
2. Алеаторика (техника совмещения и растворения), японский сонет (ямб) и вариации сонетного канона (сонетная матрёшка, сонетный верлибр)
3. Темперация



1. ЯПОНСКИЙ СОНЕТ (дактиль),  и его вариации

Японский сонет - твёрдая поэтическая форма: стихотворение из десяти строк, образующих два трёхстишия-терцета и одно четверостишие-катрен. Основным стихотворным размером для японского сонета является дактиль.
Метрическая схема:

—; UU|—; U
—; UU|—; U U|—;
—; UU|—; U

—; UU|—; U
—; UU|—; U U|—;
—; UU|—; U

—; UU|—; U U|—;
—; UU|—; U
—; UU|—; U U|—;
—; UU|—; U

     Японский сонет, или русский альбомный сонет в восточном стиле, появился в 2006-м году в России и очень быстро нашёл своих сторонников и свою аудиторию.
     Давно известно, что «по образцу традиционных твердых форм могут создаваться и новые, нетрадиционные. Однако для того, чтобы они ощущались в качестве таковых, нужно, чтобы такие стихи или производились сразу в большом однообразном количестве, или имели достаточно четкое и сложное строение, легко воспринимаемое как формальное задание. Лучше всего для этого годятся рефренные формы». (М.Л. Гаспаров)
     Рождение данной рефренной формы тесно связано с японской поэзией хайкай-но рэнга (нанизанные строфы), но, в отличие от хокку (первой строфы, как правило 36-ти строфного произведения), были взяты первые четыре строфы или десять строк. За счёт этого расширились возможности внутреннего наполнения миниатюры. Теперь, кроме пейзажных строк (ба-но ку), автор может, не нарушая канонов, описывать, как от первого так и от третьего лица, человеческие чувства (ниндзе-но ку), использовать переходные фрагменты, имеющие неопределенно промежуточный характер (енкумэ).


Примеры:

*** 
 Что мне заботы?
 Или затменье Луны?
 Мёртвые осы?
 
 Сладкие соты
 мёдом и счастьем полны -
 Щедрая осень...
 
 Льётся целебный янтарь
 в горькую душу -
 другом мне присланы в дар
 Пёрышко с тушью...
тушь (автор: Осеева Светлана)

***
В небе высоком
Кру’жится тихо перо
В плавном паденьи.

 Юг так далёко…
 Будет родимый порог
 Ждать возвращенья.
 
 Сквозь расстоянья, года –
 Путь хоть и труден –
 Птицы вернутся всегда.
 Птицы - не люди/
(автор: Лавров Дмитрий )



Вариации. Новое обязательно имеет продолжение, вначале такое же шутливое, с добавлением элементов комбинаторной поэзии:

*** Японский сонет бабочк (теле-акро-стих)
 
 .............красные на ветках...............
 ....чёрный обугленный лес,…..................С...................сказочный дом ледяной....
 ..рухнувший ангел..
 ты ищешь остро
 ..в царстве запутанных троп....................П...................пахнет морозным бельём..
 .....здесь только в небо......
 .............руны молчат о Тебе,....................Е.......есть только нежность и боль.........
 ..........и только пишешь.......
 ............знает дороги твои.........................И...........................имя своё на снегу,.......
 ...........................в каменном мире............Е........если Ты — вечность.......................
.
(автор: Осеева Светлана Киев-Крым)
 


придумывается техника совмещения:

*** японский сонет-коврик

В комнате пусто............................за день не распутать теней.
Спелой черешни следы...........................пара косточек, ветка
На белом блюдце.................лежат рядом с мятой салфеткой.
В комнате тихо...................................... Завяли цветы на окне.
Из равнодушных вещей.......................можно выделить шкаф.
Вытекло время.........................из зеркала на пыльный коврик.
Шмель между рам высох весь................Это было во вторник
Осень на крыльях,................................покорная смерти душа,
Тронешь - и хлынут дожди................сквозь бордовые шторы
Прямо из стёкол...............................на то, что живёт не спеша.
.
Климов (Москва)



придумываются хоры (интертекстуальные аллюзии с диакросонетами на "Книга песка", "Линия стона", "Обсуждение" и "Думая вслух" Х.Л.Борхеса)


Моя коллекция понятна не каждому. В ней (КоЛьца из льдинок,) с тончайшим рисунком
букв, которые складываются в выражения: (Не Искушай мир песков) или Помни ураган
рождённый крыльями прозрачных бабочек, (ИзНеможеньем) и утраченным началом дней.

В ней огромные идолы, пугающие видящих (ГлИняной тенью), а слышащих - разговором
о Словах, падающих с каменных губ. В ней (Ад Якорей-полуснов) с летучих голландцев и
шелковые паруса ловящие ветер и поющие (ПеСни рожденья) голосами херувимов и птиц

В ней много всего, но всё это разнообразие (ЕсТь не ответ, но печаль…) Густые кудри той,
кто приходит раз в сто лет… В чьём сердце (СтОн и измена) смешались с верностью ночи
и смехом до слёз. Так тают льдинки. И всё (КоНчено… Рвётся... Не жаль...) Старые книги
не открыть на пожелтевших страницах, нет. (АлАя лента) зари,- огромный бант над миром.

Алексей (Москва)


В одном из летних дней хранится крик, (ДрОбь барабанов), медные трубы запоминают звук ветра.
Темнеет в отдалённых углах вселенной (УмБра непрожитых лет), вылупилась из кокона звезда-
бабочка с крыльями дракона, перепутав (МеСто с моментом). Смеющиеся серебряные шелкопряды

падают с неба нитями седого дождя на (АлУю ленту) заката. Их никогда не бывает жаль. Осы,
запутавшиеся в волосах Ариадны спят. (Я Же вплетала в рассвет) дороги к старому лабиринту,
в котором чувство страха окутано эхом. (ВиДимо, рано.) Зелёные птицы ткут из листьев платана

зелёный парус, чтобы любоваться через (СтЕны прозрачные для) рыб на то, как плывёт корабль,
под прицелом сверкающих на солнце (ЛиНз и биноклей.) Роза ветров лежит на ступеньках
дворца, не вянет, удивляется тому как (УчИтся дождь у огня), как крошечные морские волны
вылизывают берег. Тысячелетнее дерево (ХлЕщет по окнам) чёрными ветвями. Стон Минотавра.
.
Татьяна (Санкт-Петербург.)



2 АЛЕАТОРИКА (техника совмещения и растворения). Японский сонет (ямб) и вариации сонетного канона (сонетная матрёшка, сонетный верлибр и другое)


*** Спецэффекты (автор: Ладошкина Татьяна)  (текст справа вынесен для понимания используемой техники)

Здесь тянутся тени за вором последних минут.....................................тянутся тени
Всей тусклой толпой по камням, по комкам глинозёма,.....................тусклой толпой по камням
Ложатся на пятна от снега страной незнакомой...................................пятна от снега

В канавах и рытвинах тех будто только и ждут,

Чьё время заметно длиннее, чем время песка,.......................................время заметно
Что в лапах ручных черепах рассыпается с блеском............................в лапах ручных черепах
Тьма в старых телегах скатилась до жанра бурлески,..........................в старых телегах

Не этих ли странностей снег прошлогодний искал?

Лишь днём духовые звучат. Скалит зубы тоска,...................................днём духовые звучат
Чтоб струнные ночью щипались, как кислый щавель,...................…..струнные ночью
Весь чертополоховый чат будоража рефреном.....................................чертополоховый чат
Что ж сплетни сорочьи пророчат аншлаг откровенно..........................сплетни сорочьи

Для П.Витгенштейна? Был так механичен Равель...

 Под ель в шемизетке - мешок, на макушку - богов,
 Пусть в позднем подарке осин экзорцистом походит,
 Но к Новому году наденет наряд по погоде -

 Простую фелонь горностаево-белых снегов.

 Над рощей газетной взлетят легкокрылые утки,
 И вырез берёзовых спин обнажит синеву...
 Там низкая мода? Тогда я её и зову

 На подиум пня, - воплощение смеха без шутки.

 Он выстелен кожей змеи и дыханием птиц.
 Как бубен шамана стучит заходящее Солнце.
 Об первое платье зимы так легко уколоться,
 А сон тарлатана растянут на сотню страниц,

 До таянья снега, до счастья цветения вишен.

 Про жизнь табуретки так много никто не напишет...
 Её заторможенность вызвана тяжестью тел,
 За резкостью линий видна нескончаемость дел,

 Нехитрая суть и отсутствие тяги к престижу.

 Всё ж скрещены пальцы часов... То ли лгут, то ли нет?
 Меж неуязвимейших сил они всех уязвимей.
 Из дикой малины варенье невообразимо,

 Как крестик аптекаря яркий насыщенный цвет.

 Жаль, гений легко совместим и с bluetooth облаков,
 И с чёрным злодейством дымов без огня под собою.
 По-прежнему шепчет волна валунам под Луною
 Хит о спецэффектах при чтении длинных стихов.


 Тянутся тени
 Тусклой толпой по камням,
 Пятна от снега.

 Время заметно
 В лапах ручных черепах,
 В старых телегах.

 Днём духовые звучат,
 Струнные - ночью.
 Чертополоховый чат,
 Сплетни сорочьи.


 Ель в шемизетке, -
 Позднем подарке осин
 К Новому году.

 Рощей газетной -
 Вырез берёзовых спин.
 Низкая мода?

 Выстелен кожей змеи
 Бубен шамана.
 Первое платье зимы -
 Сон тарлатана.


 Жизнь табуретки
 Вызвана тяжестью тел,
 Резкостью линий.

 Скрещены пальцы
 Неуязвимейших сил
 Дикой малины.

 Гений легко совместим
 С чёрным злодейством.
 Шепчет волна валунам
 О спецэффектах.




СОНЕТНАЯ МАТРЁШКА (техника совмещения)


*** Вечность на папирусе (автор: Машукова Лариса. Минск)

 Горячий Ра падет на белый храм,
 Свои ладони разрезая Нилом…
 Сто лет под солнцем высыхать чернилам…
 Мне проще верить звездам, чем пескам…

 Ведь им не больно – вечность не болит…
 И с черепками сонные рабыни
 Сметают со ступеней чье-то имя…
 Молчанье сфинкса… эхо пирамид…

 Прости за смелость смертных… хоть на миг…
 И лишь позволь мне, избранной богами,
 Любить тебя веками и ветрами,
 Моя царица! Нежно с губ твоих
 Лакать, как кошка, сон, и стон, и крик…
 И таять на папирусе стихами…


*** Спящая (автор: Ладошкина Татьяна (Санкт-Петербург))

Взлетает скарабей с навозных куч,
Раскачивает ветер комариный
Замок на замке цвета мандарина,
В котором спит царевна  Лунный Луч.

Сто лет без часа пруд в саду горюч,
Стоит под  дверью  в радугах бензина...
Заглядывает в окна и корзины
Не принц, - садовник, - подбирая ключ.

Горячие, как звёзды в летний день,
Сажает розы на рога олень
То семена, то ветки, то колючки...

В костёр бросая бронзовую тень,
Сухие листья памяти не лучше.
Ещё немного, и начнётся тлен.



*** Ворота Ста Печалей (автор: Фоминов Глеб (Моск.область))

Былая жизнь - лишь канитель пустая,
Знакомый дом, я снова перед ним.
Играло солнце, «Ming» лучом косым
В узорах черепицы выжигая.

На крышах пагод тени замирали,
Безмолвный идол всё смотрел сквозь дым.
Янтарными слезами глаз пустых
Напрасно плакал тигр на чёрной шали.

Что там в углу за ящик, может быть,
Покрытый лаком гроб моих желаний?
Кто вспомнит утром сказки или быль

Погасшей лампы? Кончен век короткий
Драконов мыслей и воспоминаний,
Им было тесно в черепной коробке.



*** По книге мёртвых не узнать о ней (автор: Коловерников Николай)

По книге мёртвых не узнать о ней,
Хоть в каждой строчке есть её дыханье.
Замёрзшей птицей на изломах дней,
Лежит в снегу у дома вечер-тайна...

Её перчатка чёрная легка.
На ветках иней призрачно-воздушен
Похож на танцовщицу из Дега,
Из синей сказки в окнах Мулен-Ружа.

На лодке льдом пленённой не сбежать.
Ей не спуститься венчанною небом
В низовья долгой ночи там, где слепы
Надежд декабрьских сны и благодать.
Туда, где можно бесконечно ждать,
Но некого кормить горячим хлебом.


*** Восток с пыльцой крапивниц (автор: Евгеньева Елена)

Крапивница из рода нимфалид
Наколкой на обратном виде сердца
Едва заметна по размаху терций.
Запястий вязь сиамских не болит -

Двудомность жгуча. Едкий синий дым
Укутал сваи северных пилонов.
Бездомный ветер - фраер-каталонец
До ближней тучи нёс свои следы.

В полнеба мост шуршаньем тишины -
Летучей мыши тенором Альфреда.
Пролётной диафрагмой тень альбедо
Взлетает выше пагод, что видны
С чешуек. Римский мост в Толедо
Восток с пыльцой крапивниц породнит.



*** Искать тепла...  (автор: Голованова Ирина (Германия))

На тонких ветках изморозь с утра,
Осенний день прощания короче,
Тепло уходит, холоднее ночи...
Твоих шагов не слышать лишь вчера
Так было просто. Призрачен покой.
Забытый зонтик у закрытой двери -
Всего лишь повод вспомнить о потере.
Зима все ближе, ледяной рукой
Виски покроет снегом и никто
Искать не станет повод встречи лишний,
Тепла в ушедшем лете...Только слышно
Слепая память мнет в руках листок
И видно - пса разорванным пальто
Под фонарем пригрел замерзший нищий...


*** Сентябрь  (автор: Наталья Стикина (Усинск))

Дожди… И снова рыжий мальчуган
Сентябрь стреляет в небо из рогатки.
С площадки детской, с радужной лошадки
Не слышно больше смеха «могикан»…

Пусты качели, как и мой карман.
Сменив полёты в небо на перчатки,
На тёплый шарф и зонтик, без оглядки
Прощаю лето, павшее к ногам.

Встречай же снова осень, город мой!
Соседский дворник, с видом командора,
Открыл сезон охоты, с ветром споря,
На листья клёна с красной бахромой.

Мальчишка рыжий, поспешим домой!
Откроем солнцу дождевые шторы.


*** Воля к жизни...  (автор: Чембарцева Виктория. Кишинёв)

Зеркальный лёд не выдохнул тепла…
Чужим лицом застыло отраженье.
Немеют губы и блуждают тени –
утерянные перья из крыла.

Оплачет осень судьбы хрупких птах,
и жизнь угаснет солнцем при затменьи.
Им не успеть вернуться, без сомненья
уснут навеки в зимних берегах.

Но воля к жизни больше, чем судьба,
и хватит силы в слабости ладоней
поверив, задержаться в тихом звоне –

в подлунном мире бьют колокола,
и слышатся за вдохом, в слабом стоне
в молитве обращённые слова.



*** Не верит дождь (автор: Плеханов Евгений. Киров)

не верит дождь в невозмутимость лип
прощаясь, лето сбрасывает платья
греша на память и зонтов распятья
в лугах оставил эхо ветра скрип

бродячий филин залетел в окно
в квадрате неба не найдя свой угол
погнавшийся за солнцем, от испуга
растаял полдень титрами кино

листами золотыми пахнет дым,
гордится осень тёмными ночами,
раскладывая паззлы, одичали
в траве зелёной пчёлы и цветы…

как далеки те дни, когда вначале
был просто май, в котором только ты


*** Дождливый вечер (автор: Карп Таня)

Вчера пропали звезды на заре,
их день прозрачный в суматохе ищет,
дождливый вечер, разбирая письма,
не знает, что потерян в сентябре
мой яркий зонтик. Вновь покинул дом
любимый мальчик, ловит грустью лица,
внезапно стал прохожим, чтобы скрыться
в толпе безликой в городе чужом.
Бросает в спину ветер копья слов,
обрывки истин, вписанных межстрочно,
холодный жемчуг встречи, серебро
опавших листьев разрывая в клочья,
как будто ими в предстоящей ночи
он сможет души воскресить костров.



*** Уснувшему (Будашко Виталий. Одесса)

напрасным утром умер старый друг,
запрятав тело в хламе за сараем…
пожухло солнце, задержавшись вдруг   
в созвездьях душ взлетевших, остывая…

тепло оставив, зренье, голос, слух
на случай жизни, неизвестной стае, –
в застывшей глыбе моря мутный круг, –
пузырь воздушный с отголоском рая,

последний выдох ветру и траве
доверит слово, сказанное первым,
чуть колыхнув пространство в синеве

у дна морского шевельнутся перлы…
куплю щенка на рождество себе,
ошейник есть…, и миска…, и консервы…


-------------------------------------------------  Пример (более сложной) техники  растворения 


*** Непогодное (автор: Кантина Татьяна. Челябинск)

Усни, не слушай шёпотную речь
Белёсой тьмы крадущегося снега.
В глухую полночь кто-то тихий бродит
В провалах туч, с луной-поводырём.

Лес до костей исклёван вороньём,
Гудят деревья к долгой непогоде,
Зажжёшь огонь – и в поисках ночлега
Мертвец, не странник, постучится в дом.

А выше снов – вселенская тоска
В зрачках волков далёкой звёздной стаи,
Алмазный всполох, млечная река...

Кровь тяжелеет синей зимней сталью
От песен древней вьюги – смутных, странных,
Болеет сердце, пустота - сладка

---------------------------------------------
усни, не слушай / крадущегося снега / в глухую полночь /
гудят деревья / и в поисках ночлега / мертвец, не странник /
далёкой звёздной стаи / алмазный всполох /
от песен древней вьюги / болеет сердце



*** Улика. Реконструкция мифа.  (автор: Анна Малютина (Санкт-Петербург))

   Знакома ли вам магически притягательная сила некоторых предметов, которые иногда совершенно случайно попадаются на вашем пути?.. Действенность этой силы особенно заметна, если вы находитесь в гостях у букиниста, антиквара или иного собирателя раритетов.
     До сих пор помню то странное ощущение, которое возникает, когда держишь в руках книгу с автографом Александра Блока или листок, исписанный аккуратным учительским почерком Фёдора Сологуба, а на стенах обычной квартиры видишь картины Константина Сомова, Александра Бенуа, Валентина Серова, Виктора Борисова-Мусатова. И чувствуешь, как возрастает напряжённость неведомого физикам поля и вас начинает затягивать в такую воронку, из которой не знаешь, как выбраться…
     Раздвигаются незримые грани, и вы уже не понимаете, что за рамками этих картин? – Тюильри?.. Версаль?.. Царское Село?.. и, восклицая "о век галантный!", вы почти вживую представляете прогулки дам и кавалеров, а на заднем фоне в туманной дымке проступает булонский лес…
     Прощальный маскарад на старой акварели продлится совсем недолго. Среди боскетов затеряются напудренные букли париков, а мушки на щеках выцветут, словно буквы в буклете, надпись в котором мелкой нонпарелью беззвучно кричит о том, что праздник завершится плахой, и столь любимый стиль рококо – не роскошь, а предтеча Робеспьера.
    Когда на пороге санкюлоты, лето сулит отнюдь не отдых. Июньский вечер обещает на завтра – облачность, а ветер, если верить прогнозу, ожидается переменный. И куда ни двинешься – мерещится мятежный Париж за каждым поворотом.
    Декорации те же, но ещё можно переиграть роли. И вот уже слышится: "Пора, пора…" – Это мадам Рошет торопит медлительного дворецкого: "Дюран, скорее в путь!.. Для нас спасение – дорога до Варенна…"
    Но время безнадёжно упущено. Не убежать в нагруженной карете… Переодетый девочкой дофин, проснувшись, начинает плакать. Колёса вязнут, на спицах оседает пыль, сухой суглинок скрипит на зубах и на подошвах. Погода портится, в театре небо затягивают чёрным крепом и кажется, что не туча, а тень гильотины нависает клином над головой обречённого монарха.
    И скоро, очень скоро, – на рассвете, когда невозможно скрыться под полями чужой шляпы и надо расплачиваться серебром за выезд, – вот тогда-то злосчастное экю станет нечаянной уликой, по которой будет опознано лицо простолюдина.
   И занавес падёт, когда сравнят гражданина Луи Капета и королевский профиль на монете…
   Куда закатилась эта монета?.. Нумизматы хранят молчание…

--------------------------------------------
данный текст написан в технике растворения. В нём можно увидеть спрятанный сонет:

***
О век галантный дам и кавалеров!
Булонский лес на старой акварели,
В буклете надпись мелкой нонпарелью:
Стиль рококо – предтеча Робеспьера.

Июньский вечер… Ветер переменный,
Мерещится Париж за поворотом…
"Пора, пора, – мадам Рошет торопит, –
Спасение – дорога до Варенна".

Не убежать в нагруженной карете,
Колёса вязнут… Пыль… Сухой суглинок…
Тень гильотины нависает клином
Над головой монарха…
…..........................................На рассвете
Опознано лицо простолюдина
И королевский профиль на монете.

------------------------------------------------
а в самом стихотворении — японские сонеты:

в буклете надпись: / над головой монарха / тень гильотины
о век галантный / и королевский профиль / простолюдина
июньский вечер, ветер, / сухой суглинок,
спасение – дорога, / колёса вязнут

или

о век галантный / предтеча Робеспьера / тень гильотины
июньский вечер / дорога до Варенна / сухой суглинок
Париж за поворотом, / колёса вязнут
мадам Рошет торопит / простолюдина



------------------------------------------------- все ответвления проекта отследить уже не возможно, и нет смысла – главное – результат: доказанная возможность объединения в одном тексте различных жанров (пример в качестве небольшого отступления):

***
деревья в парке. клёны смеются красным.
внутри дорожки. в небо глядят тюльпаны.
меня не видно, это всего лишь частность
уже не страшно об этом сказать прощаясь.

теряют память ветви – спасают души,
листву, чей шелест можно годами слушать,
дороги вязкость, крови следы по стёклам..

закрыты двери наружу обшивкой колкой.
до встречи в парке, где клёны рыдают красным.

июля тайны, сегодня уже не тайны.
с июлем спорить можно о чём угодно
слова не вечны, даже, когда бездонны

зарыты в землю клады чужого счастья,
в молчанье наше, но это всего лишь частность.


…………………………………деревья внутри меня
…………………………………уже роняют листву
…………………………………дороги закрыты
…………………………………до встречи июля с июлем
…………………………………слова зарыты в молчанье
.
.
.
**
рыдают красным
деревья в парке
смеются красным
.
теряют память
листву, чей шелест
чужого счастья
.
уже не страшно
о чём угодно
сказать прощаясь:
.
дорожки в небо
в молчанье наше
всего лишь частность
.
.
меня не видно
закрыты двери
слова не вечны
.
молчанье наше -
дороги вязкость
дорожки в небо
.
июля тайны
уже не тайны
уже не страшно
.
смеются красным
деревья в парке
рыдают красным...



*** Период абстиненции (автор: Анатолий Страхов)

Лишь мысль о том, что можно не успеть
 В конце концов сбывается. Банальность.
 В угрюмом парке, в каждой ветке — плеть
 И в каждом вздохе есть своя тональность.
 К многоголосной музыке Машо
 Дорога в листьях от каштанов старых...
 Но ты давно не веришь в этот шёлк.
 В твоей квартире тёмной вянут астры.
 Не сложится картинка прежних встреч
 Из одиночеств и туман всё гуще,
 Окно закрыто плотно неимущим
 Словам о счастье счастья не сберечь.


 Притоплен берег. Дождь десятый день.
 Аир разросся, реки стали шире.
 В угрюмом парке проявилась тень
 И астры расцвели в твоей квартире.
 Мерцают осыпаясь с веток вниз
 За каплей капля, что здесь надо гостю?
 Омлет на завтрак, тофу с рыбьей костью?
 Твоя готовность выполнить каприз?
 Сгорают долго листья, горек дым.
 Ручьи текут в ненастье обнажаясь
 И снова ты сидишь одна, не каясь
 И ждёшь его перед окном пустым.

 Но птицы улетели навсегда
 В чужую осень снам оставив гнёзда
 На стенах звёзды проступили поздно -
 Полы покрыла мёртвая вода.


------------------------------------------ 
в угрюмом парке /  не сложится картинка / из одиночеств
окно закрыто /  аир разросся, реки /  в твоей квартире
мерцают осыпаясь / за каплей капля
сгорают долго листья / на стенах звёзды

из одиночеств / не сложится картинка / дорога в листьях
притоплен берег / но птицы улетели / оставив гнёзда
в твоей квартире тёмной / на стенах звёзды
мерцают осыпаясь / в чужую осень

 в угрюмых парках / сгорают долго листья / каштанов старых
 туман всё гуще / окно закрыто плотно / омлет на завтрак
 но ты давно не веришь /  словам о счастье
 аир разросся, реки / текут в ненастье




СОНЕТНЫЙ ВЕРЛИБР  (фрагменты из книги «Сонеты тёмной любви»)


*** Открытка (автор: Ладошкина Татьяна)

бумажная открытка, тройка, сани...
потрогать можно, - как живые едут.
не дорог почерк напиши руками
позёмки-нидерландки, ветра-шведа...
топчу ногами снег, ловлю губами
прозрачный камень праздничного глянца.
в рождественской гирлянде в ритме танца
на липком скотче вздрагивают лани
папье-машовый ангел обернётся,
стеклянный лётчик выглядит, как местный.
игрушечные панды, колокольцы...
сюрпризы ночи всем давно известны, -
на ёлке неба - белый шарик солнца
уже с утра моё согреет сердце.


*** Дней воробьиных цвет... (автор: Кантина Татьяна)

Дней воробьинный цвет: себя теряю.
Снов хлебный мякиш крошится в кармане.

Ладони мёрзнут от весны фантомной.
В небесной мутной склянке сизый воздух,
Настойка марта, ржавый привкус крови.

Опухший город c вечною одышкой.
На складках мятых улиц птиц прорехи,
Несвежесть снега, что сродни коросте.

Спешить домой не надо, к тьме застольной.
Ключ брошен в урну... Стук дождливой трости.
Маяк окна не светит – смотрит слепо.
Сто лет и больше бродит на погосте
Чудовищ-крыш чумной и нищий ветер...

А мир-птенец так жалок и некрепок...


*** Гость (автор: Валдис Дубулт)

не приноси конфеты и молчанье
в мой дом плывущий по изгибам веток.
в снегу глубоком прорезают тени
кривую плоть сарая, пятна света.
уже не спрятать в книгах ожиданье.
на зимней даче всё молчит о лете.
не слышны разговоры, споры, ссоры,
соседей громких, только воет ветер.
рождественский подарок. будет скромным?..
"как будто к другу" не иди, не стоит.
днём прилетает ворон, - гость мой тёмный
с еловой шишкой, с голубым простором,
и долго долго слушает с забора,
как бубенцы звенят холодных комнат.


*** Голос за кадром (автор: Бухенская Яна. Санкт-Петербург)

Не столь торжественно, сколь черно-бело
начерчен мир на нашем расставаньи.
Метель заносит те слова, что ранят,
последние попытки слушать тело,
играть по нотам, уходить – всё разом…
Не набран номер, голос ждет за кадром,
и вряд ли будет слышен в этом фильме
хоть чей-то шёпот. От твоей любви мне
остался синий свитер данью небу,
где весь наш воздух, что мы вместе рвали,
и стопка книг, стоящих, словно камни
стеною плача. Но наступит вечер
и выяснится, что давно отсняли
все сцены с нами. Да и плакать нечем.



*** Осенние порталы (автор: Будашко Виталий. Одесса)

 на «нет» твое, во мне – «постой, не надо» 
 открыв портал осенних коридоров
 качнулась ветка, отвлекая взгляды
 пруд замер, ожидая разговора

 прикосновений слов, тревожа душу
 полет из бездны завершает споры
 над зазеркальем правды я не струшу
 расслаблю крылья, ощутив опору

 у каждого ответа в этом мире
 свой знак вопроса, заданного болью
 но он не созревая, меркнет, или
 не задается смерть, сыта любовью

 вопрос-ответ, распятые пунктиром
 ко всякому подходят изголовью


*** Опустевший дом (автор: Дина Ясная. Израиль)

 в осенней непогоде есть усталость
 прощальный бенефис. актёра слёзы.
 дом опустевший  вызывает жалость
 в гамачьей паутине пленник грёзы
 ночует призрак. Мысли о свиданьи?
 по мутным окнам,  скорбным их глазницам
 стекают струйки ливня.  дрожь касаний
 по веткам сливы. Что им может сниться?
 в углу крыльца-калоши птичьи гнёзда
 зонт чёрно-белый  с ручкой деревянной
 дверь хлопает от ветра. Писк. Мышь мёрзнет
 скрипят ступени эхом рванным..странным..
 когда-то смех звенел здесь, пахли розы
 шумели гости. Каждый был желанным..


*** Дуэнде (автор: Коловерников Николай)
…........................................"Всюду, где черные звуки..."
Торрес

Касанье привлекает только звуком
Вдоль шеи до груди упругой тёплой
Чуть ниже солнца там, где полог ночи
Окрасит страсть цыганки в рыжий клёкот,
В цвет чёрный - губы, в белый - нежность пальцев.

Трава забвенья или кровь закатов
На брачном ложе сохнет третий месяц,
Чтоб вскоре вспыхнуть, всё объяв пожаром...

Истома хабанеры. Мчится всадник.
Ножа острее тень цветы срезает.
Скажи о том как любишь, рассмеявшись,
Ударом в сердце он ответит...
Утро,
Качает листья пальм ливийский ветер,
Быков клеймят и платья шьют на праздник.


------------------------------------------------------------- Другие варианты использования техники «совмещения»


*** Любовь здесь не придумать

Любовь здесь не придумать. Осень. Ветер.
В окно стучится дождь, за ночью утром
Знобит как будто в лихорадке. Это
Ещё не дно, но данность. Просто сердце
Болит и ни во что уже не верит.

Дружить здесь можно только с тихой грустью.
Смотрю в глаза ей — вижу: пятна, тени,
Стена в разводах серых. Молча встречу
Зарю и так же незаметно, молча
Вернусь в себя, забуду всё, исчезну...

… и проявлюсь над морем белой чайкой,
Акацией, цветущей вдоль дороги
Волной прозрачной, гладкой черной галькой,
В ином пространстве: светлом, чистом, тёплом.

----------------------------------
*крипта (или текст в тексте)

Осень. Ветер в окно.
Ночью, утром знобит.
Это ещё не дно,
Просто сердце болит.

С тихой грустью смотрю:
Пятна, тени, стена...
Молча встречу зарю,
Молча, вернусь в себя.



*** Чернильный остов лодки, берег в тине

Чернильный остов лодки, берег в тине.
Сухой осины ветви, старых сосен.
Чернильный мостик и, как будто, осень
Дрожит над синью, ждёт к себе Мессию
Речного неба...
                Господи, я знаю
В зрачках чернильных Ты пройдёшь безвидно,
Ночные тени заплетая в косы.
Поющей рыбы тихие молитвы...

Я рисовал тебя немного ветром,
Толкающим пугливых водомерок
Исполнить танец на зеркальной глади.
Всезнающим, вселюбящим, наверно,
Я был наивен и самоуверен,

Я рисовал Тебя с собою рядом.

------------------
*крипта (или тексты в тексте)

Чернильный остов....................Лодки, берег в тине.
Сухой осины.............................Ветви, старых сосен.
Чернильный мостик..................И, как будто, осень
Дрожит над синью,...................Ждёт к себе Мессию

Речного неба... ..........................Господи, я знаю
В зрачках чернильных..............Ты пройдёшь безвидно,
Ночные тени...............................Заплетая в косы.
Поющей рыбы............................Тихие молитвы...




*** (перевод/переделка 19-го сонета Дж.Китса)

Порывы ветра…  Всюду, справа, слева
Кусты сухие, ледяные вихри.
Глядят с презреньем, с каждым днём всё злее,
Ночные звёзды. Путь же мой не близок.

Не замечаю, мне не интересен
Опавших листьев мир под тёмным небом.
Почти не слышу тихий слабый шелест,
Их мёртвый шорох о прошедшей жизни.

Что боль?  Что мысли? Всё одно и тоже.
На лужах корка, лёд, следы сорочьи,
Во тьму вкрапленья, малое во многом,
Несовпаденье снега и покоя,
Надежд тревожных, ноток откровенья,
Свечей погасших и молитвы скорбной.

---------------------------------------

Порывы ветра                Всюду, справа, слева
Кусты сухие,                ледяные вихри.
Глядят с презреньем                с каждым днём всё злее,
Ночные звёзды                Путь же мой не близок.
Не замечаю,                мне не интересен
Опавших листьев                мир под тёмным небом.
Почти не слышу                тихий слабый шелест,
Их мёртвый шорох                о прошедшей жизни.

…………………………..или

***
ночные звёзды
глядят с презреньем
почти не слышу
порывы ветра
осенних листьев
следы сорочьи
что боль?  что мысли?
одно и тоже.


…………………………..или
***
прошедшей жизни
во тьму вкрапленья,
кусты сухие…
несовпаденье
свечей погасших,
молитвы скорбной,
опавших листьев,
надежд тревожных.


…………………………..или
     ещё несколько текстов (только на основе одной полифонической единицы, однако в тексте присутствует три полифонические единицы, которые могут дать разнообразие звучание скрытых крипт), всё это ключ к «бесконечной» книге, видимо Борхес :) при написании своей Книги Песка, заглядывал к нам. Это не совсем шутка, - планы на ближайшую перспективу (2-3 года).


3. ТЕМПЕРАЦИЯ

Век назад Томашевский критиковал Андрея Белого за попытки найти в прозе стихи (растворение в прозе: с одной стороны доказало такую возможность, а с другой (в нашем проекте) показало один из способов соединения в одном тексте двух и более жанров. Но… «маловато будет». Возможно ли полное 100% слияние текста прозаического и стихотворения?


*** Зимняя охота на степного волка

  Недалеко от Сысерти в Сосновом меня встречал Кузьмич и незнакомый охотник.
- Эко бесово отродье, подижь забыл шаманские привады посредь каменьев.
- Чёрт, Кузьмич, не надо напоминать о прошлом, едем?
- Едем.
 
  Забить степного волка в эту зиму велел мне голос свыше, схожий с хрипом отца, стоящего у изголовья больного сына. Этот голос слышал я не впервые, только память нудно скрывала обстоятельства и время, когда и где. Зачем?  Я знаю точно, что буду делать завтра, через месяц. Я к этому привык. Мне это нужно.

   За пару вёрст до торных троп натёрли полынью рукавицы, обкурили  кипреем деревянные лопатки, капканы, чурки, верхнюю одежду. Кузьмич кивает:
- Эко, непорядок. Коровий кал для обуви в бидоне, поди обмажь... 
Я глупо улыбаюсь:
- Эх, чёрт Кузьмич, и это есть охота?

  Приметили оставленную вичку на летнике, побочный след.
- Кудыж им  деваться - ща срисуем.
Аккуратно Кузьмич снял  снежный пласт со следом волка, поставил внутрь капкан, присыпал снегом и снежный пласт вернул на место. Пятясь, замёл свои следы еловой веткой. Второй и третий под его присмотром я ставил сам. 
- Скажи Кузьмич, зачем мы к капканам привязали чурки?
- Энто?  Штоб не петлять за просту так по лесу.

  Как только свет забрезжил, вышли к месту:
- От тож его, поймался! Ща подвяжем. Айда по следу. Долго не потянет, - как будто задыхаясь, телеграмно запричитал Кузьмич, - с ружья, дубиной?
- Не понял. Ты о чём?
- Чем добиваем?..

  Четвёртый час. Кузьмич читал по следу:
- Вот вишь, тут чурка не давала ходу. Ужо устал. Капкан взял в зубы. Тащит. Матёрый гад. Отвёртывает лапу... Ушёл паскуда...  Нет... Вон вишь, чуть дальше?
  Замёрзшие глаза степного волка смотрели на меня, не отрываясь. Я потерял сознание. Я видел: что надо мной стоит отец  в нелепых,  звериных шкурах, что-то говорит мне, но я его совсем не понимаю.
 

эпилог.

Любимая прости, что вдруг уехал.
История, что рассказал, - дурная.
Я задержусь ещё здесь на неделю.
Пишу письмо, как будто отгрызаю,
затёкшую в бумажных дугах лапу.
 



==========================================================


Второй вариант прочтения (драматический ямб)

***
Недалеко от Сысерти в Сосновом
меня встречал Кузьмич и незнакомый
охотник. - Эко бесово отродье,
подижь забыл шаманские привады
посредь каменьев. - Чёрт, Кузьмич, не надо,
напоминать о прошлом, едем? - Едем.

Забить степного волка в эту зиму
велел мне голос свыше, схожий с хрипом
отца, стоящего у изголовья
больного сына. Этот голос слышал
я не впервые, только память нудно
скрывала обстоятельства и время,
когда и где. Зачем?  Я знаю точно,
что буду делать завтра, через месяц.
Я к этому привык. Мне это нужно.

За пару вёрст до торных троп натёрли
полынью рукавицы. Обкурили
 кипреем деревянные лопатки,
капканы, чурки, верхнюю одежду.
Кузьмич кивает: - Эко, непорядок.
Коровий кал для обуви в бидоне,
поди обмажь...  Я глупо улыбаюсь:
- Эх, чёрт Кузьмич, и это есть охота?

Приметили оставленную вичку
на летнике, побочный след. - Кудыж им 
деваться - ща срисуем. Аккуратно
Кузьмич снял  снежный пласт со следом волка,
поставил внутрь капкан, присыпал снегом
и снежный пласт вернул на место. Пятясь,
замёл свои следы еловой веткой.
Второй и третий под его присмотром
я ставил сам.  - Скажи Кузьмич, зачем мы
к капканам привязали чурки? - Энто? 
Штоб не петлять за просту так по лесу.

Как только свет забрезжил, вышли к месту:
- От тож его, поймался! Ща подвяжем.
Айда по следу. Долго не потянет, -
как будто задыхаясь, телеграмно
запричитал Кузьмич. - С ружья, дубиной?
- Не понял. Ты о чём? -  Чем добиваем?..

Четвёртый час. Кузьмич читал по следу:
- Вот вишь тут чурка не давала ходу.
Ужо устал. Капкан взял в зубы. Тащит.
Матёрый гад. Отвёртывает лапу...
Ушёл паскуда...  Нет... Вон вишь, чуть дальше?

Замёрзшие глаза степного волка
смотрели на меня, не отрываясь.
Я потерял сознание. Я видел:
что надо мной стоит отец  в нелепых, 
звериных шкурах, что-то говорит мне,
но я его совсем не понимаю. 

эпилог.
Любимая прости, что вдруг уехал,
история, что рассказал, - дурная.
Я задержусь ещё здесь на неделю.
Пишу письмо, как-будто отгрызаю,
затёкшую в бумажных дугах лапу.



=======================
Это, если коротко.