Марийские священные рощи

Сергей Карпеев 3
Как чудо и как легенда в наш 21-й век, в центре европейской России есть народ, который до сих пор молится в священных рощах. Это народ мари – марийцы, старорусское название – черемиса. Живут в республике Марий Эл и на Урале.
Молятся они среди деревьев, в кюсото – так называют эти молельные рощи, руководит молением карт – марийский жрец.
Располагаются такие рощи обычно скоплениями, причем образуют определенные фигуры: если соединить рощи прямыми линиями, чаще всего возникнет геометрическая фигура или древняя руна.
В каждой роще общиной молиться можно только 1 раз в год, причем молебны всегда совершаются при растущей Луне - никогда при убывающей.
Личное моление в роще не ограничено.
Центр кюсото – это священное дерево – онапу!
У основания этого дерева приносят жертвы и возносят моления и просьбы.
Жрецы изначально выбирают именно онапу, и в зависимости от его силы очерчивают круг определенного диаметра - этот круг и становится Священной рощей. Изначально большинство рощ были внутри лесных массивов, но леса свели, а кюсото остались.
Село Исменцы, священная роща Пистер – в переводе Липовая роща.
Место само по себе удивительное – в этой роще стоят вековые липы, клёны и дубы невероятных размеров.
В нашем холодном климате, как правило, крупные широколиственные деревья редко доживают до преклонного возраста, так как зимние морозы портят ствол, и тем самым убивают дерево.
В этой же роще таких деревьев множество, они настоящие великаны – такое не часто увидишь в Марий Эл и Татарстане!
Второй момент – роща явно языческая, но в ней есть элементы христианства, то есть наблюдается сращение религий – по-другому СИНКРЕТИЗМ!
Кроме онапу там расположены деревья любви - тут просят о хороших женихах или невестах молодые.
Онапу -  марийцы свечки ставят прямо на дерево, прямые свечи, как правило церковные, а вот настоящие языческие свечи - это плетенные (2 или 3 косички) свечи, причем для рощ приносят самодельные восковые свечи, а не свечи из парафина.
Считается именно такие свечки более угодны богам, ну, а кто принес обычную свечу - тоже неплохо, как говорится, что есть, лишь бы от чистого сердца...               
Как и в любой марийской языческой роще – здесь немного жутковато, и в тоже время как-то торжественно, Природа – есть истинный храм Бога! Всякий народ понимает и верит в него по-своему, будем же уважать веру своих ближних!
Моление в честь языческого праздника делается в кюсото – священной роще, куда верующие марийцы приходят поклониться богу Юмо и божествам природы уже не одну сотню лет.  Войти в эту липовую рощу можно только в чистой одежде (некоторые, в том числе карты, приходят в национальных костюмах), обязательно наличие головного убора, для женщин – юбок. Каждый, входящий в кюсото, должен «смыть» нежелательную энергетику, умыв лицо и руки родниковой водой.
 
В роще всегда очень много запретов:
 Здесь нельзя ломать ветки, убивать животных (не жертвенных), жечь костры (опять же, не ритуальные), справлять нужду, сюда запрещено заходить женщинам в известный период. Запрещено здесь, естественно, и пьянство, и мусор - и надо сказать, в рощах действительно поразительная чистота.
 
Марийцы часто рассказывают настоящие случаи, когда боги строго наказывали тех, кто осквернял или приносил вред роще.  Так местный житель Александр рассказал нам, что однажды из рощи украли несколько больших котлов, лопаты, крюки – всё железо. Скорее всего, это сделали сельские пьянчуги, чтобы сдать на металлолом. Их вычислили, но доказать ничего не могли – металл они уже сдали и пропили. Через 3 месяца одного задавило трактором, а второй из этой компании угодил в тюрьму.
Марийцы напрямую связывают эти случаи с возмездием, которые духи рощи обязательно приведут в исполнение за кощунство.